Ученый заговор

Слухи о плагиате в диссертации ректора БГУ развеял суд
A- A+
Николай Мошкин выиграл два дела о защите чести и деловой репутации. Суд решил, что аргументы,  представленные Валерием Архинчеевым и Аркадием Зарубиным, не имеют правового основания. А это значит, что диссертация ректора не скопирована, как ранее сообщалось в ряде СМИ.

«Диссернет» недействителен

Напомним, два года назад вольное сообщество «Диссернет» при помощи сервиса «Антиплагиат» проверило докторскую диссертацию Николая Мошкина. Народные контролеры утверждали, что в работе профессора 63 процента плагиата. 

В ответ на обвинения Николай Мошкин подал два иска о защите чести и достоинства. Ответчиками выступили общественные активисты, которые распространяли в сети Интернет информацию о присутствии плагиата в его диссертационной работе. Это Валерий Архинчеев и Аркадий Зарубин. В публикациях они ставили под сомнение наличие ученой степени доктора технических наук и звание «профессор» у действующего ректора. 

Первым состоялся суд, где ответчиком выступил преподаватель БГУ Валерий Архинчеев. В ходе разбирательства была проведена судебно-лингвистическая экспертиза, которая установила, что публикация в одном из СМИ, где ответчик нелестно отзывается о труде Николая Мошкина, имеет негативную окраску и подрывает репутацию ректора. 

Но самое главное, суд посчитал, что результаты проверки сообщества «Диссернет» не имеют юридической силы, так как данная организация не является уполномоченным лицом по принятию решений о соответствии диссертации установленным критериям.

Если проще, «Диссернет» – это вольное сообщество, которое не имеет права на проверку научных работ, соответственно, и результаты этих проверок в суде не учитываются. 

Любопытно, что сам основатель «Диссернета» Андрей Заякин, приглашенный Архинчеевым в суд в качестве свидетеля, признался, что научные труды сообществом проверяются без обращения к первоисточникам, то есть производится только сличение текстов. Что в корне неправильно. 

Мнение «экспертов»

Ученик Мошкина Булат Дашеев выступил в суде и заверил, что совместно с Николаем Ильичом занимался научными разработками. Он подтвердил, что нынешний ректор не взял ни слова из его личных трудов. 

Но ответчик был непримирим. Он предложил принять к сведению свою собственную экспертизу на наличие плагиата в чужой диссертации. 

Не секрет, что Валерий Архинчеев является доктором физико-математических наук и к теме автотранспорта никакого отношения не имеет. Таким образом, суд отказался принимать во внимание результаты экспертизы. 

На этом, собственно, закончились все аргументы ответчика. Валерий Архинчеев проиграл суд. Немудрено, ведь диссертация ректора прошла проверку большого числа специалистов, входящих в комиссию Диссертационного совета. И за все эти годы не была отозвана или возвращена.  

Суд удовлетворил иск Николая Мошкина – взыскал моральный ущерб с Валерия Архинчеева. То же произошло и с Аркадием Зарубиным. Бывший сотрудник БГУ, который не просто публиковал гневные статьи в СМИ, но и оставлял не совсем лицеприятные комментарии под другими публикациями, проиграл районный суд. Его обязали удалить порочащие публикации. 

Попытки жалобщиков оспорить решение в Верховном суде ни к чему не привели. 

Очередной скандал

Кроме прочего, не так давно прогремел очередной «диссертационный» скандал, в котором, сам того не подозревая, вновь стал замешан Николай Мошкин. Доктор экономических наук ВСГУТУ Светлана Михайлова обратилась в суд, где утверждала, что ее диссертацию скопировали.

– По ее мнению, доцент БГУ Даши Цыренов заимствовал материалы ее диссертации в своих восьми научных статьях. И только в одной из них соавтором указан Николай Мошкин, – комментируют в БГУ.

Суд по этому делу прошел заочно. Однако по ходатайству ответчиков решение отменено. Ведется пересмотр дела. 

«Профессор»

По всей видимости, целенаправленный антипиар персоны Мошкина кому-то выгоден. Стоит лишь вспомнить ряд скандалов, связанных с выборами ректора, как все встанет на свои места. Тогда главным конкурентом Николая Ильича стал Валерий Архинчеев. Именно он поднял на бунт преподавателей.

Позже он пытался лишить уже действующего ректора профессорского звания. Но департамент аттестации научно-педагогических работников счел неубедительными аргументы Валерия Ефимовича. Физик утверждал, что у ректора не хватает выпущенных научных трудов для получения звания «профессор». Как позже выяснилось, утверждения были голословны и строились исключительно на предположениях преподавателя. 

А вот на звание жалобщика внимание обратили, пожалуй, все. Оказывается, профессор Архинчеев вовсе не профессор, каким себя позиционирует, а простой доцент. По необъяснимому стечению обстоятельств он получил должность профессора. Это произошло еще во времена правления Степана Калмыкова. На самом деле звание никак не подтверждено. 

Видимо, непреодолимое желание занять место ректора заставляет мужчину кляузничать по любому поводу и бегать по судебным заседаниям в рабочее время.

К слову, в последнее время в кулуарах университета идут разговоры о тайном сговоре бывшего ректора БГУ Степана Калмыкова и «профессора» Валерия Архинчеева. Якобы они намеренно не дают работать действующему ректору, дабы не упустить момент, чтобы сдвинуть его с поста. 

Почему речь идет именно о сговоре? Все просто. Во времена правления Калмыкова Валерию Ефимовичу жилось очень неплохо. В БГУ был создан центр космических услуг, который приносил университету только убытки, зато позволял получать достойную зарплату его руководителю – «профессору» Архинчееву. Это вполне устраивало Валерия Ефимовича. С приходом Николая Мошкина возможность получать хорошую зарплату за минимум работы исчезла.

Если при правлении такого «новатора» Валерий Архинчеев чувствовал себя благоприятно, не писал жалоб и не обращался в суд, напрашивается логический вывод – он принимает сторону Степана Калмыкова. Вероятнее всего, является лишь марионеткой для достижения цели – свержения Николая Мошкина с поста ректора. Ведь с его приходом от «кормушки» отошло множество работников университета, а бюджетные деньги пошли на развитие, а не в карман руководящему звену.

Кстати, Степан Калмыков запомнился студентам и созданием благотворительного фонда, в числе учредителей был и он сам. Организация создавалась под предлогом «тяжелого финансового положения университета». Собранные деньги уходили якобы на развитие БГУ. 

Доподлинно неизвестно, куда на самом деле утекали средства. Ясно лишь то, что фонд работал по «добровольно-принудительному» принципу. То есть студентов буквально заставляли вносить деньги на развитие родного учебного заведения. Вовремя спохватившись, бывший ректор прикрыл фонд, оставив лишь додумки по поводу его финансовой чистоты.

Стоит ли вспоминать обо всех подозрительных схемах работы Степана Калмыкова? Чего только стоит домик, который он отстроил на бюджетные деньги и который с трудом удалось вернуть в собственность университета. Или нецелевые расходы бюджетных средств, как, например, плата за электричество личных коттеджей в 117-м микрорайоне.

Кстати, у общественности до сих пор закрадываются сомнения по поводу строительства восьмого корпуса. Задаются вопросом: а все ли деньги были направлены в дело? Вопрос вполне обоснован, если учесть не совсем хорошую репутацию бывшего ректора. 

Война продолжается

Многочисленные и необоснованные жалобы Валерия Архинчеева и его сторонников говорят о нежелании согласиться с законным решением учредителя о назначении Николая Мошкина ректором. 
  
Несмотря на то что  проверяющие органы дали заключение о ничтожности этих жалоб, писать их не перестают. Тем самым отвлекая руководство от важных дел.

При этом ректор не дает поводов для нареканий, он честно выполняет свои обязанности. Судя по всему, бюджетные средства, наконец, пошли в нужное русло: на ремонт спортивного центра, общежитий, учебных корпусов.

К примеру, недавно заменили окна, отремонтировали кровлю юрфака, утеплили и осовременили главный корпус. Теперь ни студенты, ни преподаватели не мерзнут зимой. Началось, наконец, строительство жилого дома для преподавателей БГУ. Другими словами, все то, что ранее не замечалось, заметили и устранили. Благодаря слаженной работе коллектива удалось получить аккредитацию на шесть лет вперед.

Так чем заслужил действующий ректор такое отношение к себе? Непонятно. Стоит отметить, что среди жалобщиков, которые мешают работе университета, примечательно и еще одно имя. Известный экономист Алдар Бадмаев, ныне выдвинувший свою кандидатуру на пост  министра экономики, ранее хотел стать проректором БГУ. Он жаждал сесть в университетское кресло и совсем не готов был принять отказ. Но по ряду формальных требований Алдар Гальчиевич не подошел на эту должность, и, по всей видимости, от обиды он объединился с другими жалобщиками – Архинчеевым и Зарубиным. Стал одним из подписантов многочисленных и безосновательных кляуз, просьб проверить диссертации и так далее. 

Впрочем, в свое время этот пост пытался занять и Валерий Архинчеев. То есть месть ректору от не прошедших конкурс стала закономерностью.

Ужасно даже не то, что «активисты» занимаются распространением слухов и предположений, а то, что из-за их «прихотей» страдают и другие ученые. Так, ученику Николая Мошкина Алексею Алексееву пришлось повторно отстаивать защиту кандидатской диссертации. Его также подозревали в плагиате. Работу проверил Диссертационный совет, как итог, заявителям-активистам было отказано в удовлетворении их намерений лишить Алексеева ученой степени.

Но и это наверняка не все, что приготовили злопыхатели. По всей видимости, война за трон в стенах университета продолжается. И не важно, какой повод: диссертации, выборы или внутренние пертурбации – для противников перемен к лучшему сгодится любой, лишь бы был предлог свергнуть действующую власть. 

Екатерина Калашникова, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.