Музейная ветхость

«Номер один» разбирался в подводных камнях закрытия учреждения культуры
A- A+
Ситуацию с Музеем природы Бурятии уже не раз обсуждали в СМИ. Но сегодня в скандальной истории появились новые факты. Возможно, аварийное состояние здания вовсе не является главной причиной внезапного закрытия уникального учреждения культуры.

Странная перетасовка

Напомним, речь идет о событии, шокировавшем жителей Бурятии. В марте единственный музей природы в Сибири и на Дальнем Востоке был закрыт. Официально озвученная причина – аварийное состояние здания. Но и это еще не все сюрпризы. Выяснилось, что даже после ремонта возвращать музей на прежнее место не собираются. Как заявил министр культуры Тимур Цыбиков, после проведения ремонтных работ все здание целиком заберет театр кукол «Ульгэр».

– Работу музея здесь нельзя продолжить, потому что, как только встанет вопрос о ремонтно-реставрационных работах, будут применяться новые строительные нормы и требования. Как только здание становится на реконструкцию или реставрацию, проектировщики обязаны предусмотреть все новые требования: для пожарных, создание доступной среды и другое. Проектировщики говорят, что мы не можем разместить здесь два учреждения культуры, – уклончиво пояснил Тимур Цыбиков. 

По словам министра, для музея природы «будут искать другое помещение». При этом никаких обещаний по срокам и о том, где именно будет располагаться учреждение, видимо, нет и в ближайшем будущем не предвидится. То есть по сути музей природы вместе со всеми его ценными экспонатами и штатом работников сегодня находится в подвешенном состоянии, которое может продлиться неопределенное время. 

Народный бунт

Понятно, что общественность была взволнована этими событиями. Неравнодушные граждане называют все происходящее скандалом федерального значения, пишут петиции и обращаются к главным лицам республики. Так, жители Бурятии во главе с известной общественницей Натальей Тумуреевой официально обратились к и.о. главы республики Алексею Цыденову, а также в Народный Хурал. Вот выдержки из этого обращения:

«Уважаемый Алексей Самбуевич! 2017 год в России объявлен Годом экологии. Казалось бы, руководство страны наконец-то всерьез повернулось в сторону экологии. Но это впечатление обманчиво. Особенно это заметно на республиканском уровне. В Год экологии закрывают единственный региональный музей природы на территории Сибири и Дальнего Востока – Музей природы Бурятии, который работает с 1983 года. Музей проводит огромную работу по экологическому просвещению населения и воспитанию подрастающего поколения», – пишут возмущенные граждане. 

В письме к руководству республики общественники подчеркивают и уникальность бурятского музея природы. 

«Наиболее ценную часть коллекционного собрания представляют натуральные образцы естественной истории, собранные в природе, а также фото, документы, характеризующие биоразнообразие Байкальского региона. Здание является аварийным и требует ремонта, но совершенно непонятно заявление министра культуры Бурятии Тимура Цыбикова о том, что музей не вернется в отремонтированное здание, то есть его дальнейшая судьба неизвестна. Будет он совсем закрыт или будет ютиться где-то на окраине города. В связи с этим просим Вас взять решение данного вопроса под особый контроль и принять меры по возврату Музея природы Бурятии после ремонта на свой законный адрес», – говорится в обращении. 

Общественниками уже получен ответ на их послание, правда, почему-то от имени Владимира Матханова. Однако, по словам Натальи Тумуреевой, отклик исполняющего обязанности заместителя председателя правительства Владимира Матханова не внес никакой ясности. Тем более что ответ чиновника почему-то слово в слово копирует пресс-релиз минкультуры, обнародованный несколько недель назад. 

– Ответ Владимира Матханова нам непонятен, поэтому мы сейчас готовим новое обращение к и.о. главы республики, –- говорит Наталья Тумуреева. 

Лакомый кусок

Многим неясна сама постановка вопроса – почему в приоритете именно театр кукол «Ульгэр». Почему театр, который, несомненно, также является гордостью Республики Бурятия, ставят в противовес музею природы, не менее уважаемому культурному учреждению?  Хотя, по логике, решение могло быть и диаметрально противоположным. Ведь музею нужно по меньшей мере 1,2 тысячи квадратных метров площади. Теоретически было бы легче найти помещение именно для кукольного театра, чем для музея природы, и именно последнему можно было бы предоставить все здание целиком. 

На самом деле не исключено, что и театр кукол станет точно таким же «выселенцем», как и музей. И вот почему. Как сообщает «Центральная газета», у внезапного закрытия музея природы Бурятии существуют скрытые причины. 

«Дело в том, что на смежном участке между зданием музея, театра кукол «Ульгэр» и администрацией Советского района площадью 3,5 тысячи квадратных метров скоро начнется строительство, предположительно, торгового центра. Учитывая действительно аварийное состояние здания, можно предположить, что, как только рабочие начнут делать фундамент, оно просто разрушится. Именно поэтому заинтересованным лицам сегодня необходимо не просто начать реконструкцию, но и опустошить здание», – пишет издание. 

По мнению коллег из «Центральной газеты», лакомым куском земли всерьез заинтересовались известные бизнес-партнеры: 

«Согласно данным Росреестра, участок с кадастровым номером 03:24:011206:306 был учтен и зарегистрирован под строительство многофункционального комплекса «Дом молодежи» несколько лет назад. До 2011 года он находился в аренде у некоего Романа Посаженникова, очевидно, являющегося бизнес-партнером владельца сети магазинов «Крона», развлекательного комплекса «Метро» Владимира Ертуханова. 

Договор аренды участка был с правом последующего выкупа. О его статусе сегодня ничего не известно, чудесным образом Росреестр такими сведениями не обладает. Однако, по слухам, участок все еще находится в ведении этой бизнес-группы и в ее планах скорейшее его освоение». 

Шанс для музея

Тем временем у музея природы появился реальный шанс приобрести другое полноценное место для своего размещения. Речь идет о здании в самом центре города, на Арбате, на Ленина, 28, которое раньше занимал Нацбанк Бурятии. По информации наших источников, как раз сейчас здание пока еще никем не занято. И по чудесному совпадению именно оно подходит для музея природы по многим параметрам. Ведь, как известно, в хранилище Нацбанка созданы идеальные климатические, комфортные условия для хранения денег. Именно такие же условия необходимы и для хранения ценных музейных экспонатов музея природы. 

Но почему-то этот вариант никто не обсуждает в качестве альтернативы для ставшего бездомным учреждения культуры. Более того, по нашей информации, в настоящее время идет оформление документов на передачу здания во владение администрации города Улан-Удэ. Судя по всему, министерству культуры такой вариант не подходит. Почему бы не попытаться отстоять право музея занять самое подходящее для него помещение в городе. Тем более что оно находится вблизи старого здания. Брошенная фраза «будут искать другое помещение» звучит как отписка. Да и зачем искать, когда оно рядом. И если здание можно передать городу, то равные шансы есть и у министерства в попытках получить храм для природы. Но  мы не слышим радостных криков о том, что помещение для несчастного музея природы нашлось и проблема уже решена. 

Таким образом, очевидно, что у закрытия всенародно любимого музея и образовательного экологического центра для детей есть свои подводные камни. Оправдаются ли сведения о строительстве торгового центра возле музея, как и информация о том, что здание музея хотят «нечаянно» обрушить, покажет время. Сейчас вся надежда общественников на то, что ситуацию возьмет под свой личный контроль и.о. главы республики Алексей Цыденов и Народный Хурал.

Василиса Шишкина, «Номер один». 

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.