Шкурный интерес

Почему депутатов волнует судьба БГУ?
A- A+
С момента, как было объявлено, что Николай Мошкин стал кандидатом на постоянную должность ректора БГУ, истерия вокруг одного из главных вузов республики снова начала нарастать. В дело опять вмешался Народный Хурал. Депутаты даже решили созвать внеочередную сессию, назначив ее на 15 июня. Причем доводы были на редкость жесткими – вплоть до национальной темы. Хотя подобные вопросы – не совсем в их компетенции.

Внезапно

Сам факт, что хуральцы заострили внимание именно на выборах ректора БГУ, заставляет задуматься. Внеочередную сессию вряд ли стали бы созывать из-за сверхвысоких цен на ЖКУ, или из-за переполненных детсадов, или из-за мизерных пенсий обычных граждан, не чиновников. Впрочем, если взглянуть, как депутаты обсуждают этот вопрос на заседаниях, многое становится понятно.

Довольно бурное обсуждение состоялось 23 мая в малом зале Хурала. На встрече присутствовали члены созданной рабочей группы, в числе которых депутаты республиканского парламента, представители правительства. Главный вопрос – что происходит в БГУ.

На тот момент, напомним, университет уже объявил, что представит Минобразу России одного кандидата на должность ректора – Николая Мошкина. Такое решение принял ученый совет БГУ. Причем единогласно. Однако некоторые депутаты, по ряду причин  чересчур  озабоченные судьбой  БГУ, стали снова публично возражать против этого решения. Хотя им прекрасно известно, что только федеральное министерство образования имеет прерогативу  назначать ректора подведомственного вуза.

«Бурят, и только бурят»

23 мая перед депутатами выступали министр образования Алдар Дамдинов и зампред правительства по «социалке» Владимир Матханов. Парламентарии, выслушав доклады, стали разыгрывать свои карты.

Например, Матвей Баданов предложил от имени рабочей группы дать отрицательную оценку действиям правительства, которое отправило в Минобраз РФ согласие на кандидатуру Николая Мошкина. И, в противовес, выслать в министерство несогласие Хурала.

Почти следом прозвучало предложение экс-ректора вуза Степана Калмыкова собрать по этому поводу внеочередную сессию Хурала. А Виктор Абушеев вообще рекомендовал правительству отозвать письмо, впрочем, сегодня его вряд ли кто услышит. Господин Абушеев под арестом, он является обвиняемым по уголовному делу в мошенничестве в особо крупном размере. 

Бато Семенов, в свою очередь,  предложил донести ситуацию до главы республики, а правовым комитетам Хурала и правительства дать юридическую оценку происходящему. Впрочем, Владимир Матханов напомнил, что никаких нарушений закона в данном случае нет.

Обсуждение было бурным. Депутаты эмоционально бросались высказываниями, часто – неосторожными. Например, прозвучал довод о том, что ректором БГУ должен быть только бурят. Присутствовавший на заседании главный федеральный инспектор по республике Сергей Ромахин так прокомментировал эти выпады:

– Я просто хочу одну крайность кратко затронуть, что, вот, лидером Бурятского университета может быть бурят, и только бурят. Я считаю, это крайняя точка зрения. Мы можем потянуть так мировое сообщество назад, – заявил он.

В конце выступления он отметил, что уходит с рабочей группы очень «озабоченный и озадаченный». И это понятно, ведь реакция депутатов на процедурные внутренние процессы учебного заведения выглядит слегка нездоровой. Впрочем, на все есть причины.

Конфликт интересов

Пристальное внимание к БГУ со стороны некой группы людей  превышает все рамки разумного. В Бурятии на сегодня почти все местные вузы работают в условиях, когда кресло ректора занимает руководитель с приставкой «и.о.», и никаких митингов не устраивается. Почему нет такой же истерии за пост, скажем, ректора БГСХА или, например, ВСГАКИ?  Быть может потому, что БГУ долгое время был источником благосостояния для целой группы депутатов?

Например, легко объяснить, почему Степан Калмыков активно пытается оспорить кандидатуру Николая Мошкина. Покинув должность ректора, он потерял доступ к серьезным активам. А поставить вместо себя новое лояльное руководство не вышло.
Уже почти полтора года бывший ректор БГУ Степан Калмыков с верными вассалами никак не может успокоиться и бьется не на жизнь, а насмерть за вуз, прикрываясь, как ему кажется, благородными целями. Видимо, слишком уж резко оборвалась его пуповина в 2015 году с любимой альма-матер. Связь эта была очень тесной и, как оказалось, для него весьма прибыльной. 

«Номер один», к примеру, уже писал о финансовом проекте  – благотворительном фонде развития БГУ. Он был создан физическими лицами без участия самого вуза. Калмыков имел звание президента. Вместе с ним учредителем этого фонда  был Виктор Абушеев и еще несколько человек, среди которых были люди, не имеющие никакого отношения к вузу. Фонд долгое время  жил в основном  за счет платежей из кошельков родителей, официально именуемых  «добровольными   взносами  студентов университета». После того как Калмыков лишился поста ректора, он поспешил ликвидировать свое детище.

Виктор Абушеев тоже потерял немало возможностей после смены ректора. Напомним,  он был единственным подрядчиком при строительстве нового корпуса БГУ. На тот момент Абушеев возглавлял ООО «Байкальская строительная компания» (БСК). Общая сметная стоимость объекта, к слову, более 674 млн рублей. Корпус был построен с множеством  финансовых нарушений на общую сумму около 50 млн рублей, что позже подтвердила независимая аудиторская проверка. Ответ на вопрос, почему объект был изначально принят с нарушениями, далеко искать не пришлось. Вполне возможно, эти «затерявшиеся» миллионы были не замечены лишь потому, что на момент сдачи объекта технический надзор был поручен дочернему предприятию БСК – ЗАО «Байкалжилстрой», то есть по формуле «сам построю – сам проверю». 

Вообще самостийность была одним из главных признаков в работе Степана Калмыкова. Чего только стоят его сделки по государственной недвижимости! К примеру, печально известный  трехэтажный дом в центре города. Напомним, в сентябре 1998 года он был приобретен университетом под гостиницу. Спустя десять лет ректор Калмыков  чудесным образом его «прихватизировал». Заметим: действующий на момент  заключения договора закон запрещал приватизировать любое имущество, принадлежащее государственному образовательному учреждению. Сегодня вузу через суд удалось вернуть дом в свое пользование. Но это был не единственный закон, через который перешагнул Калмыков в своих интересах.

Еще одна сделка с недвижимостью была устроена в 2002 году. Университет в лице Калмыкова приобрел у ОАО «Улан-Удэнский судостроительный завод» недостроенное административно-бытовое здание по улице Корабельной. Вместе с ним вуз получил в пользование земельный участок  почти 3000 квадратных метров. Спустя 6 лет ректор Калмыков продал государственный объект частной компании, соответственно, БГУ опять  потерял право и на здание, и на землю. Как и во всех предыдущих случаях, учредитель (Министерство образования РФ) не давал разрешений на продажу  недвижимости. 

Очередной ярый борец за право назначения ректора – Бато Семенов. Это депутат, который часто зарабатывает политические очки на подобных скандалах. Он был в первых рядах, когда встал вопрос о снятии с должности спикера Хурала Матвея Гершевича. Причем у депутата, по слухам, большие политические амбиции, которые ему реализовать так и не удалось. А как еще заработать имя, если не на самых резонансных вопросах?

Депутаты VS ученые

В любом случае, предстоящая внеочередная сессия республиканского парламента обещает быть шумной. Депутаты снова разобьются на два лагеря и будут пытаться перекричать друг друга. Хотя от их решения, по большому счету, мало что зависит. Последнее слово остается за федеральным Минобразом, в компетенцию которого входит назначение  ректора подведомственного учебного заведения. 

Кроме того, депутаты, видимо, подзабыли, что научное сообщество Бурятии обладает ничуть не меньшим влиянием на умы граждан. А в случае, если раздражение от деятельности парламентариев, вмешивающихся во внутренние дела  вуза,  достигнет критической массы, и ученые решат защитить члена своего коллектива, подвергающегося нападкам, то депутатам  мало не покажется. Научному сообществу Бурятии вполне по силам начать процедуру сбора подписей за роспуск скандального Хурала.

Артем Самсонов, «Номер один».

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.