Бюджетное гостеприимство

В Улан-Удэ растет количество хостелов
A- A+
Формат мини-гостиницы все больше привлекает местных предпринимателей, только за последний год количество хостелов в Улан-Удэ увеличилось в два раза. Курс рубля, поток монголов, высокая конкуренция и продвижение в Интернете – особенности нового для Бурятии бизнеса в материале «Номер один».

На одном из федеральном каналов сейчас идет сериал о трех друзьях, которые получили в наследство большую квартиру и решили открыть в ней хостел. Этот формат мини-гостиницы давно популярен на Западе и с недавних времен добрался и до нашего города. В отличие от обычной гостиницы хостел отличает бюджетный формат, где жилец занимает не всю комнату, а лишь отдельную кровать с шкафчиком. И если в заграничных странах такие места пользуются популярностью в основном у молодежи, то в России в мини-гостиницах останавливаются люди самого разного возраста и социального положения. 

Монгольский ажиотаж

В Улан-Удэ несколько лет назад чиновники рапортовали о недостатке гостиничных мест. Сейчас именно благодаря буму на хостелы в городе увеличился гостиничный номерной фонд. Из 122 гостиниц емкостью 2442 койко-места 17 представляют бюджетный мини-формат. Не типичный для Бурятии бизнес позволил создать более 100 новых рабочих мест.

Хостелы в Улан-Удэ ориентируются прежде всего на иностранцев. В прошлом году из-за падения курса рубля и отмены монгольских виз их стало заметно больше. Причем с короткими визитами столицу Бурятии чаще всего посещают наши соседи-монголы. По официальным данным, ежедневно границу с Россией пересекает более 900 граждан Монголии. 

- Сейчас делаем все для наших монгольских друзей. Ведь они составляют 85 процентов наших постояльцев. Мы даже правила проживания перевели, и весь персонал нанимаем только со знанием монгольского. Думаю, этот поток не скоро иссякнет, а монголы с каждым разом будут все более требовательными, – рассказывает совладелец «Хаски-хостел» Чинара Борончиева-Токтонова.

Отметим, если год назад первые хостелы, рассчитанные на поток монгольских любителей бурятского шопинга, представляли из себя почти простенькие «казармы» с двухъярусными кроватями, сейчас монголы выбирают мини-гостиницы европейского формата со всеми удобствами. 

По словам директора мини-гостиницы, с каждым сезоном контингент приезжих меняется. Если в январе и феврале Улан-Удэ оккупируют братья-монголы, то летом на Байкал устремляются гости из США, Франции и других стран. 

Чтобы не зависеть целиком от иностранных туристов, владельцы хостелов заманивают и других клиентов. 

- Сейчас мы пытаемся привлечь студентов, тем более за 7500 в месяц снять жилье в центре трудно. А у нас кухня, душ, вай-фай, да и компания приятная, – говорит руководитель хостела. 

Миллион на хостел

Открыть свой хостел – дело не такое простое, как кажется на первый взгляд. Если раньше достаточно было переделать просторную квартиру в мини-гостиницу, то с прошлого года хостелы в жилых помещениях оказались вне закона. Еще одной препоной для гостиничного стартапа являются первоначальные инвестиции, речь идет о сумме от миллиона рублей. 

О доходности хостелов говорит простая математика. В среднем местные мини-хостелы рассчитаны на 40-60 койко-мест, аренда каждого места стоит от 350 до 500 рублей в сутки. Максимальная доходность составляет порядка 25 тысяч рублей в сутки, однако занятость не превышает 10 процентов в межсезонье и 60 процентов в пик наплыва туристов. Поэтому говорить о быстрой самоокупаемости в этом бизнесе говорить не приходится. 

Один из способов открыть свое дело без необходимых навыков – это купить франшизу. Готовый пакет бизнес-решений стоит немало, однако позволяет не набить шишек на первых этапах. Таким путем пошла Александра Башинова, которая решила применить на практике знания, полученные на факультете «Гостиничное дело». 

- Я решила пойти поработать по профессии. Купила новосибирскую франшизу хостела «Достоевский». Почему такое название? Потому что это слово знакомо всем иностранцам, которые проходят нашего классика в школе, – рассказывает девушка. 

Спустя два года начинающая предпринимательница отметила бесполезность франшизы в хостельном бизнесе. 

- Она мне особо не помогла. Просто условия слишком разные в разных регионах. Как минимум везде свои туристические потоки, уровень доходов и, наконец, менталитет. Например, Улан-Удэ привлекает туристов за счет удобного расположения, мы транзитная точка к Байкалу и центру буддизма. Плюс рядом Улан-Батор и Иркутск, – отмечает Александра. 

Конкуренция растет

В прошлом году администрация Улан-Удэ впервые проводила конкурс на лучший хостел. В нем принимали участие 17 мини-гостиниц, причем 9 из них открылись в 2015 году. 

- Конкуренция выросла в разы! Все хотят заработать на туристах, при этом не вкладывая больших денег. Появились хостелы, где просто комнаты с двухъярусными кроватями, и все. Видимо, они рассчитывали на монголов. Но они сейчас предъявляют серьезные требования к комфорту, – отмечает руководить «Хаски-хостела» Чинара Борончиева-Токтонова.

Несмотря на привлекательность бизнес-идеи, часть стартаперов отпугнули прошлогодние изменения в законодательстве. Теперь мини-гостиницы нельзя располагать в жилых помещениях, то есть просто переделать обычную квартиру в хостел уже нельзя. 

- Успех хостела зависит от многих факторов. Например, важно месторасположение. Мы сразу искали центр, поэтому сориентировались на железнодорожный вокзал. Еще нужно найти хороший персонал. Человек должен не только знать английский, французский или монгольский языки, но и уметь улаживать конфликты, – отмечает основатель хостела «Достоевский» Александра Башинова. 

Сравнивая контингент отелей и хостелов, видно, что в бюджетных заведениях почти нет местных жителей. Любители адюльтеров и просто влюбленные парочки предпочитают отдельные номера или квартиры на час. 

С учетом того, что клиенты хостелов живут далеко от Улан-Удэ, главным инструментом продвижения становится Интернет. 

- Хостелов за эти годы стало больше, но уровень интернет-маркетинга в Бурятии практически отсутствует. Нужно понимать, что продвижение в Интернете – это не только контекстная реклама, а целый комплекс действий. Нужно задействовать соцсети, агрегаторы и СЕО. Даже если сайт будет не очень красивым, он может очень хорошо помогать продавать, – анализирует состояние рекламы этого сектора директор «Хостел Хаус» Арсалан Цыренов. 

Лев Хандажапов, «Номер один».

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.