Учиться до потери сознания

Чиновники передумали строить новое здание для переполненной сельской школы
A- A+
Строительство новой школы на 350 мест в поселке Нижние Тальцы Заиграевского района ожидалось в 2018 году. Этого события ждали сотни ребятишек и их родителей. Все эти годы дети теснились в крошечном здании, задыхаясь от тесноты. Помещения конторы бывшего совхоза уже давно ни по каким параметрам не подходят для обучения детей. По мнению родителей, оно небезопасно для жизни и здоровья учеников. Но недавно стало известно: чиновники передумали. Средства, которые предназначались для строительства новой талецкой школы, решили перенаправить на нужды улан-удэнских учеников.

Праздник со слезами

Теперь, когда говорить о новой школе уже не приходится, предстоящий праздник – 1 сентября – сельчане ждут отнюдь не с праздничным настроением, а скорее со страхом. И бояться есть чего. Мы побывали в талецкой школе и своими глазами увидели, в каких условиях придется учиться детям.

Первое, что бросается в глаза, – размеры школы. Крошечные коридоры шириной чуть больше метра, микроскопические кабинеты, столовая площадью с обычную комнату, тесный закуток вместо гардероба. В школе нет актового зала. Все мероприятия проводятся в столовой.

Мы застали учителей за странным занятием – сразу в нескольких кабинетах женщины сдвигают парты. Таким путем приходится увеличивать количество мест для учащихся, ведь за двумя сдвоенными столами могут сидеть сразу пять, а то и больше человек.  

В начальной школе пошли на хитрость. В некоторые кабинеты для малышей были закуплены мини-парты, которые не нужно сдвигать, зато сейчас они расставлены аж в четыре ряда. Однако и в том и в другом случае даже смешно говорить о соблюдении санитарных норм и правил. Площадь кабинетов не соответствует количеству учащихся.

– Посмотрите сами: парты вплотную стоят к доске, какой тут угол обзора? Расстояние от батареи отопления до парт тоже не соответствует нормам – приблизительно 30 сантиметров. Я уж не говорю о проходах между партами. Когда ребята повесят ранцы на столы, здесь ходить уже будет невозможно. Дети запинаются, падают, – говорит председатель родительского комитета Ирина Аносова.

В некоторых кабинетах из-за нехватки мест дополнительная парта ставится у стены, параллельно с доской. По словам учителей, нередко ребят и вовсе приходится садить за учительский стол, спиной к доске.

Из-за слишком большого количества людей в тесном кабинете уже после второго урока становится нечем дышать.

– К третьему уроку школьники уже перерабатывают весь кислород в помещении, начинают себя плохо чувствовать, жаловаться на головную боль. Были случаи, когда дети теряли сознание, падали в обморок, – рассказывает мать шестиклассника, член родкома Лариса Карпова. – Открытые окна – тоже не выход из положения, дети простывают. Мы уже не жалуемся, мы просто кричим: «Караул!»

Кстати, эти факты подтверждают терапевты. Как сообщают в фельдшерском пункте поселка, в течение 2016–2017 учебного года участились обращения учащихся нижне-талецкой СОШ с жалобами на головные боли. «Жалобы поступают после 11 часов, что соответствует окончанию третьего урока в школе», – говорят медики.

Экстремальная учеба

Еще одна загадка: как 33–35 человек в классе могут поместить свои вещи в десяти кабинках? По словам учителей начальных классов, каждый урок физкультуры – стресс и для них, и для ребят. За короткое время детям надо переодеться, сложить вещи утрамбовать их в одну кабинку на троих или четверых человек – словом, обычные школьные дела здесь превращаются в настоящий квест или экстрим.

Точно такая же ситуация с обедами в школе. Во-первых, даже своей воды в учебном заведении нет – она привозная. Во-вторых, в столовой площадью в 50 квадратных метров ученики не помещаются. Поэтому приходится кушать по очереди, партиями. Пока одни школьники стоя как можно быстрее поглощают пищу, другие ждут своей очереди у входа. Хотя в итоге далеко не всем счастливчикам удается успеть перекусить за короткую перемену.  

В таких экстремальных условиях обучения проблемы как со зрением, так и с пищеварением – не редкость. Но и это еще не все.

В школе пахнет свежей краской и чистотой, с виду все прилично и красиво. Но, как выяснилось, все это лишь бутафория. Члены родительского комитета показали нам, что скрывается за красивой картинкой.

– Можете сами увидеть: коридор у нас местами проваливается, есть дыры. Точно такая же ситуация в кабинетах. Во многих помещениях полы проваливаются или они настолько кривые, что дети запинаются. Были случаи, что у нас обрушивался потолок, падали балки. С потолка штукатурка кусками падает регулярно. Чудом пока никто не пострадал! – возмущается мама школьника Светлана Бадмаева.

Совхоз вместо школы

Проектная мощность школы – 150 человек. В нынешнем году в талецкую СОШ пойдут как минимум 355 учеников. Каждый год сюда приходит все больше и больше ребят. Сказывается отток населения из всех районов республики в поселок, близко расположенный к Улан-Удэ. Безработица гонит людей поближе к городу. Немало школьников поступает из близлежащих 20 ДНТ и СНТ, которые сейчас также активно застраиваются.

Небольшое здание сегодняшней школы было некогда конторой совхоза. В 1973 году этот дом перевезли в Нижние Тальцы, поместив туда начальную школу. Поэтому истинный возраст совхоза-школы узнать сложно. Позже здание «облепили» пристроями.

О проблеме переполненности школы и о том, что старое здание уже не может выдерживать такую нагрузку, знают все чиновники. Поэтому и было принято решение о строительстве новой школы в рамках государственной программы. Строительство планировалось в 2018 году. Уже готова вся проектная документация. Но что-то пошло не так. Мы задали вопрос министерству образования, почему вопрос с новой школой подвис в воздухе.

Как ответили нам в пресс-службе ведомства, строительство новой школы на 350 детей в поселке Нижние Тальцы Заиграевского района действительно планируется в рамках федеральной программы. Однако в первую очередь было решено заняться ликвидацией третьей смены обучения городских и пригородных школ.

– Согласно условиям программы, в первую очередь необходимо ликвидировать третью смену обучения. В 2016–2017 учебном году четыре школы Улан-Удэ (школы №№ 8, 44, 54, 63) и одна школа Иволгинского района (Посельская) вели обучение в третью смену. В 2017 году в рамках реализации программы ведется строительство пристроя на 350 мест к школе № 63 в Улан-Удэ. Начато строительство школы на 720 мест в 112-м квартале Улан-Удэ. В 2018–2019 годах будут построены школы по 450 мест в селах Поселье и Гурульба Иволгинского района. Таким образом, в ближайшие два года планируется ликвидация третьей смены обучения в школах республики. В связи с этим ускорить решение по вопросу строительства школы в поселке Нижние Тальцы Заиграевского района не представляется возможным, – ответили нам в минобразе.
 
Между тем, судя по ежегодному притоку учащихся, уже через год и Талецкой СОШ также угрожает трехсменка. Прежде всего это касается начальной школы. Не говоря о том, что просто находиться в здании уже небезопасно.

– Мы не понимаем, почему за городских детей хлопочут, им хотят убрать третью смену, строят для них новые школы. А за наших деток почему-то никто не переживает? Почему нас отодвигают на потом?  Ведь мы уже были включены в федеральную программу. Чем наши дети хуже городских? – возмущены родители учащихся поселковой школы.

При этом статус аварийного здания разваливающейся на глазах хибаре никто давать не торопится. Впрочем, как и придираться к нарушениям санитарных норм и правил. Ведь тогда школу придется закрыть, а 350 детей будет и вовсе некуда пристроить. Видимо, по сравнению с таким апокалипсисом обрушивающиеся потолки и падающие в обморок дети – это сущие пустяки. Налицо молчаливое согласие со всем происходящим надзорных органов. Тем временем, если не дай бог, что-то случится с детьми, всю ответственность за это понесет именно школа. Где тут логика?

Василиса Шишкина, «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.