«Общаги» вместо новостроек

В Бурятии обманутых дольщиков предлагают селить по три семьи в одну квартиру
A- A+
Возмущенные предложением заселиться «не в квартиры, а в общаги», дольщики взывают к исполняющему обязанности главы Бурятии о помощи. Минстрой предлагает им самим искать решение. При этом никто не предоставляет дольщикам необходимую информацию. Кроме того, люди находят массу нарушений закона, однако в госорганах собственные ошибки не признают.

Минстрой: «Придумайте сами»

На прошлой неделе минстрой Бурятии провел очередную встречу с обманутыми дольщиками Улан-Удэ. На этот раз пытались решить проблемы самого сложного в городе долгостроя – ЖК «Фаворит». Компания-застройщик – ООО «Зодчий» – сейчас отбивается от исков о банкротстве, ее руководители находятся под следствием, а новый представитель фирмы порой не в состоянии ответить на самые простые вопросы.

Сейчас из трех этапов строительства жилищного комплекса (каждый по два блока – в 14 и 16 этажей), введен в эксплуатацию только первый. Второй, по мнению минстроя, готов на 70 процентов. Третий этап, который должны были сдать еще в ноябре 2015 года, уже полтора года стоит «на нулевом цикле». 51 дольщик многоэтажки, приехав к «своему дому», могут увидеть только подвал в котловане. Притом что десятки дольщиков покупали жилье в «Фаворите» на ипотечные деньги. Многие буквально выживают, годами оплачивая счета и за ипотеку, и за аренду жилья.

В марте министерство строительства получило от и. о. главы Бурятии распоряжение: решить проблемы дольщиков. Но для «Фаворита» не придумали ничего лучше, чем заселять в одну трехкомнатную квартиру по три семьи. 4 мая речь шла о том, чтобы достроить второй этап общими усилиями и буквально впихать в него всех дольщиков третьего этапа.

– Застройщик предложил вселить третий этап во второй. Там 27 квартир, по которым расторгают договоры. Речь идет о том, что если у вас, у Иванова и у Петрова, однокомнатная, то их всех вместе вселить в трехкомнатную. Естественно, мы начали возмущаться. Они тоже начали на нас кричать: «Сами не знаете, чего хотите!». В итоге министерство предлагает, чтобы мы сами придумали дорожную карту, – рассказала «Номер один» представитель дольщиков Елена Харитонова.

О таком «ходе решения» дольщики оперативно сообщили и.о. главы Бурятии Алексею Цыденову. 

– Он написал, «я вас жду 14 мая». Мы ходим в минстрой каждую неделю. Такое ощущение, что пока мы опять не сходим к и.о. главы, они ничего делать не будут. Он снова нагоняй им даст, активнее начнут шевелиться, – надеется женщина.

Стоимость достройки засекречена

За год ожидания и полгода хождения по инстанциям активные дольщики разбираются уже не только в своих правах, но и в обязанностях госорганов.

– По закону Госстройжилнадзор должен ежеквартально проводить аудит объекта и публиковать его результаты. По нашему дому с 2015 года ни одной публикации. А проверки начались, только когда мы начали требовать, – возмущается дольщица Елена Ринчинова. – 70 процентов населения республики живет в Улан-Удэ. Взгляните в окно – увидите кучу башенных кранов. А Госстройжилнадзор только выдал разрешение. Как это строится, никто ничего не контролирует, как будут водить – непонятно.

По ее словам, с тем же «успехом» дольщики требовали у сотрудников Госстройжилнадзора акт скрытых работ. Но затрудняет поиск решений и «создание дорожной карты» даже не это.

– Сейчас мы требуем: дайте нам окончательную стоимость достройки. Они говорят, что не могут. Якобы потому, что все документы изъяли следственные органы из-за уголовных дел по «Зодчему».  Понимаете, никто не знает стоимость многоквартирного дома! Локально-сметный расчет намеренно скрывают. И все утверждают, что его не должно быть. Но как вы можете контролировать ход работ, если вы не знаете их стоимость? – недоумевает улан-удэнка.

Пять квартир для гендиректора

Чтобы определить, на какие деньги достроить дом, дольщики сами взялись искать проданные, но не оплаченные квартиры во втором этапе застройки. Цель – заставить должников выплатить деньги на достройку либо расторгнуть договоры и продать такие квартиры вторично. Взыскивать уже уплаченные по расторгнутым договорам деньги «исключенным» дольщикам придется с банкротящегося застройщика. Интересно, что в числе обманутых, в этом случае, может оказаться экс-руководство компании.

– Эту информацию мы добываем сами как можем. В «Зодчем» говорят, что всю документацию изъяли. В следственных органах отговорки. На данный момент мы выявили 30 квартир. В том числе пять больших квартир за 14 миллионов якобы выкупила бывшая директор Убодоева. Приходника, подтверждающего оплату за квартиры, в документах нет. ЗАО «Инвестиционный фонд Некрасов», за ним числится семь квартир по низкой цене, деньги не внесены. ИП Ламажапов не оплатил три трехкомнатные квартиры, – перечислила Елена Ринчинова. – Звоню представителю «Зодчего», говорю: расторгайте договор за неуплату. Но Росреестр не принимает эти требования, так как из-за долгов застройщика наложен запрет судебных приставов на любые регистрационные действия.

Дома снесут бульдозером

Дольщики «Фаворита» уверены, что немалую часть их проблем создали в госорганах. В разрешении на застройку, выданном в 2014 году, был указан земельный участок. Его кадастровый номер был вписан в каждый договор долевого строительства и ипотеки, а договоры регистрировались в Росреестре. Но в нарушение норм, логики, требований банковского обременения этот участок впоследствии был разделен на четыре. Под домами жилищного комплекса осталась все та же земля, но нового номера участка нет ни в договорах дольщиков, ни в разрешении на строительство.

– Разрешение на строительство недействительно, после того как участок был разделен. В администрации говорят: «Мы не знали!» Так это ваша работа – проверять. Росреестр, как я понимаю, не проверяя, провел сделки с землей. Таким образом, весь наш ЖК «Фаворит» – это самоволка. Нас по закону должны снести бульдозером, – уверена Елена.

Впрочем, как прокомментировали «Номер один» в Росреестре, тут дольщики заблуждаются как минимум частично.

- Согласно ст 11.2 Земельного кодекса, собственник вправе принять решение о разделе участка без залогодержателей права аренды, - пояснила пресс-секретарь Управления Росреестра по Республике Бурятия Екатерина Хыртыгеева. – В данном случае, дольщики являются именно такими залогодержателями. Согласие арендатора участка и застройщика – ООО «Зодчий» в орган было предоставлено, как и согласия собственников квартир по уже введенному в эксплуатацию первому этапу застройки. Записи об ипотеке в пользу участников долевого строительства перенесены на новые земельные участки.

Таким образом, в ведомстве заверили, что при разделе земельного участка закон не нарушен, а разрешение на строительство было действительно.

Сейчас дольщикам очень настойчиво предлагают организовать жилищный кооператив. Поясняют, что тогда все решения будут принимать только они сами, получат больше доступа к информации. Но люди опасаются, что в результате останутся со своими проблемами один на один. 

– Передать как «незавершенку» его нельзя – нет ни земли, ни градостроительного плана, ни разрешения на строительство. Как заключать договора техприсоединения, как вводить дом в эксплуатацию? Одно звено цепляет другое, и кругом нарушения и отписки, что они во всем правы. Говорят нам создать МЖК. Если мы создадим, ни в жилнадзоре, ни в администрации города мы не сможем решить эти проблемы, нам никто помогать не будет. Такие примеры – по всей стране. Нам уже сейчас говорят: «Не надейтесь, что в этом году дом сдадим». А у нас в семьях дольщиков есть и дети-инвалиды, и многодетные, и участник Великой Отечественной войны, и ипотечники.

Немощный закон в помощь

На минувшей сессии Народный Хурал Бурятии по настоянию правительства принял в первом чтении закон «О мерах по завершению долевого строительства многоквартирных домов, признанных проблемными объектами и расположенных на территории Республики Бурятия».

Из доклада министра следовало, что закон поможет минстрою и городу содействовать в завершении проблемных строек.

Что сегодня, до вступления закона в силу, мешает это сделать, после прочтения закона нам понять так и не удалось. По закону министерство обязуется «содействовать проблемным дольщикам» в решении их проблем, оказывать юридическую помощь. 

Из новелл – застройщикам, которые возьмутся достраивать проблемные дома, минстрой обязуется оказать содействие в получении новых участков. Но это получение обусловлено рядом требований, да и город уже заявил, что с землей будут трудности. Банковские гарантии дольщикам на достройку, несмотря на их необходимость, в законе не появились.

Остается лишь наблюдать за тем, как и кто поможет завершению дела «Фаворита» и еще восьми городских долгостроев. Пока же дольщики называют себя брошенными, а министра строительства Бурятии – «министром Ямайки».

Елена Буерачная, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.