Энергетическая неэффективность

Люди замерзают в домах, пока власти отчитываются об успехах в энергосбережении
A- A+
Для того чтобы снизить энергопотери и повысить энергоэффективность, власти приняли множество законов несколько лет назад. Впрочем, до сих пор особых результатов этой работы не видно. Население жалуется на холод в домах, в том числе, в новостройках, денег из бюджета не выделяется, а инвестиции приходят «в год по чайной ложке».

Ни копейки из казны

Закон об энергосбережении и энергоэффективности в Бурятии принят два с половиной года назад. Он в свое время должен был обязать местные власти проделать серьезную работу, для того чтобы максимально снизить энергетические потери и потребление. На днях Народный Хурал собрал ответственных за это чиновников и попытался подвести некий итог. Правда, как оказалось, подводить нечего.

Началось все гораздо раньше. Еще в 2008 году сам Владимир Путин издал указ, по которому к 2020 году энергоемкость валового регионального продукта должна была упасть на 80 процентов по сравнению с 2007 годом. В 2009 году приняли федеральный закон об энергосбережении, в 2014-м – республиканский.

Впрочем, на сегодня результаты выполнения указа в Бурятии неутешительны. За девять лет энергоемкость удалось снизить только на 23 процента. При этом бюджет денег на это не выделяет – ни местный, ни федеральный. Так что приходится обходиться частными инвестициями, которых, в масштабах энергетической отрасли региона, не так уж и много.

– Мероприятия по энергосбережению в 2015 году реализовывались в основном из внебюджетных источников, объем которых составил 316,2 миллиона рублей, – рассказывал Алексей Назимов, первый замминистра энергетики Бурятии. – В бюджете этих денег не выделяется. Не только в Бурятии, но и в России. Если в 2009 году было выделение средств, то в последние два года в бюджете России не выделяется ни копейки на эти цели.

С учетом абсолютной нехватки средств, а значит, и реальных возможностей заметно повысить энергоэффективность власти в попытках отчитаться используют все подручные средства. Например, одним из основных инструментов повышения энергоэффективности чиновники провозгласили установку приборов учета энергии.

И здесь есть определенные успехи. На сегодня 94,6 процента многоквартирных домов оснащены счетчиками, которые заставляют потребителей экономить. То есть не факт, что снижаются потери. Но жители, особенно пенсионеры, которым сложно платить по взвинченным тарифам, вынуждены экономить каждый литр горячей воды и каждый киловатт электричества.

Впрочем, энергоэффективность – это, прежде всего, снижение потерь. И его добиться в Бурятии оказалось не так-то просто.

Замерзающие новостройки

Для оценки уровня потерь в многоквартирных домах придумана специальная градация. Домам присваивают класс энергоэффективности, обозначающийся первыми буквами алфавита. Однако в Бурятии этот процесс идет как-то вяло.

По данным Госстройжилнадзора Бурятии, за девять месяцев этого года сдано и реконструировано 20 домов, для которых определен класс энергоэффективности. Всего по республике таких домов 115 из нескольких тысяч. Не густо. 

– Все возводимые новые жилые дома идут с новыми требованиями, с классом энергоэффективности, – уверяет Сергей Банников, замминистра строительства Бурятии.

В то же время представители Госстройжилнадзора уверяют: в республике увеличивается количество жалоб, поступающих на холод в квартирах. В том числе в новостройках. О классе энергоэффективности жители, понятное дело, в заявлениях не пишут. Потому как большинство просто не знает, что это такое и для чего это нужно. Но если вспомнить слова Сергея Банникова, что все новые дома получают такой класс – значит, жалобы идут именно на так называемые «энергоэффективные» дома.

Таким образом, даже класс энергоэффективности еще не говорит о том, что здание действительно удерживает тепло и экономит энергию. Впрочем, большинство домов не имеют такого класса и вряд ли когда-нибудь получат. Ведь ни один дом из категории «вторички» до сих пор не попытался выбить себе статус энергоэффективности.

– Мероприятия по энергоэффективности осуществляются по решению собственника и за счет собственника. Они не очень дешевые. Если даже управляющая организация разработала мероприятия по энергоэффективности, довела до собственника необходимость проведения этих мероприятий, их стоимость, собственники не всегда принимают решение об их проведении. Если и принимают – то не всегда понятно, за счет каких средств их проводить, – рассказывает Ирина Ахандаева, заместитель руководителя Госстройжилнадзора по Бурятии.

Только проверка прибора учета обойдется жителям в 60 тысяч рублей. А ведь, помимо этого, есть еще масса мероприятий, бумажной волокиты и затрат. 

«Бесплатные» светильники

Еще один вариант повышения энергоэффективности и снижения потерь – энергосервисные контракты. То есть инвестор приходит и ремонтирует или покупает новое оборудование, строит сети за свои деньги. А государство в лице города или республики рассчитывается с ним в течение последующих лет за счет сэкономленных денег.

Система для республики очень даже приемлемая. Не неся никаких затрат, даже не повышая тарифы, не высасывая из бюджета последние капли, можно привести инфраструктуру в порядок.

Но почему-то в Бурятии таких примеров единицы. То ли власти не могут договориться с энергосервисными компаниями, то ли не хотят. Впрочем, у мэрии в этом плане есть определенный успех. Небольшой и единственный – но есть.

– У нас заключен и сейчас действует энергосервисный контракт, в соответствии с которым энергосервисная компания взяла на себя обязательства за счет собственных средств в течение 2016 года заменить 10 267 светильников уличного освещения в городе, – рассказал председатель комитета городского хозяйства Константин Мошковский.

Компания вложила 81,2 миллиона в замену светильников, работа уже завершена. В мэрии даже успели подсчитать – экономия на электричестве составит 40 процентов. Почему-то по сравнению с 2013 годом.

Сегодня по республике действует всего несколько энергосервисных контрактов. И это  повод задуматься об «успехах» местной власти по повышению энергоэффективности. Ведь по сути реальных результатов, кроме тотального контроля над жителями через приборы учета, у нас так и не случилось.

Владимир Пашинюк, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.