Золотая жила иссякает

В 2016 году в Улан-Удэ число полицейских видеокамер на дорогах достигло рекордных значений – 130 штук, однако эффективность «скворечников»  заметно снизилась
A- A+
Количество комплексов видеофиксаций нарушений правил дорожного движения, установленных  в Улан-Удэ, достигло максимума. Почти 100 стационарных и 30 передвижных видеокамер круглосуточно присматривают на дорогах за бурятскими автомобилистами.  И за десять месяцев 2016 года число выписанных штрафных постановлений достигло рекорда – 198 тысяч! 

Однако в целом результативность камер за год значительно снизилась, поскольку за аналогичный период прошлого года при гораздо меньшем числе установленных тогда видеокамер количество штрафных квитанций составляло 193 тысячи штук.  Дальше «доить» беднеющих автомобилистов становится все сложнее. 

Тише едешь – больше денег

Жители Бурятии привыкают ездить не торопясь. Прошли времена, когда можно было разогнаться на определенных дорожных участках, чтобы затормозить перед отдельными видеокамерами и избежать штрафов.  Ведь количество стационарных и передвижных камер, особенно в столице республики, достигло настолько  высоких концентраций, что рисковать уже не хочет никто.  Средняя скорость по городу благодаря этому снизилась, чего и добивались разработчики программы по безопасности дорожного движения, заключив с заводами-производителями договоры о размещении видеокомплексов без предварительной оплаты. 

Как выяснилось, каждое новое подобное устройство окупалось в течение нескольких месяцев, а то и недель. И за два последних года число видеокамер, фиксирующих превышение скорости, увеличилось с 15 до почти 100, а вместе с переносными мобильными комплексами число видеокамер в Улан-Удэ выросло до 130!

Некоторые видеокамеры, фиксирующие превышение скорости, в основном устаревшая «Арена»,  практически перестали фиксировать нарушения, соответственно, потеряли значение как источник прибыли для республиканского бюджета, куда идут оплачиваемые автомобилистами штрафы. 

Ведь каждый комплекс обходится в два-пять миллионов рублей, и хотя большинство их давно окупилось с лихвой, простаивать они не должны. Так, видимо, считают  чиновники, поскольку часть камер перемещают на новые, более «доходные»  улицы.  Сами же системы видеофиксации становятся более совершенными. 

Например, те же устаревшие стационарные комплексы «Арена», хорошо заметные издалека из-за больших квадратных форм  и фиксирующие не все нарушения на многополосной дороге, заменяются на незаметные и более результативные «Кречеты». Также осенью в Улан-Удэ были переброшены шесть видеокомплексов СКАТ с трассы Улан-Удэ – Курумкан. Ранее  они фиксировали среднюю скорость на конкретных аварийных участках. И за жаркое лето 2016 года республиканский бюджет заработал на них несколько десятков миллионов рублей. 

Однако в связи с холодами поток туристов и число штрафов иссякли. Теперь СКАТы, которые вычисляют еще и мгновенную скорость, зарабатывают деньги в Улан-Удэ в нескольких сложных с точки зрения аварийности местах. Видимо, летом их снова переместят поближе к потокам автомобилистов.

Платить или не платить

В целом же рост направляемых автомобилистам  штрафов с камер не привел к росту бюджетной прибыли (данные поступают с опозданием, однако уже сегодня понятно, что почти 200 миллионов рублей, собранных на дорожных штрафах в прошлом году, в этом году вряд ли соберут).  Прежде всего, из-за растущей неплатежеспособности нарушителей. 

Банковская кабала, в которой сегодня сидят многие, несусветные цены на электро- и теплоэнергию, продовольственная гиперинфляция и общее снижение доходов населения Бурятии, в том числе, в связи с ростом безработицы, добавляют к картине высокой закредитованности автомобилистов дополнительные  мрачные краски. И даже если на дороги Бурятии выставить с жезлом  главного российского гаишника, генерала Виктора Нилова, то коэффициент полезного действия от этого не вырастет.  

Многие люди просто не в состоянии платить. Не случайно федеральные чиновники, столкнувшись с невозможностью исполнения штрафных санкций, были вынуждены ввести послабления в этой части и пошли на снижение поступлений сумм штрафов в региональные бюджеты. 

– У автомобилистов есть возможность оплатить штрафы со скидкой 50%, если срок оплаты не превышает 20 дней, – сообщил Василий Дадуев, заместитель начальника ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Бурятия. – Этой  возможностью пользуются многие, главное – подключить SMS-информирование или регулярно просматривать наличие или отсутствие задолженности на федеральном сайте ГИББД.

Но вместе с «пряником» в 2016 году предусмотрели и «кнут» – при превышении уровня неоплаченных штрафов по ГИБДД свыше десяти тысяч рублей с помощью судебных приставов пользование автомобилем прекращается, и машина попадает на штрафстоянку. 

Остаться в живых

Несмотря на то что камеры настроены на скорость и деньги, в самой ГИБДД говорят, что опустошение карманов нерадивых автомобилистов – не главный приоритет в их работе. Важно снизить аварийность на дорогах, а для этого все средства хороши.

– За десять месяцев прошлого года в Улан-Удэ произошло 605 тяжких дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 22 человека, а за аналогичный период 2016 года произошло 556 ДТП, погибло 14 человек, – сообщил Василий Дадуев. – Это результат усиления контроля за движением автотранспорта, в том числе, с помощью новых комплексов видеофиксации.

Тем не менее в ГИБДД признают, что установка «скоростных» видеокамер уже не столь актуальна, как в прошлые годы. Как отмечает заместитель начальника ЦАФАП ГИБДД МВД РБ, «установка новых видеокамер по фиксированию скоростного режима в Улан-Удэ в ближайшее время не планируется».

Зато будут развиваться системы, фиксирующие не пропуск пешеходов на «зебре» – приборы с одноименным названием установлены в 17 точках города, штраф за каждое нарушение – полторы тысячи рублей. Тем самым в ГИБДД планируют снизить высокие уровни травматизма при наездах на пешеходов.  Также в перспективе работы службы – дополнительная установка многофункциональных видеокомплексов, работающих по соблюдению разметки, проезду на запрещающий знак светофора и других нарушений. Ограничением является климат и плохая работа коммунальных служб Улан-Удэ. Ведь для фиксации нарушений правил пересечения той же двойной сплошной линии необходимо, чтобы на дороге отсутствовали снег и лед.  

Золотая парковка

Пока же наиболее выгодным для региональных властей является мобильный комплекс видеофиксации «Паркон». Он представляет собой патрульный автомобиль, в котором расположен фотовидеорегистратор, снимающий весь припаркованный транспорт. Автомобиль ездит по определенному маршруту, и при проезде во второй раз, с интервалом примерно в 20 минут, определяет, какой автомобиль остановился с нарушением правил парковки, а какой нет.

Ездит этот автомобиль в основном по загруженному центру Улан-Удэ, и с помощью этого устройства за десять месяцев 2016 года было выписано 4524 постановления. Поскольку штраф составляет 1500 рублей, то один прибор заработал для бюджета несколько миллионов рублей. Причем главной причиной подобной результативности стала острая нехватка парковочных мест в центре города, в результате чего автомобилисты вынуждены оставлять машины под знаками, запрещающими стоянку и остановку.

Штрафы, как известно, теряют значение с растущим опытом вождения, ведь многократно наступать на одни и те же грабли большая часть автомобилистов не будет. Так что с более медленной и аккуратной ездой актуальность «штрафной темы» постепенно будет сходить на нет. 

Дмитрий Родионов, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.