Дворцовый переворот

В республике не на что содержать воздвигаемые культурные и спортивные комплексы
A- A+
С одной стороны, общественность регулярно жалуется, что в Бурятии не хватает спортивных и культурных объектов. С другой, когда проекты по строительству грандиозных физкультурно-спортивных либо культурно-образовательных комплексов все же реализуются, местные власти хватаются за головы. Ведь одно дело выбить деньги по федеральной или республиканской программе на строительство, и совсем другое – содержать выросшие в деревнях дворцы-махины.

Прокормить гиганта

При этом власти почему-то не скромничают в части размеров и площадей воздвигаемых центров. Если уж строить, так на всю катушку. Поэтому в райцентрах на месте ветхих спортзалов и стареньких ДК часто вырастают трехэтажные громадины, которые иногда легче закрыть, чем содержать.

Пожалуй, самый яркий пример – республиканский ФСК, который не так давно воздвигли в Улан-Удэ. На его содержание уходят десятки миллионов. Простой пример: этой осенью «Дирекция спортивных сооружений» объявила торги на оказание услуг по охране своих объектов в 2017 году. Сюда вошли ФСК, центральный стадион и спортивно-туристский центр в Максимихе. Стартовая цена контракта – 12 миллионов рублей.

И это только на охрану. Если добавить сюда затраты на электроэнергию, отопление, зарплаты персоналу и прочее, то набежит солидная сумма. Не удивительно, что руководство ФСК пытается заработать всеми возможными способами, включая меховые ярмарки и прочие явно неспортивные события.

Деревенские новшества

Однако печальный опыт, судя по всему, не стал уроком. Так, совсем недавно министр культуры Тимур Цыбиков объявил о завершении строительства гигантского Дворца культуры в Мухоршибири.

«В Мухоршибири построен новый Дворец культуры в рамках федеральной программы «Повышение сейсмоустойчивости...» с выделением средств из республиканского и муниципального бюджетов! Открытие в марте!» – радостно сообщал он на своей странице в соцсетях.

На фотографиях красуется здание, годное, по меньшей мере, для размещения военной базы где-нибудь на Ближнем Востоке. Для не самого богатого района это сооружение, мягко говоря, влетит в копеечку. И если тот же ФСК может себе позволить отбить расходы постоянными коммерческими ярмарками, то не факт, что мухоршибирский центр станет столь же привлекательным для продавцов шуб и прочих платежеспособных клиентов.

Наполеоновские планы

Кроме этого, в республике запланировано еще несколько крупных объектов подобного рода. Например, Центр гиревого спорта в Онохое. Его строительство очень долго лоббировали именитые спортсмены, и вот, в прошлом году Хурал одобрил финансирование этого проекта.

Еще в Бурятии должна появиться ледовая арена, к которой прилагается и океанариум. Об этом заявили инвесторы во время предвыборной гонки за кресла депутатов Госдумы в прошлом году.

– Мы предлагаем построить в Улан-Удэ ледовую арену, рабочее название «Селенга», сопряженную с океанариумом, в котором будет вся фауна, обитающая в Байкале и байкальских реках. Плюс нерпинарий… Мы знаем, что спортивных площадок на данный момент в Улан-Удэ мало, а ледового дворца вообще нет, – говорит Александр Мячиков, советник инвестора – ФПК «Альтаир Групп».

На подходе – строительство лукодрома. После победы на Олимпиаде Инны Степановой вопрос встал ребром. Недавно власти заявили, что строительство начнется уже в этом году.

И это только примеры. В планах у правительства – построить десятки различных комплексов в районах Бурятии. Это, конечно, своего рода достижение. Но эксперты уверяют: вместо того чтобы строить огромные конструкции, можно было те же деньги направить на гораздо менее затратные объекты. Например, на спортплощадки, которые «съедают» в разы меньше денег, но дают гораздо больший эффект. Ведь именно их наличие обеспечит развитие массового спорта в Бурятии.

Дыры в карманах

Все это происходит на фоне обнищания местных бюджетов. Районы в этом году уже открыто начали возмущаться по поводу тяжелейшего финансового состояния. На начало прошлого года только кредиторская задолженность районных бюджетов равнялась 1,2 миллиарда рублей.

– По состоянию на 1 июля, кредиторская задолженность наших муниципальных образований увеличилась на 506 миллионов рублей, что лишний раз подтверждает непростую ситуацию с исполнением местных бюджетов в текущем году, – докладывал Хуралу Игорь Шутенков, министр финансов Бурятии.

Из 23 районов только пять считаются сбалансированными по части бюджета. Но некоторые из них сбалансированы только потому, что имеют недостаточно развитую сеть бюджетных учреждений, инфраструктуру. Нет учреждений – не нужны деньги на содержание.

Республиканские власти предлагают районам сокращать расходы. В ответ муниципалы пожимают плечами – сокращать больше нечего. С начала кризиса некоторые районы ужались настолько, что не осталось никаких резервов. Денег не хватает ни на выплату зарплат, ни на оплату услуг ЖКХ.

В таких условиях вешать на сельские администрации содержание культурных и спортивных центров, по размерам напоминающих Пентагон, – не самое разумное решение. Власти же, закрыв на это глаза, продолжают воздвигать все новые объекты. И логика здесь проста – пока федералы дают деньги, надо их срочно осваивать. Не освоишь – не получишь ничего. Видимо, продвигать много маленьких объектов чиновникам сложней, чем огромные «дворцы». И пока такая логика в России актуальна, ситуация вряд ли изменится.

Владимир Пашинюк, «Номер один». 

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.