Разорванный маршрут
Горожане и туристы могут остаться без маршруток из-за склоки в бригаде
Пока поругавшееся начальство делит полномочия, страдают маршрутчики. На очереди – беспорядок в перевозках и толпы недовольных пассажиров у дацана «Ринпоче Багша».
Год назад на одном из самых «эксклюзивных» маршрутов Улан-Удэ произошел раскол. Бригада 97-го маршрута, 17 лет нарабатывавшая линию и пассажиров, разделилась надвое. От давно существовавшего некоммерческого партнерства «Транспортная компания Дархан-Авто» (НПТК) отделилось одноименное ООО.
Дальше каждая компания пошла своим путем.
Не рой другому яму
Перед уходом из НПТК снятый с должности председатель Николай Нагаслаев решил «уравнять» шансы своих, старого и нового, детищ – заполучить права на маршрут. Правда, сделал это он весьма нетривиальным способом.
27 апреля 2016 года он отправил в лицензирующий орган письмо, которым просил отозвать лицензию НПТК на пассажирские перевозки. И лицензия была аннулирована.
Поскольку без лицензии возить пассажиров запрещено, автоматически был расторгнут договор городских властей с НПТК «Дархан-Авто» на перевозки горожан.
По закону городские власти должны были провести новый конкурс и выбрать нового перевозчика на пять лет. А до тех пор – определить временного. И им, как, видимо, и было задумано, стало новое предприятие Николая Нагаслаева – единственное подавшее документы на конкурс ООО «Дархан-Авто».
Осенью конкурс по подбору постоянного перевозчика был объявлен. Но не состоялся – НПТК решило обжаловать действия своего изгнанного и переметнувшегося экс-председателя в судах. И через суд «заморозило» конкурс – на время судебных тяжб.
Нового конкурса не произошло, остался действовать временный договор, заключенный до объявления нового перевозчика.
Так ООО «Дархан-Авто» Николая Нагаслаева успешно (и легально) возило горожан по 97-му маршруту в течение года.
Возило и оставшееся не у дел (и застрявшее в судах) НПТК, однако без права на перевозки. Каждый водитель партнерства ежедневно рисковал нарваться на пятитысячный штраф за отсутствие маршрутного листа. При повторном задержании с тем же нарушением штраф возрастал.
И вот в июне текущего года Верховный суд Бурятии поставил точку в судебных процессах НПТК и «Дархан-Авто». Первые два суда вернули партнерству лицензию, вторые -- признали договор с городом на перевозки действующим до сентября 2018 года.
Так год спустя роли сменились. Без договора и за бортом легальности оказалось молодое ООО.
Новый суд
Получив решение суда, где четко сказано, что лицензия у НПТК отозвана неправомерно и договор с ним требуется восстановить, администрация города это и сделала.
Теперь, после возврата прежнему перевозчику права работать на маршруте, в суд пошли уже собственники ООО. Их временный договор был заключен «до определения перевозчика». А поскольку конкурс так и не состоялся, они заявляют о нарушении своих прав. Пятьдесят сотрудников ООО «Дархан-Авто» официально остались без работы. Они просят признать решение города о прекращении временного договора незаконным. А на время, пока будет длиться тяжба, – наложить запрет на смену перевозчика.
В ограничении на выбор городом перевозчика суд им отказал. И пока право возить горожан осталось у некоммерческого партнерства.
Отметим, Арбитражный суд (который рассматривает указанное дело), как правило, длится не один месяц. И может так случиться, что принятие и обжалование решения займет год. Тем временем закончится договор НПТК на перевозки, и будет объявлен новый конкурс по выбору перевозчика. На следующие пять лет. И спор в арбитраже потеряет всякий смысл.
По мнению директора ООО «Дархан-Авто», шансы победить в честной борьбе у общества выше, чем у устаревшего конкурента. Год маршрутчики усиленно готовились к конкурсу. Они обновили автопарк, оснастили машины системами ГЛОНАСС, автоинформаторами, и теперь соответствуют жестким требованиям закона.
У их конкурентов есть год, чтобы сделать то же самое, пока незадачливые коллеги будут платить и кредиты за новые автобусы, и штрафы за езду без маршрутных листов.
Опасность законных мер
Пока руководство ООО и НПТК «Дархан-Авто» делят маршрут, страдают от этого по 50 сотрудников каждой компании. То те, то другие оказываются по очереди нарушителями закона.
Кроме них, пострадать могут и простые горожане, о распрях маршрутчиков зачастую даже не подозревающие.
Сейчас интервал движения на 97-м и 97-К составляет три-пять минут. Из ста машин двух бригад маршрут исправно обслуживают (за вычетом выходных) восемьдесят. Половина ездит легально, вторая – на свой страх и риск, но пассажиры разницы не видят, тем более что роль нарушителя перевозчики примеряют по очереди.
Об этом известно и в ГИБДД, и в городском комитете по транспорту.
Но если проверяющие органы вдруг возьмутся с особым усердием останавливать и штрафовать «нелегалов», это быстро заметят уже сами горожане.
По приблизительным подсчетам, уход с линии одной из бригад может увеличить интервал движения маршрутки до 15–20 минут, к чему горожане вряд ли готовы.
А учитывая, что этот маршрут – единственный общественный транспорт в поселках Таежный, Импульс, 148-й квартал, большие интервалы резко поднимут общественное недовольство.
Более того, только этот маршрут доходит до одного из главных туристских центров Улан-Удэ. Дацан «Ринпоче Багша» также останется без оперативного транспортного сообщения.
И сегодня, если городские пробки ломают интервал движения, в дни хуралов из дацана не успевают вывозить паломников. Летом их количество возрастает с ростом туристов. Объяснить им причину перебоев с транспортом будет очень сложно. Еще сложнее – оставить у туристов благостные впечатления от посещения дацана после длительного ожидания транспорта в возмущенной толпе.
Таким образом, чтобы не ухудшить положение, проверяющим придется и дальше не слишком замечать машины, едущие без договора. Благо для этого есть чинный повод в виде рассмотрения спора в суде.
Пока маршрутчики ООО не спешат менять сторону и переходить в НПТК. Хуже то, что ситуация не исправится и в сентябре будущего года, когда должен пройти конкурс. Если водители расколовшегося коллектива по-прежнему не захотят объединяться, перебои на маршруте станут окончательно неизбежными.
Елена Буерачная, «Номер один».
Год назад на одном из самых «эксклюзивных» маршрутов Улан-Удэ произошел раскол. Бригада 97-го маршрута, 17 лет нарабатывавшая линию и пассажиров, разделилась надвое. От давно существовавшего некоммерческого партнерства «Транспортная компания Дархан-Авто» (НПТК) отделилось одноименное ООО.
Дальше каждая компания пошла своим путем.
Не рой другому яму
Перед уходом из НПТК снятый с должности председатель Николай Нагаслаев решил «уравнять» шансы своих, старого и нового, детищ – заполучить права на маршрут. Правда, сделал это он весьма нетривиальным способом.
27 апреля 2016 года он отправил в лицензирующий орган письмо, которым просил отозвать лицензию НПТК на пассажирские перевозки. И лицензия была аннулирована.
Поскольку без лицензии возить пассажиров запрещено, автоматически был расторгнут договор городских властей с НПТК «Дархан-Авто» на перевозки горожан.
По закону городские власти должны были провести новый конкурс и выбрать нового перевозчика на пять лет. А до тех пор – определить временного. И им, как, видимо, и было задумано, стало новое предприятие Николая Нагаслаева – единственное подавшее документы на конкурс ООО «Дархан-Авто».
Осенью конкурс по подбору постоянного перевозчика был объявлен. Но не состоялся – НПТК решило обжаловать действия своего изгнанного и переметнувшегося экс-председателя в судах. И через суд «заморозило» конкурс – на время судебных тяжб.
Нового конкурса не произошло, остался действовать временный договор, заключенный до объявления нового перевозчика.
Так ООО «Дархан-Авто» Николая Нагаслаева успешно (и легально) возило горожан по 97-му маршруту в течение года.
Возило и оставшееся не у дел (и застрявшее в судах) НПТК, однако без права на перевозки. Каждый водитель партнерства ежедневно рисковал нарваться на пятитысячный штраф за отсутствие маршрутного листа. При повторном задержании с тем же нарушением штраф возрастал.
И вот в июне текущего года Верховный суд Бурятии поставил точку в судебных процессах НПТК и «Дархан-Авто». Первые два суда вернули партнерству лицензию, вторые -- признали договор с городом на перевозки действующим до сентября 2018 года.
Так год спустя роли сменились. Без договора и за бортом легальности оказалось молодое ООО.
Новый суд
Получив решение суда, где четко сказано, что лицензия у НПТК отозвана неправомерно и договор с ним требуется восстановить, администрация города это и сделала.
Теперь, после возврата прежнему перевозчику права работать на маршруте, в суд пошли уже собственники ООО. Их временный договор был заключен «до определения перевозчика». А поскольку конкурс так и не состоялся, они заявляют о нарушении своих прав. Пятьдесят сотрудников ООО «Дархан-Авто» официально остались без работы. Они просят признать решение города о прекращении временного договора незаконным. А на время, пока будет длиться тяжба, – наложить запрет на смену перевозчика.
В ограничении на выбор городом перевозчика суд им отказал. И пока право возить горожан осталось у некоммерческого партнерства.
Отметим, Арбитражный суд (который рассматривает указанное дело), как правило, длится не один месяц. И может так случиться, что принятие и обжалование решения займет год. Тем временем закончится договор НПТК на перевозки, и будет объявлен новый конкурс по выбору перевозчика. На следующие пять лет. И спор в арбитраже потеряет всякий смысл.
По мнению директора ООО «Дархан-Авто», шансы победить в честной борьбе у общества выше, чем у устаревшего конкурента. Год маршрутчики усиленно готовились к конкурсу. Они обновили автопарк, оснастили машины системами ГЛОНАСС, автоинформаторами, и теперь соответствуют жестким требованиям закона.
У их конкурентов есть год, чтобы сделать то же самое, пока незадачливые коллеги будут платить и кредиты за новые автобусы, и штрафы за езду без маршрутных листов.
Опасность законных мер
Пока руководство ООО и НПТК «Дархан-Авто» делят маршрут, страдают от этого по 50 сотрудников каждой компании. То те, то другие оказываются по очереди нарушителями закона.
Кроме них, пострадать могут и простые горожане, о распрях маршрутчиков зачастую даже не подозревающие.
Сейчас интервал движения на 97-м и 97-К составляет три-пять минут. Из ста машин двух бригад маршрут исправно обслуживают (за вычетом выходных) восемьдесят. Половина ездит легально, вторая – на свой страх и риск, но пассажиры разницы не видят, тем более что роль нарушителя перевозчики примеряют по очереди.
Об этом известно и в ГИБДД, и в городском комитете по транспорту.
Но если проверяющие органы вдруг возьмутся с особым усердием останавливать и штрафовать «нелегалов», это быстро заметят уже сами горожане.
По приблизительным подсчетам, уход с линии одной из бригад может увеличить интервал движения маршрутки до 15–20 минут, к чему горожане вряд ли готовы.
А учитывая, что этот маршрут – единственный общественный транспорт в поселках Таежный, Импульс, 148-й квартал, большие интервалы резко поднимут общественное недовольство.
Более того, только этот маршрут доходит до одного из главных туристских центров Улан-Удэ. Дацан «Ринпоче Багша» также останется без оперативного транспортного сообщения.
И сегодня, если городские пробки ломают интервал движения, в дни хуралов из дацана не успевают вывозить паломников. Летом их количество возрастает с ростом туристов. Объяснить им причину перебоев с транспортом будет очень сложно. Еще сложнее – оставить у туристов благостные впечатления от посещения дацана после длительного ожидания транспорта в возмущенной толпе.
Таким образом, чтобы не ухудшить положение, проверяющим придется и дальше не слишком замечать машины, едущие без договора. Благо для этого есть чинный повод в виде рассмотрения спора в суде.
Пока маршрутчики ООО не спешат менять сторону и переходить в НПТК. Хуже то, что ситуация не исправится и в сентябре будущего года, когда должен пройти конкурс. Если водители расколовшегося коллектива по-прежнему не захотят объединяться, перебои на маршруте станут окончательно неизбежными.
Елена Буерачная, «Номер один».