Авиация в зоне турбулентности

В разгар кризиса местное авиасообщение оказалось в непростой ситуации. В авиакомпаниях, летающих на зарубежных самолетах, теперь сильно выросли расходы.
A- A+
Авиация в зоне турбулентности 

В разгар кризиса местное авиасообщение оказалось в непростой ситуации. В авиакомпаниях, летающих на зарубежных самолетах, теперь сильно выросли расходы.

Не так давно СМИ Бурятии трубили радостные новости о том, что для Бурятии приобретаются в лизинг три американских самолета Cessna, а четь позже – два чешских L-410 авиакомпанией «ПАНХ». Их появление должно было стать толчком в развитии внутренних авиаперевозок.

Теперь на фоне падения рубля зарубежные самолеты сильно осложняют жизнь местным авиакомпаниям. Особенно это касается американских Cessna.

- Мы закупаем запчасти на свои самолеты в Америке, мы отправляем туда летный и инженерный состав на переучивание. Там цена в долларах осталась та же, но мы теперь платим вдвое больше. Ежегодно мы отправляем в Америку пилотов на тренажер. Раньше тренажер стоил 240 тысяч, чтобы отправить одного пилота, теперь цена поднялась до 650 тысяч, - рассказывает директор авиакомпании «ПАНХ» Константин Осин.

Кроме того, возникли и проблемы с поставками запчастей. Из-за того, что американские компании не слишком оперативно поставляют необходимые запчасти, в Бурятии месяцами простаивают самолеты. А ведь для небольших местных авиакомпаний любой простой может сильно сказаться на финансовой устойчивости.

Пока не до развития 

Тем не менее малая авиация сегодня держится неплохо. Во многом это происходит за счет господдержки, которая оказывается этому виду транспорта. В Бурятии это возмещение половины лизинговых платежей, в Иркутской области – возмещение выпадающих доходов. На федеральном уровне также идет возмещение выпадающих доходов на межрегиональных рейсах.

Если говорить о возмещении лизинговых платежей в Бурятии, то пока что оно касается только самолетов Cessna. Однако сейчас на утверждении находится и предложение о таком же возмещении относительно самолетов L-410. И если правительство найдет средства на эти компенсации, то это сильно облегчит жизнь авиакомпании. В противном же случае в нынешних условиях «ПАНХу» придется непросто.

- Мы попросили такую же поддержку и по самолетам L-410, потому что мы за три самолета Cessna должны платить по 4,5 миллиона каждый месяц. Если билет до Иркутска стоит 2900 рублей, то у нас туда-обратно при полной загрузке получается 54 тысячи дохода с рейса. А нам нужно набрать 4,5 миллиона в месяц, чтобы только заплатить лизинговые платежи. А они составляют только 25-30 процентов от общих расходов на эксплуатацию самолета, - рассказывает Константин Осин.

Федеральная поддержка тоже играет немалую роль. Например, в прошлом году она была сокращена в несколько раз – авиакомпания получала меньше миллиона на возмещение выпадающих доходов. При этом в 2013 году эта сумма достигала 4,5 миллиона.

Сегодня, по словам руководства компании, удалось добиться возвращения уровня 2013 года по этому виду финансирования. Но даже такая поддержка не обеспечивает небольшим авиакомпаниям финансовую стабильность.

- Любое предприятие, которое работает с господдержкой, эта господдержка должна выводить в ноль. Причем, расчет делается исходя из 75-процентной загрузки самолетов. И если загрузка самолетов составит 60 или 50 процентов, то мы работаем в убыток, - говорит Константин Осин.

Социальные рейсы 

В то же время обвального падения спроса на авиаперевозки, как ни странно, не наблюдается.
 
- На внутренних перевозках падения пассажиропотока и спроса сегодня нет. Падение идет на больших рейсах, на дальние перевозки. Внутри, в труднодоступных районах, где нет наземного транспортного обслуживания, есть необходимость завозить продукты, совершать перелеты, там должна быть санавиация, - отмечает Константин Осин.

Еще один фактор, который позволяет региональным авиакомпаниям сохранять пассажиропоток, – это заниженные цены на билеты. Компенсация выпадающих доходов позволяет существенно снижать стоимость билета. И если, например, себестоимость билета в Курумкан составляет около шести тысяч рублей, то сегодня туда можно добраться за 2,6 тысячи.

Помимо прочего, власти и местные авиакомпании намерены в ближайшее время запустить еще ряд внутриреспубликанских рейсов.

- Мы уже открыли дополнительные посадочные площадки в Бурятии. Это Баргузин, Курумкан, Кырен, Усть-Баргузин, Багдарин. Это социально значимые перевозки, и они должны дотироваться. Сейчас мы должны подать в РСТ документы, чтобы защитить максимальный тариф. И на сумму, которая будет выделена из бюджета, стоимость билетов будет пропорционально снижаться. Если это произойдет, то это будет большим плюсом в развитии малой авиации в Бурятии, - рассказывает Константин Осин.

Вопрос о развитии этих направлений разрабатывается властями достаточно давно. И сегодня есть шанс на то, что подобные рейсы все-таки будут запущены. Если, конечно, дефицитный республиканский бюджет потянет такие расходы.

Владимир Пашинюк, «Номер один».

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.