Травмы души

Как найти «закрытый перелом» и избавиться от боли?
A- A+
Все мы родом из детства, утверждают психологи. Небрежно брошенное мамой слово, несправедливое наказание, родительская холодность могут стать основой для психологической травмы, которая со временем может превратить жизнь выросшего ребенка в ад. «Родителям не нужно подсекать детям крылья и навязывать им свои стереотипы. Дети должны жить своей жизнью, задача мамы и папы – любить своих чад, поддерживать их и не мешать им познавать этот мир», – считает психолог Алена Симонова.

Покинутый человек превращается в зависимого

– Алена Николаевна, известно, что психологические травмы, полученные в детстве, очень сильно влияют на жизнь человека. Так ли это, и каково их влияние?   

– На поведение людей часто влияют психологические травмы, полученные еще в детстве. Как человек будет строить отношения с окружающими, как станет добиваться успеха, будет ли уверен в себе, зависит от того, насколько глубока травма. Бывает, конечно, что и во взрослой жизни человек получает тяжелую психотравму, которая в дальнейшем очень мешает ему жить счастливо. Давайте разберем некоторые из травм, которые лишают многих из нас внутренней свободы и гармонии.

«Травму покинутого человека» ребенок получает, если в детстве ему уделяли мало внимания и времени. Ребенок может получить ее даже в благополучной семье, где родители очень часто заняты на работе. Или когда на малыша дома просто не обращают внимания. Бывает, из-за семейных обстоятельств ребенок попадает в детский дом или рано остается без родителей. Для многих будет удивительно, но часто травма покинутого человека формируется у ребенка, которого отдали на воспитание бабушке.

В этих ситуациях ребенку не хватает любви, он привыкает к этому состоянию и в дальнейшей, уже во взрослой, жизни становится зависимым. Он как бы не может принять себя в одиночестве, и ему всегда нужен еще кто-то или что-то, чтобы почувствовать себя счастливым. Зависимость может быть, например, от людей – человеку постоянно нужно чувствовать любовь, и он будет добиваться ее любыми способами. Кроме этого, человек может «лечить» эту травму игровой или химической зависимостью. Все потому, что у него в душе такая глубокая рана, что он никак не может насытиться любовью, компенсировать последствия травмы.

Еще один пример получения травмы покинутого человека –  когда в семье помимо старшего ребенка появляется малыш, и все внимание родителей переносится на него. Особенно остро старший ребенок чувствует одиночество, когда новорожденный болеет и требует к себе больше внимания. В состоянии покинутости малыш не может понять, что происходит – он может вспомнить, что плохо вел себя, и родители, отворачиваясь от него, просто хотят от него избавиться.

Бывает, зависимый человек – мужчина или женщина – не хочет иметь ребенка, прикрываясь желанием сохранить свою независимость. На деле же мужчина просто боится, что ребенок отнимет у него внимание жены. Зависимая женщина тоже боится, что ее задавят новые обязанности по уходу за новорожденным.

Униженные притягивают страдания

«Травму униженного человека» ребенок может получить и в школе, и дома. Например, когда мама стыдит его за то, что он неаккуратно сходил в туалет или рано начал познавать свое тело. В школе травму ребенку может нанести учитель, если перед классом назовет ученика тупым и ничего не понимающим. Униженный ребенок начинает думать, что его никто не любит, не ценит, а он сам не достоин уважения.

Ребенок, переживающий унижение, создает себе маску мазохиста. Он начинает бессознательно получать удовольствие от страданий, он ищет мучений и унижений. Он организует обстоятельства своей жизни так, чтобы помучиться – наказать себя раньше, чем это сделают другие.

– Почему он ищет страданий? Ведь он наверняка не хочет снова их получить, он ведь получил серьезную травму в виде унижения?

– Он ищет страданий, чтобы отработать эту травму. Благодаря этим мучениям он гарантированно получает жалость от окружающих, которая расценивается им как проявление любви и заботы. К слову, люди с такой травмой, как правило, не заботятся о своем теле. Например, они часто переедают, кушают вредную еду и, как следствие, полнеют. Так они заедают травму унижения.

Предательство провоцирует тотальный контроль

Дети нередко сталкиваются с предательством, как со стороны друзей, так и родителей. Типичные примеры – подружка начинает дружить с другой девочкой или мальчика предал старый друг. Мама оставила ребенка и уехала с отчимом в другой город. Или отец ушел к другой женщине и больше с ним не общается. Некоторые особенно чувствительные дети через такие ситуации могут получить психологическую травму, которая оставит в их душе глубокую рану.

Чтобы вылечиться от этой травмы, человек начинает все контролировать. Он боится, что его снова предадут. Если партнер не делает так, как в его понимании должен поступать близкий человек, то он теряет над ним контроль и начинает сильно тревожиться. Чтобы этого избежать, он лишь усиливает контроль за ним, начинает ревновать, проверять его телефон, почту и даже карманы.

Благодаря защитной маске контролирующего человек сохраняет хоть какое-то внутреннее спокойствие. Психика защищается и дает человеку возможность более или менее нормально жить с этой травмой. Так, женщина с психотравмой предательства часто не понимает, почему она так ревнива, откуда у нее тревога и страх, пока не осознает эту травму и не проработает ее.

– Как часто человек надевает эти защитные маски?

– Чем сильнее была травма, тем чаще человек надевает маску. Он вынужден надевать ее, когда травма готова повториться в его жизни. Некоторые люди постоянно носят маски, потому что очень боятся снова пережить тяжесть и боль психотравмы.

Травма несправедливости чревата регидностью

Травму несправедливости ребенок может получить при разных обстоятельствах. Например, когда его несправедливо наказали или наказание не соответствовало тяжести совершенного им поступка. Когда учительница отругала ребенка, хотя он не был виноват. Эту травму человек может получить и во взрослом возрасте, когда на работе с ним обошлись несправедливо, оштрафовали или уволили незаслуженно. Чтобы избавиться от травмы и как-то ее пережить, человек надевает маску регидного человека.

– Человека холодного, равнодушного ко всему?

– Да. Человек замыкается в себе, он становится консервативным. Он никому не доверяет и верит только самому себе. Такой человек не хочет вмешиваться в какие-то новые для него дела, он боится снова быть несправедливо наказанным, поэтому не проявляет активности. Как правило, такие люди очень любят порядок.

У человека с травмой несправедливости притупляется чувствительность. Очень редко позволяет себе удовольствия, и если все-таки он делает что-то для себя, его мучает чувство вины. Если такой человек видит, как свободно другие люди получают удовольствия, его это сильно раздражает. Обычно такие люди – «отличники». Они стремятся к совершенству, живут с целью добиться успеха, при этом по пути к нему не получают никакой радости.  

Отвергнутые беглецы

«Ты плохой, ты не достоин любви, ты плохо учишься, лучше б ты не родился, ты не соответствуешь тому, что мы ожидали» – так словесно или поступками родители могут нанести ребенку травму отвергнутого.

– Эта травма схожа с травмой покинутости…

– Только здесь родители не уехали, не умерли, они просто отвернулись от ребенка. Они не дают ему тепла, хоть и живут рядом. Часто в школе учителя не принимают какого-то ребенка. Бывает, детей отвергают целыми классами. Как правило, класс «г» в школе – это те, кого учителя считают слабыми, называют «болотом», не привлекая ни в какие мероприятия. В таких классах, ругая одного ученика, учителя, как правило, переходят на весь класс – «вы все тупые». Нередко учителя называют детей «баранами».

В результате дети закрываются, они перестают хотеть хорошо учиться. Они надевают маску «беглеца» – «я ничего не хочу и ничего не буду делать». Они стараются так вести себя, чтобы их никто не заметил. Они либо просто не приходят в школу, либо отсиживаются на уроках.

Так же и в семье – их не видно и не слышно. Они или в компьютере, либо вне дома. Такие детки не хотят снова чувствовать себя отвергнутыми, поэтому в школе боятся проявить себя, чтобы их не осмеяли, чтобы еще раз не сказали, какие они тупые. «Лучше уйти от ответа у доски, чем выйти и стать посмешищем», – считают они.
 
Часто отверженные убегают в компанию, где их поймут. И не факт, что эти новые друзья повлияют на них положительно. Через такие компании отвергнутые черпают силу, и так у подростков формируется противоправное поведение. Замечено: практически каждый девиантный подросток имеет либо травму отвергнутого, либо травму покинутого.

Найти травму и обезвредить

– Можно ли избавиться от травмы и как это сделать?  

– Самому найти причину травмы и исцелиться практически невозможно. Здесь поможет глубокий психоанализ, работа с психологом. Когда специалист погружает человека в детский возраст, эта травма выходит на поверхность. Лечение – это длительная и кропотливая работа.

Примерно 70 процентов людей живут с психологическими травмами. Этому отчасти способствует стиль воспитания – в школах и семьях с детьми не церемонятся. Подгоняют их под свои стандарты, не дают личности развиваться свободно. Ребенок рождается, чтобы познавать себя и этот мир, а взрослые навязывают ему свои рамки. Если маленький человек ведет себя иначе, его наказывают. Отсюда и травмы. Родителям нужно понять, что главная их миссия – быть рядом и помогать ребенку. Не мешать и не навязывать ему свое поведение.

На наши тренинги по психотравмам приходят многие. Возвращаясь в психотравму, они при помощи специалиста сбрасывают маски и становятся более счастливыми, ведь им нечего больше бояться.

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один»
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.