Шапокляк на рынке энергетики

Подозрительная реклама, элементы шантажа и прочие приемы городской сбытовой компании
A- A+
И снова в столице Бурятии происходят весьма странные процессы, связанные с электроэнергетическим рынком. «Улан-Удэ Энерго» и «дружественная» ей «Улан-Удэнская Городская Энергосбытовая Компания» решили переманить к себе потребителей электричества. Причем весьма странным и, судя по всему, полузаконным способом.

Непризнанная дочка

Вначале вспомним историю. В конце ноября 2015 года по тому же адресу, где располагается «Улан-Удэ Энерго», было зарегистрировано некое ООО «Улан-Удэнская Городская Энергосбытовая Компания». Единственным учредителем ее стал представитель «Улан-Удэ Энерго» в судах и, вероятно, штатный юрист компании Баир Гомбоев. Генеральным директором сбытовой компании была Елена Бурдуковская, которая одновременно трудится заместителем генерального директора «Улан-Удэ Энерго». То есть связь между сбытовой компанией и сетевой с долей муниципалитета вполне очевидна.

Если копнуть глубже, то «Улан-Удэ Энерго», в свою очередь, на 25 процентов контролируется (если можно так сказать) мэрией столицы республики, остальные 75 подконтрольны известному бизнесмену, бывшему руководителю МРСК Сибири. Изначально, когда городские власти передавали электросети в частные руки, предполагалось, что инвесторы отремонтируют все сетевое хозяйство столицы. На деле же получилось наоборот: сотни миллионов под громкое возмущение мэрии уходили в подозрительном направлении, и сделать с этим никто ничего до сих пор не может.

Создание «Улан-Удэнской Городской Энергосбытовой Компании» было одной из таких спорных инициатив. Однако официально «Улан-Удэ Энерго» не признает, что имеет к ней отношение.

Странные листовки

Смысл сбытовой компании в том, чтобы покупать электроэнергию у гарантирующего поставщика АО «Читаэнергосбыт» и продавать ее потребителям. По принципу экономики компания должна иметь свою добавленную стоимость, чтобы, как минимум, покрывать собственные расходы.

Потребители – как физические лица, так и юридические – стали получать странные листовки. Содержание примерно таково: «Улан-Удэнская Городская Энергосбытовая Компания» предлагает вам заключить договор. Одно из важнейших преимуществ: тесное взаимодействие с сетевой компанией «Улан-Удэ Энерго». Вам нужно только принести заявление, остальное мы сделаем сами».

Также в послании говорится о неких «способах экономии» и «снижении рисков», что у экспертов вызывает недоумение, ведь все работают в едином правовом поле, причем достаточно жестко отрегулированном. И какие-то способы сэкономить придумать очень непросто, если вообще возможно.

Вообще такая реклама – прямое нарушение антимонопольного законодательства. Но фишка в том, что письмо никем не подписано, хоть под ним и стоит фамилия директора компании Евгения Чукреева. А если нет подписи, то доказать, что это проделки именно «Улан-Удэнской Городской Энергосбытовой Компании», практически невозможно.

Полусерое существование

Между тем, обещая золотые горы потребителям, сама сбытовая компания не имеет даже договора с гарантирующим поставщиком. То есть, предлагая услуги по продаже энергии, у нее нет возможности ее покупать. Откуда она будет брать электричество? Вопрос пока что без ответа.

Более того, договор, который заключается с потребителями, по закону должен быть утвержден в Федеральной антимонопольной службе. По нашей информации, сбытовая компания никаких согласований не проводила.

Чтобы продавать электричество потребителям, «Улан-Удэнская Энергосбытовая Компания», помимо договора с гарантирующим поставщиком, должна иметь утвержденную в Республиканской службе по тарифам необходимую валовую выручку и сбытовую надбавку. Это нужно, чтобы компания могла элементарно платить зарплату своим работникам. Ничего подобного не произошло. И как она сейчас выживает, непонятно. Видимо, помогает «Улан-Удэ Энерго».

При этом часть потребителей уже перешли под крыло этой компании, расторгнув договор с «Читаэнергосбыт». И о причинах такого решения стоит поговорить отдельно.

Прозрачные намеки

Бывает, что на сетях случаются аварийные ситуации. Конечно, доказать, что их инициировало «Улан-Удэ Энерго», чаще всего нельзя. Но условный потребитель, которого ставят перед выбором терпеть постоянные отключения или заключить договор с «нужной» компанией, конечно, выберет второе.

Или еще пример. Допустим, подстанция принадлежит «Улан-Удэ Энерго». А часть кабеля, по которому от этой подстанции идет электричество, принадлежит потребителю. Происходит сбой. И сетевая компания заставляет этого потребителя за свой счет проводить испытания принадлежащего ему куска кабеля. Причем испытания недешевые. Вместе с таким предложением ему вручается та самая листовка, и – вуаля – потребитель уже расторгает договор с гарантирующим поставщиком и заключает с «Улан-Удэнской Городской Энергосбытовой Компанией».

То есть речь может идти о банальном шантаже. А так как «Улан-Удэ Энерго» контролирует большую часть сетей в столице Бурятии, то рычагов у нее множество.
Такие «перебежки» часто ломают целую систему взаиморасчетов между потребителями и продавцами электричества. То есть, если все ДНТ напрямую заключают договор с «Читаэнергосбыт», а несколько ее членов под давлением или без него уходят в «Улан-Удэнскую Городскую Энергосбытовую Компанию», происходит настоящий энергетический хаос.

Между тем те самые листовки – не единственный способ, который использует сбытовая компания для привлечения потребителей. Недавно на одном из телеканалов прошла бегущая строка, призывающая потребителей заключать договоры с «Улан-Удэнской Городской Энергосбытовой Компанией».

Кроме того, подобные листовки недавно начали распространяться и от имени «Улан-Удэ Энерго». Они призывают заключать прямые договоры с этой компанией по передаче электрической энергии.

Зачем все это нужно городским энергетикам? Ответ прост: жажда наживы. Пока деньги уходят в неизвестном направлении, целью «Улан-Удэ Энерго» и связанных с ним компаний будет лишь получение прибыли. А то, что при этом наступит хаос и неразбериха, видимо, никому не интересно. Похоже на логику старухи Шапокляк из известного мультика: «Хорошими делами прославиться нельзя».

Артем Самсонов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.