Гомосексуализм – что это?

Правда и мифы об однополой любви
A- A+
Встречая людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией, каждый из нас реагирует по- своему. Кто-то отворачивается, а кому-то все равно, гей он или нет. Справедливости ради стоит сказать, что традиции неприятия этого явления в нашей стране все же сильнее. Как относиться к гомосексуализму? «Если родители готовы отказаться от ребенка, который оказался гомосексуалистом, значит, лечить нужно не ребенка, а родителей», – считает психолог Игорь Бадиев.

Гомосексуализм – это не болезнь

– Игорь Валерьевич, говоря однажды о сексуальном воспитании, Вы констатировали, что гомосексуализм не является извращением. Что же это? Мы практически ничего не знаем об этом явлении.

– Сейчас в нашей стране наблюдаются гомофобские настроения по отношению к людям нетрадиционной сексуальной ориентации. Поэтому стоит немного осветить этот вопрос. Гомосексуальность известна человечеству на протяжении всего периода его существования. Тем не менее эта тема сейчас даже больше табуирована, чем суициды. В обществе гомосексуализм – одна из наиболее неприятных тем для обсуждения. И это достаточно прискорбно, потому что, в первую очередь, человек, независимо от его сексуальной ориентации, – это человек, у которого есть свои права и свободы. Мы не можем дискриминировать или ограничивать его в правах только лишь потому, что он отличается от нас по каким-то параметрам.

– Такое отношение к гомосексуализму, наверное, складывается из-за неверного понимания этого явления.

–  Есть две крайности в отношении к нетрадиционной сексуальной ориентации, и обе необъективны. На одной стороне – ортодоксальная гомофобия, абсолютное неприятие гомосексуализма как явления («это извращенцы, плохие люди»). С другой стороны, в попытках доказать, что это нормальные люди, гомосексуализм сравнивают с болезнью. На самом деле такое сравнение тоже некорректно, это не болезнь.

Мы должны четко понимать, что гомосексуализм – это неоднородное явление. В нем можно выделить три составляющих. Первое – это сексуальная ориентация (сексуальное влечение к лицам одного пола). Второе – сексуальная практика (насколько человек реализует это влечение) и, в-третьих, сексуальная самоидентификация (насколько человек сам себя признает гомосексуалом).

Что интересно, определяющим компонентом здесь является влечение. Его наличие и есть гомосексуализм, и он человеком не контролируется. Невозможно по своему желанию подавить его, сознательно контролировать или перестать испытывать это сексуальное влечение. Мы можем сказать, что да, человек таким рождается и испытывает это влечение не по собственному желанию. Как показывают исследования, в целом по человеческой популяции доля людей с гомосексуальным влечением постоянна и колеблется в пределах менее десяти процентов. 

Табу привлекает подростков

Второй компонент – сексуальная идентификация. Иными словами, каким человек себя считает. Собственно, говоря, от этого зависит согласие человека с самим собой. Насколько он принимает свое влечение. Очень часто приходится сталкиваться с людьми, которые отрицают свою гомосексуальность. Они испытывают это влечение, но всячески давят его в себе, вызывая мощнейший внутриличностный конфликт. В результате они не могут нормально жить, не могут создать семьи, жизнь с половыми партнерами у них не ладится. Человек не может примириться со своей сексуальностью. Отсюда неврозы, сексуальные расстройства и другие проблемы.

И третий компонент – это сексуальная практика. Иными словами, какой вид секса человек практикует. 

Самое интересное, что все эти три компонента могут быть по-разному представлены в конкретном человеке и в различных ситуациях. Например, возможна сексуальная практика без гомосексуальной идентичности и без гомосексуальной ориентации. Такое явление очень часто наблюдается в местах лишения свободы, где такой вид сексуальной практики имеет социальный характер и связан с доминированием в группе. 

Также встречается в однополых коллективах в подростковом возрасте. Например, в школах и интернатах для мальчиков. Такой вид сексуальной активности у подростков связан с всплеском гормонов и активным процессом самоидентификации. Уровень либидо в этом возрасте зашкаливает настолько, что направленность его теряет какое-либо значение. Когда этот гормональный всплеск проходит, явление отступает.    
            
Возможен такой вид – гомосексуальная идентичность при отсутствии гомосексуальной практики и ориентации. Принятие определенных социальных стереотипов относительно людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией – символики, одежды, манеры. 

– Для чего это нужно человеку с гетеросексуальной ориентацией?

– А зачем люди в принципе примыкают к тем или иным социальным группам? Для подростков с явно выраженными негативистскими тенденциями подобного рода субкультуры становятся притягательными ввиду их табуированности. Интересна, потому что осуждается. Подросток идет туда, чтобы доказать свою самостоятельность, независимость от взрослых. Сейчас очень часто можно встретить подростков, которые называют себя гомосексуалами, хотя таковыми не являются. Они просто принимают эту субкультуру – так они бунтуют против общества.

Еще один вариант – когда влечение есть, появляется практика, но человек не признает себя гомосексуалистом. В этом случае он просто оказывается врагом самому себе. В результате возможно саморазрушение вплоть до суицидальных реакций. Человек хочет этого, делает это и сам себя за это наказывает.

Сложно быть геем

Явление гомосексуализма достаточно сложное и неоднородное. Проблема заключается в том, что в нашем обществе очень сильны гомофобские настроения, которые, к сожалению, делают людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией людьми второго сорта, а то и не людьми. Фактически изгоями.

Отсюда возникает очень много проблем, как у самих людей с данным типом сексуальной ориентации, так их ближайшего окружения. Фактически человек с гомосексуальной ориентацией оказывается изолированным от социума, что очень опасно. 

Возраст, в котором происходит становление сексуальной ориентации (16–17 лет), сам по себе очень опасен, подростку и так кажется, что он один в этом мире, а здесь у него появляются реальные основания так считать. Где искать поддержку, с кем поговорить? Поделиться не с кем.

– Если о желании уйти из жизни еще можно кому-то рассказать, то тут все сложнее. 

– Да, он не может рассказать об этом вообще никому – ни друзьям, ни родителям, ни учителям. И это становится фактором сильнейшей дезадаптации. Человеку очень сложно найти ресурс, чтобы не сломаться. Мне как психологу очень сложно представить, что переживает человек в такой ситуации Люди, которые прошли через процесс самоидентификации, не разрушив свою самооценку, самоуважение, которые прошли через общественное неодобрение, – это очень сильные люди.

«Мой сын – гомосексуалист?»

Гораздо чаще человек, сталкиваясь с негативной реакцией окружающих, когда от него отказываются родные, близкие и друзья, идет по пути саморазрушения. В этом плане задача психолога заключается в том, чтобы помочь человеку примириться с собой. Не существует способов лечения от гомосексуализма, это ведь не болезнь, не сбой в организме. Физически, физиологически, психологически, эмоционально это абсолютно здоровый человек, конечно, если мы его сами не покалечим.

Поэтому хотелось бы обратиться к родителям, ближайшему окружению подрастающего поколения. Сейчас очень часто обращаются мамочки и папочки, которые в панике кричат: «Мой сын растет гомосексуалистом, что мне делать, как его лечить?». В первую очередь, не нужно никого лечить.

– Не стоит делать резких движений – отказываться от сына и тому подобное?

– Приходилось встречаться с родителями, которые отказывались от своего ребенка, а потом долго и мучительно восстанавливали эти отношения. И таких примеров немало. Это очень страшно.

Все мы знаем аксиому – чтобы ребенок был психологически благополучен, родители должны любить его безусловно. Нас всю жизнь греет мысль, что мамы любят нас такими, какие мы есть. У нас могут быть проблемы, но мы уверены – родители от нас никогда не откажутся. И если у родителей, которые узнали, что их ребенок гей, возникла мысль отказаться от него, значит, ни о какой безусловной родительской любви здесь и речи нет. Вы изначально ставите условие, при котором вы будете любить своего ребенка. 

– Как поступить родителям, которые узнали, что их ребенок – нетрадиционной сексуальной ориентации?

– Первый вопрос, который вы должны задать себе: что изменится в отношениях между мной и моим ребенком, оттого что он гомосексуал? Если что-то изменится, это знак, что родителям необходимо пересмотреть свое отношение к ребенку в принципе. Это очень показательный психологический эксперимент, который высветит слабую сторону детско-родительских отношений. Если вы ответите – «да, мое отношение к ребенку изменится», то это проблема родителя, а не ребенка.

– Сексуальная тема – это вещь интимная, а здесь она обсуждается и осуждается. 

– Да, это очень интимный вопрос. Почему говорят, что нельзя лезть к человеку в постель? Потому что это очень личное. И сексуальная ориентация – это личное. Вы как родители должны принять ребенка таким, какой он есть, и оказать ему поддержку.      

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.