Подарок от татар

Рустам Минниханов помог в строительстве первого шаманского храма
A- A+
Строительство первого в нашей стране шаманского храма началось еще в 2012 году. 

Первые этапы работы над проектом Дворца «Тэнгэриин Ордон» осуществлялись исключительно благодаря благотворительной помощи прихожан, меценатов. Позже поддержку оказало и республиканское правительство, выделив субсидию. Однако средств все равно не хватало, и сооружению грозила участь остаться долгостроем, если бы не помощь со стороны. Нежданным спасителем стал президент Республики Татарстан. Будучи главой мусульманского государства, Рустам Минниханов поддержал шаманскую общину внушительной финансовой поддержкой.

Дружба с президентом 

Точную сумму взноса в религиозной организации «Тэнгэри» разглашать не хотят, но подчеркивают, что речь идет о «колоссальной помощи». 

– Большую роль в этом строительстве играют, конечно, прихожане. Колоссальную роль сыграла помощь президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова. Он внес очень большую сумму именно для строительства нашего храма, – говорит верховный шаман центра «Тэнгэри» Баир Цырендоржиев. 

В общей сложности высокий гость пробыл в «Тэнгэри» порядка трех часов. Он познакомился с религиозным центром, помолился. Конечно, для него был проведен шаманский обряд. 

– Для Рустама Нургалиевича был проведен обряд. Мы обратились к кузнечным тэнгэри. Рустам Минниханов помолился за свою республику, за свой род, – говорят шаманы. 

Были ли у Рустама Нургалиевича какие-либо личные просьбы и чаяния, не сообщается. 

Сейчас благодаря помощи президента Татарстана здание шаманского дворца уже готово. Осталась внутренняя отделка. 

Однако на этом общение верховного шамана с Рустамом Нургалиевичем не закончилось. Не так давно президент Татарстана пригласил к себе в гости главу центра «Тэнгэри» Баира Цырендоржиева. Это был неофициальный дружественный визит. И в этот раз верховный шаман вновь провел обряд на благополучие своего нового друга. 

Религиозные споры

Все мы знаем о том, что приверженцы каждой из религий могут помолиться в особом, священном для них месте. Для православных христиан это церкви, для буддистов – дацаны, для мусульман – мечети. Для шаманов ничего похожего до сего момента не существовало. Более того, есть мнение, что у приверженцев шаманизма и не должно быть никакого храма. Однако верховный шаман «Тэнгэри» с этой точкой зрения не согласен. 

– Да, некоторые люди говорят о том, что у шаманов никогда не было храма. Таким местом служила якобы сама природа: какая-то гора, лес, место поклонения и прочее. На самом деле это не так. Если рассуждать о шаманизме в мировом масштабе, то можно с уверенностью говорить о том, что у ацтеков, племени майя, шаманов Южной Америки были здания для молитв. Эти сооружения возводились в виде пирамид и были именно теми религиозными сооружениями, где шаманисты молились и приносили требу своим божествам, – объясняет Баир Жамбалович. 

Говоря о более современных примерах, можно упомянуть временной отрезок правления Чингисхана. 

– Если взять бурят-монгольскую или общую монгольскую историю (все-таки мы из монгольского мира), то здесь тоже есть факты, что великие хуралы – собрания – проводились в специальных больших юртах. Помните изображения, как юрту возили на ста волах? Это та самая юрта, которая обозначала именно храм неба. Поэтому этот вопрос сегодня уже можно закрыть, – считает глава шаманского центра. 

Для названия места для молитв шаманов и шаманистов было выбрано наименование, отличающееся от всех других обозначений храмов, – «Ордон», что в дословном переводе обозначает «дворец неба». 

«Театральные» кони пригодились 

Если учитывать, что никогда ранее в современной истории шаманского храма в нашей стране не существовало, вопрос о том, каким должен быть Дворец неба, был непростым. Но в «Тэнгэри» решили и эту задачу. 

Молодым архитекторам был заказан проект, согласно которому храм будет построен в виде большой восьмистенной юрты высотой в 16 метров. Купол юрты будет окрашен в цвет неба – синий. Вместимость храма – до 300 человек. В центре шаманского дворца будет располагаться очаг, вокруг него статуи 13 хатов. 

– Мы являемся выходцами из кочевой культуры, в которой юрта была основой всего. Ее стены ассоциируются с горами, крыша – с небом. Кроме того, юрта – символ семьи, дома, родины. Что касается божеств, то, конечно, все они в храме не поместятся. Поэтому мы решили установить фигуры 13 хатов – божеств-покровителей нашей местности, – отмечает Баир Цырендоржиев. 

Снаружи юрту-дворец будут «охранять» всадники на конях. К слову, это те самые лошади, которые десятилетиями украшали крышу оперного театра в Улан-Удэ. Выкинуть старые, поломанные скульптуры шаманы не позволили, решив забрать фигуры себе. В результате в скором времени всадники будут отреставрированы. Конечно, символов советского времени «стилизуют» под всадников исконно бурятского происхождения, с соответствующим одеянием и внешностью. 

– Всадник с правой стороны – мужчина. С левой – женщина. В руках они будут нести сулдэ (судьбу). Мужская и женская судьбы дают при объединении потомство. Это символы семьи, благополучия, – разъясняет язык символов верховный шаман. 

Также на территории будут располагаться юрты, где прихожан будут принимать шаманы, возможно, будет возведена мини-гостиница для приезжих туристов. 

– Чем древнее религия, тем она толерантнее.  К нам ходят и буддисты, и православные, и мусульмане. Это нормально, ведь шаманизм является самой древней и самой лояльной религией. И даже если люди к нам приходят лишь из интереса, это не возбраняется. Все мы приходим на этот свет ничего не знающими людьми, почему бы не поинтересоваться шаманизмом хотя бы из любопытства? – считает Баир Цырендоржиев. 

По планам, уже осенью 2018 года Дворец будет окончательно достроен. В числе почетных гостей праздничного открытия будет, конечно же, новый друг общины «Тэнгэри» – президент Татарстана Рустам Минниханов. 

Ольга Лазарева, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.