Картонный Улан-Удэ

Испытание весенним ветром город не выдержал. Ждем землетрясения?
A- A+
Выбитые окна, сорванные крыши, покалеченные машины и рухнувшая с домов облицовка. Более 600 тревожных звонков в диспетчерские об обесточенных домах и квартирах. Это не военные действия, а всего лишь последствия ветра в Улан-Удэ. Картонный город не выдержал порывов в 25 м/с. Люди подсчитывают убытки, а службы, ведомства и застройщики спихивают ответственность друг на друга. Общий ущерб от ураганного ветра, пронесшегося по Улан-Удэ, еще предстоит оценить. 

Летающие заборы

По данным Бурятского Гидрометцентра, 20 и 21 апреля порывы ветра в Улан-Удэ достигали 18-25 м/с. И при первых же сильных порывах в Интернет посыпались десятки сообщений от испуганных горожан. Почти каждые пять минут люди выкладывали в Сеть фотографии, на которых виден был то плавно пролетающий на уровне четвертого этажа забор, то вырванные с корнем деревья.

Первыми полетели заборы на стройках. В 113-м микрорайоне рассказывают, что боялись выйти на балкон. Ветер сначала трепал хлипкое ограждение на стройке, а спустя несколько минут просто вырвал плохо закрепленные железные листы сайдинга и разбросал по двору. На улице Ключевской, Жердева и Борсоева жители соседних со стройками домов наблюдали точно такую же картину страшного хаоса. 

В Октябрьском районе на улице Шумяцкого ветер легко сорвал облицовку на одной из стен в новостройке. А в микрорайоне Южном, на улице Солнечной, в поселке Тальцы люди наблюдали, как со зданий слетают крыши. 
 
Для единой диспетчерской службы по городу Улан-Удэ прошлая неделя стала одной из самых «жарких». Только в первые сутки к ним поступило 650 обращений об обесточенных домах. Работали десятки аварийных бригад – ветер срывал провода, валил на них деревья. 

Опасные снаряды

Но больше всех пострадали жители 113-го микрорайона. Так, улан-удэнка Ирина Калашникова, вернувшись домой с работы, была в шоке от того, что увидела. Весь двор усыпан осколками и кусками оконных рам. Несколько балконных проемов сверкали черными дырами. Первая мысль – «не случилось ли чего с детьми?».

Из-за сильного порыва ветра из дома буквально посыпались одно за другим окна. Как рассказывают жители дома, когда это началось, грохот стоял страшный. Ведь с большой высоты на асфальт падали огромные балконные конструкции. Часть рам вместе со стеклами улетели на улицу, во двор. Еще несколько конструкций упали вовнутрь квартир.

Самое страшное, что вблизи дома находится школа № 63, и одна из огромных балконных рам упала прямо во двор школы, где были дети. Летевший с высоты 5-го этажа смертельно опасный «снаряд» мог наделать немало бед. К счастью, каким-то чудом никто из школьников не пострадал.

Зато одно из окон упало на припаркованный у дома автомобиль «Форд», изрядно помяв его. Жители дома до сих пор не могут прийти в себя от случившегося.

- У нас на втором этаже тоже упала рама, но не на улицу, а в квартиру. Страшно подумать, что мог пострадать не только автомобиль, но и любой из наших жителей, кто в этот момент проходил возле дома, - восклицает жительница злополучного дома Ирина Калашникова.

Сейчас жильцы вместе с управляющей организацией собирают документы и хотят предъявить их застройщику. А строители тем временем беззаботно отвечают: они не виноваты, гарантия на окна давно истекла. 

Ответят ли за выпавшие окна?

Инженер управляющей организации ООО «Теплоком плюс», которая обслуживает дом 4а, объясняет – жильцы намерены спросить со строителей по полной программе. 

- Застройщиком у нас было ООО «Сити-строй». После случившегося мы составили акт. Сейчас собираем документы: с метеослужбы заказали справку о силе ветра. И попросили «Сити-строй» предоставить нам документ расчетных нагрузок. Дело в том, что когда я обратилась к застройщику, он мне сказал, что гарантия на окна год. Мы дом эксплуатируем уже три года, и якобы теперь под гарантийный случай они не подходят, - объясняет Надежда Южакова.

Однако, по словам инженера, Гражданский кодекс РФ обязывает застройщика давать пять лет гарантии на конструктивные элементы. С такой позицией застройщик соглашаться не желает. 

- Они говорят, что в конструктивные элементы окна не входят. Входят только стены, крыши, конструктивные элементы самого здания. Сейчас мы собираем подписи и документы. Дальше будем уже официально обращаться к ООО «Сити-строй». Посмотрим, что они нам официально ответят. Если не отреагируют, то жильцы будут обращаться в суд, - уверяет Надежда Южакова.

Чем все это закончится, пока не известно. Люди надеются, что застройщик все-таки возместит ущерб. Однако стоит напомнить, что сейчас для «Сити-строя» наступили нелегкие времена. Они упорно судятся с КУИ. Суть претензий от комитета по управлению имуществом – не выполненные вовремя обязательства. Общая сумма исков составила больше 80 миллионов рублей. 

Город может превратиться в руины

После апрельского «ветерка» люди в соцсетях резонно задались вопросом: «Если город не выдерживает ветра в 20 м/с, то к чему он вообще готов?» Не дай бог землетрясение, опасаются горожане. И их опасения имеют право на жизнь.

Улан-Удэ относится к зоне возникновения восьмибалльных толчков. Об этом говорилось на совещании Совета по науке и инновациям с участием главы Бурятии еще в 2015 году. Тогда ученые озвучили - немалое количество зданий здесь и в других городах региона были построены в 50-60 годах без учета реальной сейсмоугрозы. Нормы изменились, и балльность оказалась выше, чем предполагалась тогда. В итоге сегодня около 650 домов и сооружений в Улан-Удэ не соответствуют реальной сейсмостойкости. Общая площадь подобной застройки составляет более 2 миллионов квадратных метров. То есть фактически там проживает треть населения города. 

- Сейсмостойкость зданий, в первую очередь, зависит от качества строительства. Но это не значит, что в раствор не доложили цемент, а значит, сама конструкция здания не пригодна к такой сейсмичности, - рассказал тогда и.о. директора геологического института Сибирского отделения РАН Андрей Цыганков. 

Стандартам сейсмичности не соответствуют порой не только старые здания, но и новостройки. По словам ученых, 50 % дефектов возникают еще на стадии строительства, 20 % - на стадии эксплуатации и 30 % - из-за ошибок проектирования. 

На прошлогоднем совещании предлагалось множество вариантов усиления сейсмоустойчивости зданий. И на все были нужны немалые деньги. Минстрой заявил: для того чтобы провести научно-исследовательскую работу, необходимо порядка 250 миллионов рублей. 

- Это очень большая сумма, и, наверно, она правильная для обследования каждого дома, - согласился Вячеслав Наговицын. - Я все-таки вас склоняю к тому, чтобы исходя из типовых конструкций усиления, взять и посмотреть, если в зону с 9 баллами попал дом с 5-балльной сейсмоустойчивостью, то мы должны знать, сколько нужно средств, чтобы его усиление провести. Поэтому я прошу предварительную аналитику провести, возобновить разговоры с наукой. И разработать методы профилактики. Это более актуально, чем сейсмоусиление, - предположил Вячеслав Наговицын.

По всей видимости, разговора с наукой все-таки не получилось. Андрей Цыганков объяснил – строится все точно так же, как и раньше. Заявок за последний год о проведении экспертиз на возводимые здания в Улан-Удэ ученым не поступало. 

У строителей есть стандарт сейсмоустойчивости, по которому они возводят дома, а перед сдачей объекта их проверяют комиссии. В случае чрезвычайной ситуации, по закону они за все и ответят.

Однако вину нужно будет сначала доказать. Ведь если после сильного землетрясения здания в массовом порядке начнут сыпаться, как карточные домики, то жертв не избежать. 
И тогда разбираться придется серьезно и долго. 

Елена Медведева, Василиса Шишкина, «Номер один».

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.