Свадебный подарок для дочери главы

Почему жители Иволги пишут жалобы на Виктора Очирова в прокуратуру
A- A+
Жительница Иволги шесть лет пытается доказать свое право на нормальное жилье, но в ответ слышит лишь обещания. Когда соседей расселяли в новые квартиры, ей достался обгоревший домик. Глава села Виктор Очиров, за это время ставший уже главой района, своей вины тут  не видит и уверен, что пожилая жалобщица просто «принаглела». 

20 лет без документов

Еще десять лет назад многодетная мать Валентина Александрова жила со своим большим семейством в общежитии работодателя. Кондитерская фабрика «Иволкон», в которой женщина трудилась 28 лет своей жизни, закрылась в 90-х годах. От работодателя семье Веры Васильевны остались четыре комнаты в общежитии барачного типа. Однако получить ордер или хотя бы прописку многодетной семье Александровых так и не удалось.

– Кадровичка постоянно говорила, что домовую книгу потеряли, твердила: «Найду, принесу, пропишетесь». Все время отнекивалась, так нас и не прописали. 

В 2014 году местные власти решили расширить детский сад на территорию общежития, тем более что здание давно признали аварийным. Жильцов общежития требовалось расселить. 

Помогла Федеральная программа по переселению из ветхого и аварийного жилья. По ней на улице Кяхтинская в Иволге были построены новые двухквартирные дома. Счастливые бывшие сотрудники фабрики  покидали старое общежитие и один за другим заселялись в новостройки. 

Соседку Александровых, Веру Надмитову, переселили из единственной комнаты в маленькую квартиру по улице Кяхтинская, 9–1. Соседняя квартира, по мнению коллег с фабрики и соседей по общежитию, полагалась Александровым. Так думали и они сами. Однако места в новом доме для семьи не нашлось – не имея ни прописки, ни ордера, семья Александровых осталась за бортом всеобщего переселения. По слухам, эта квартира позднее стала свадебным подарком для дочери иволгинского главы Виктора Очирова. 

Обгоревшая халупа вместо жилья

Когда в общежитии уже оставались одни Александровы, администрация озадачилась и их семейством. На тот момент двое детей Веры Васильевны уже умерли, и она стала опекуном осиротевшего внука Димы. В поисках жилья взамен подлежащего сносу общежития она пришла в администрацию. 

– Меня стали возить по всяким брошенным домам, показывали «новое жилье». Говорили: «Пока вам временно предоставим, потом, когда будет, дадим новую, хорошую квартиру», – вспоминает Вера Васильевна. – Показывали старые хибары, приехали на Зеленоток, я там как вышла, ноги утонули в болотине. Я говорю: «Вы с ума сошли, у меня ребенок маленький, простынет, бронхит заработает». Они засмеялись. 

В итоге вместо халупы на болоте Александровым предложили обгоревший двухкомнатный домик на улице Набережная. Хозяин его скончался, задохнувшись в жилище во время пожара. Ремонта с тех пор никто не делал. Это оказалось «лучшее», что власти могли предложить престарелой женщине с малолетним внуком:

– У меня такой стресс был! Ведь внутри все было в саже, полы проваливались, пришлось менять. Начали дымоход проверять, аварийная печка обвалилась, чуть не убила братишку. Пришлось покупать кирпичи, все разбирать и заново перекладывать. Полы заменяли сами, все делали сами. На мою пенсию 7600 рублей все лето ремонтировали. Обратились в администрацию, чтобы с ремонтом помогли, в ответ – ничего. Мы пошли на телевидение, рассказали про это все. После телесюжета нам привезли «три горбылины», бросили во дворе, и все на этом. Сказали: «Вы же временно там живете».

С тех пор прошло шесть лет. Валентина Васильевна продолжает жить в доме с одной из дочерей, ее детьми и внуком. Временное жилище, как и временный ремонт, выполненный на собственные средства, стало безнадежно постоянным. Окна в доме совсем не держат тепло, обгоревшая крыша сквозит, забор держится на подпорках. При этом никакой доплаты за переселение в не пригодный для жизни горельник администрация не предложила.

– Если хороший ветер дунет, весь этот забор рухнет, дома сквозняк, – сокрушается Валентина Васильевна. – Но чтобы все это налаживать, у меня нет ни материала, ни сил, ни возможностей.

«Глава забрал себе мою квартиру» 

Не дождавшись «варианта получше», Вера Александрова подала в администрацию Иволги заявление на улучшение жилищных условий. 

– Я заявление подавала в приемную Очирова, он тогда был главой Иволгинского поселения. Заявление затолкали в какую-то папку. Долго на него никто не отвечал. Потом пришла там другая секретарша, говорит, «заявления найти не можем, а та сотрудница уволилась». К Очирову больше не хочу ходить. Зайдешь, он сидит улыбается. Он говорил: «Это временное жилье, другое будет – мы вас заселим».

В последнее время у женщины сдает здоровье. В органы опеки за поддержкой семья не обращается – опасаются, что с целью «решения проблемы» ребенка могут просто забрать из родной семьи.

Другой взгляд

Но, как выяснилось, глава администрации Иволгинского района (до этого – глава поселка Иволга) Виктор Очиров всю историю с жильем для Александровых видит совсем иначе.

– Списки переселения из общежития, где она жила, составлял не я (я тогда был главой поселения), а работодатель. Кондитерская фабрика документы нам предоставила, кому ордера выписаны, это и были списки переселенцев в новые построенные дома. А там Александровой нет, другому жителю дали, у которого они снимали комнату, – говорит глава района. 

По словам Веры Васильевны и ее детей, комнаты в общежитии они никогда не снимали, жили в них бесплатно и были уверены, что имеют права на это жилье. В администрации, по признанию Виктора Очирова, этим вопросом не занимались. Когда  маленький Дима терял положенные ему квадратные метры, о малыше не позаботился даже орган опеки. Теперь доказывать свои права семье остается только в суде. Никаких обязательств перед Александровыми в Иволгинской администрации не признают.

– Она принаглевший совсем человек, – отозвался Виктор Очиров о женщине. – Мы вообще не должны были ей давать, между прочим. Она вообще в очереди не стоит, вернее, стояла там, но очень далеко. Мы во внеочередном порядке не должны были ей дать. Она пришла, говорит: «Дайте мне хоть что-то, я все сама сделаю». Чуть ли не плакала на коленках. Начала требовать, что она опекун, мы из-за жалости пошли ей навстречу. Во внеочередном порядке сгоревший дом отремонтировали, в порядок привели. Она заселилась туда. 

Таким образом, Виктор Очиров признает, что в очереди на улучшение жилищных условий Александрова все же стояла. Однако теперь в администрации считают, что их обязанности выполнены, а любые поползновения Александровых на нормальное жилье 
– неблагодарность и нахальство. По мнению главы, администрация практически облагодетельствовала неблагодарную женщину, «улучшив» ее жилищные условия обгоревшим домом.

После того как квартира в новом доме на Кяхтинской перешла в собственность к родным Виктора Очирова, Александровы неоднократно пытались добиться расследования в государственных органах. Сегодня эта квартира занята дочерью главы. Интересно, что сам он это признал не сразу: то ли не узнал адрес родной дочери, то ли опасался сказать лишнее.

– Нет, конечно, я вообще ни при чем в этом доме. Это Хурумшинская администрация давала, не я. Родные мои проживают, но не я давал-то. Тот дом, который сносили в Хурумше, получала Елена Павловна, мать моей супруги. Она была в списке ветхого и аварийного жилья. В Хурумше их дом снесли, вместо него выделили в Иволге. Выделял тогда район, я там не работал, – прокомментировал Виктор Очиров.

Пояснить, почему взамен аварийного дома в Хурумше мать его супруги получила дом в Иволге, глава администрации не смог. Также осталось не ясно, как он был причастен к переселению на Кяхтинскую, 9 Надмитовых и не причастен к выделению соседней квартиры его теще. Но, по словам Виктора Очирова, «прокуратура эти факты уже проверила и нарушений в них не нашла». 

Прокуратуру района, к слову, еще недавно возглавлял Булат Иванов. Сегодня он работает первым заместителем главы Иволгинской администрации Виктора Очирова. 

Многолетняя война

За защитой своих прав Александровы готовы идти по всем фронтам – теперь ради детей. На сегодня в прокуратуре рассматривается уже второе обращение семьи, нашедшее поддержку еще 15 иволгинцев. Кроме истории с квартирой, подписанты требуют проверить законность получения друзьями главы земельных участков, подозревая у чиновника личную заинтересованность. Указывают и на подозрительную дружбу с другими силовиками и уверенность главы в собственной безнаказанности. 

Обращение с требованием проверить деятельность главы на предмет коррупции направлено в МВД, республиканскую прокуратуру и СМИ, и, в случае если проверка вновь не найдет нарушений, жалобщики готовы дойти до президента. Одновременно доказывать свои права семья планирует еще и через суды.

Сам глава абсолютно уверен в том, что его ошибок и недоработок в деле с жильем для Александровых не найти, а жалобы на него объясняются политическим противостоянием.

– Это оппозиция бегает, ерундой страдает. Я здесь вообще ни при чем и родственники мои, – прокомментировал Виктор Очиров.

Саму Веру Александрову на днях выписали из больницы и уже вновь госпитализируют. Похоже, многолетняя война за право жить в достойных условиях ей обошлась слишком дорого. 

Ирина Вершинина, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.