«Для тех, у кого работает фантазия»

Премьера спектакля Тадаса Монтримаса шокировала зрителей
A- A+
Новый спектакль  Русского драматического театра «Уступите место завтрашнему дню» – это манифест, призывающий заботиться о своих родителях, помогать им в трудную минуту, никогда о них не забывать. Однако эта и многие другие идеи доносятся до зрителя с помощью экспериментальных методов. Сразу отметим, что не все зрители оценили креатив: кто-то и вовсе предпочел покинуть зал, не досмотрев спектакль до конца. Режиссер спектакля уверяет: к такому повороту событий он был готов. 

Спектакль литовского режиссера Тадаса Монтримаса основан на одноименной пьесе американской писательницы, драматурга и сценариста Вины Дельмар. Это драма о любви и семье, о скоротечности жизни и вечном конфликте поколений. О том, что молодость, как бы ни старалась, никогда не поймет старость. А старость не простит молодости ее беззаботности и безответственности. 

По сюжету пожилая пара – Баркли и Люси Куперы – прожили вместе 50 лет и воспитали пятерых детей. Однако, в силу сложившихся обстоятельств, пожилые родители остаются без своего дома. Взрослые дети идут на различные ухищрения, пытаясь решить тягостную для них проблему, ведь делить кров с пожилыми отцом и матерью никому не хочется. 

Все те, кто пришел в театр на просмотр классической постановки, были неприятно шокированы. Для кого-то новые идеи режиссера и творческие изыски стали всего лишь «какофонией звуков и нелепицей». Зато те, кто был готов наслаждаться новым театральным экспериментом, остались в восторге. 

Начнем с того, что актеры на сцене не произнесли ни слова. Звуковое сопровождение спектакля легло на плечи «хора», состоящего из артистов театра. Оригинальный «оркестр», задействованный в постановке, играет не только на обычных музыкальных инструментах, но и на совершенно не предназначенных для музыки предметах: таз, счеты, карты и прочие «приспособления». 

Постановка по мотивам пьесы Вины Дельмар наверняка запомнится всем улан-удэнцам. Ведь проблема отцов и детей здесь показана совсем непривычным для зрителя способом. Все действия, которые происходят на подмостках, напоминают наигранную пантомиму, сопровождающуюся миллионами звуков. Ансамбль стучит вилками и ножами, когда главные герои едят, создает битбокс, когда на сцене танцуют, льет воду, когда семья пьет чай, и даже  озвучивает шаги каждого актера. 

Режиссер создал необычную какофонию. Слишком громкие звуки, крики и необычная игра актеров вводили в ступор даже завсегдатаев Русдрама. Не дождавшись окончания первого акта, люди вставали со своих мест и уходили. В антракте спектакль покинула уже примерно треть зала.

– Я видел, что люди уходили, – признался режиссер Тадас Монтримас. – Я это связываю с тем, что этот спектакль – не для каждого. Эта постановка – для тех, у кого работает фантазия. 

Действительно, некоторые зрители и сами признались в том, что для просмотра этого спектакля очень важно уметь фантазировать. Местами актеры выполняли странные и непонятные действия – крутили руками, к примеру, что-то изображая. Что они делали, можно лишь додумать.  Режиссер уверен: «Именно наличие воображения у зрителя в этом спектакле – самое важное». 

Еще одна отличительная черта спектакля-эксперимента  – женские диалоги озвучивали мужчины, и наоборот. В этом, как оказалось, тоже есть особый смысл.

– Мы специально поменяли местами голоса. Пробовали по-разному, но поняли: если мужской персонаж озвучивается женским голосом, мы начинаем иначе воспринимать информацию. В каком-то смысле это даже обогащает произведение, которое написала Вина Дельмар, – считает  режиссер. 

Тем временем столь необычная постановка стала для театра шансом привлечь больше молодого зрителя. Можно даже сказать, что это и было главной целью постановки.

– Мне кажется, что зритель меняется, и уже хватит показывать спектакли, которые были 80 лет назад. Если хочется классической постановки, то пожалуйста – у нас есть такие спектакли. Но надо и идти вперед, – уверен Тадас Монтримас. – Я вижу, что в этот театр возвращается молодой зритель. Посмотрите, какой у нас мир – сколько информации, сколько звуков… Нужно суметь найти для себя правду в этом хаотическом мире, услышать ее.

25 ноября на премьере спектакля было немало молодых людей. И среди них были те, кто сквозь какофонию все-таки сумел услышать главное. 

– Я нахожусь в легком шоке. Пришла на спектакль с мамой. Сначала я вообще не поняла, куда попала, но позже мне начало нравиться. Я ловила себя на том, что в один момент мне было страшно, в другой я злилась, а под конец и вовсе схватила маму за руку и больше не хотела ее отпускать. Тема родителей и детей была и будет всегда особенно актуальна. Я обязательно посоветую сходить в театр своим друзьям, – говорит улан-удэнка Татьяна. 

Американский комик Джорж Карлин как-то сказал: «Запомните, уделяйте больше времени тем, кого любите, потому что они с вами не навсегда». Стоит задуматься, правда? 

Эльвира Долговых, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.