«Денег нет, извините»

Бюджет Бурятии не выдерживает растущего количества «голодных ртов»
A- A+
С каждым годом увеличивается количество тех, кто нуждается в социальной помощи от государства. Само собой – в денежном виде. Обеспечить жильем семьи, в которых шесть и более детей, власти не могут – нет денег. Зато чиновники придумали, как оптимизировать расходы на тех, кто получает детские пособия.

Очередь за копейками

– Ежегодно на реализацию мер социальной поддержки предусматривается свыше 2,5 миллиарда рублей. В том числе 1,3 миллиарда – это меры социальной поддержки для людей старшего поколения и 1,2 миллиарда – на помощь семьям с детьми, – приводит  цифры и.о. министра социальной защиты Анастасия Меринова.

На ее долю выпало выступать перед Советом Народного Хурала, во главе которого заседал сам спикер парламента Цырен Доржиев.

Она долго перечисляла, кто и сколько денег получает из бюджета, прежде чем перейти к главному. А главное сегодня – нехватка этих самых денег.

– Ежегодно возрастает численность ветеранов труда, получателей пособий на детей, многодетных семей. Сегодня у нас в республике проживает уже более 20 тысяч таких семей, – сетовала она. – Действующая в республике система мер социальной поддержки нуждается в дотациях. Например, пособие на ребенка в размере 200 рублей сложно отнести к доходам, направленным на повышение уровня жизни семей. При этом в год на данные цели расходуется свыше 252 миллионов рублей.

Другими словами, «размазывать» такие деньги на всех желающих – каждому по копеечке – чиновники сочли нецелесообразным и придумали решение: нужно пересчитать автомобили, квартиры и крупнорогатый скот у получателей. И самых богатых выкинуть из списка нуждающихся.

На джипе за пособием

– В настоящее время мы считаем необходимым совершенствование мер социальной поддержки и предлагаем дополнить условиями услугу предоставления данного пособия с учетом имущественного положения граждан. То есть критериями считать не только доходы граждан, но и дорогостоящее имущество. К примеру, наличие нескольких жилых помещений в собственности, нескольких автомобилей, значительное количество крупнорогатого скота, предметы роскоши и так далее, – излагала позицию министерства Анастасия Меринова.

Такая выборочная политика позволит сэкономить 17 миллионов. Не такая уж большая сумма. И если ее распределить на оставшихся менее успешных получателей пособия, то выйдет не ахти какая прибавка.

– Я не скажу, что много, но есть такие получатели льгот, которые могут за пособием на ребенка в размере 200 рублей приехать на джипе, имеют несколько квартир. При этом они числятся индивидуальными предпринимателями, к примеру. Работает один отец, имеет зарплату 11 тысяч рублей. Делим на всех членов семьи, и, несмотря на то что они живут выше среднего, доходы у них ниже прожиточного минимума. И они имеют право на субсидию, на все виды пособий, – приводила пример чиновница.

На борьбу с нищетой

Депутаты на такую идею никак не отреагировали. Видимо, парламентарии решили, что представленный план – хороший способ повысить пособия, при этом не потратив ни копейки лишних денег. Более того, у них нашлись идеи, как еще сэкономить на тех, кто просится к бюджетной кормушке. 

– Мы должны стремиться, чтобы получателей меньше было, – неожиданно заявил спикер Хурала Цырен Доржиев, добавив, что к ветеранам и детям это суждение не относится. – Есть моменты, где мы должны стремиться, чтобы получателей меньше было. Это, например, занятость. В этом направлении какая-то работа ведется? Или мы даем, стимулируем, а они не занимаются сегодня трудоустройством, не занимаются бизнесом?

Временно возглавляющая минсоцзащиты Анастасия Меринова не нашлась что ответить. Ведь трудоустройство – вотчина другого ведомства: Республиканского агентства занятости.

Но на этом идеи, как сэкономить на социальных выплатах, не закончились. «Капитан Очевидность» в лице председателя хуральского комитета по соцполитике Александра Стопичева буквально открыл глаза своим коллегам. Оказывается, чтобы меньше платить из бюджета, надо повышать доходы населения.

– В 2010 году у нас детей было 233 тысячи. Пособие получали 79 тысяч детей. В среднем получали 34 процента – это родители, у которых доходы ниже прожиточного минимума. В 2017 году у нас эта категория возросла до 40 процентов. Это говорит о том, что надо поднимать доходы населения и работать с доходами населения. Чтобы сокращать уровень бедности. Наверное, правительство должно, в первую очередь, на это обратить внимание, – неуверенно говорил он.

«Не надо передергивать»

Но особенно остро нехватка денег в бюджете проявилась, когда депутаты заговорили о выделении субсидий на приобретение жилья многодетным семьям, в которых шесть и более детей.

– Вопрос серьезный. Я посмотрел по справке, у нас в прошлом году 25 семей получило, в этом году – 18 семей. На очереди – 235 семей, – перечислял печальные цифры депутат Сергей Мезенин. – Мы такими темпами, если по 20 семей в год будем обеспечивать, мы на какой период рассчитываем? Там уже на пенсию уйдут дети!

Александр Стопичев же обвинил в том, что денег не хватает, правительство Бурятии. Которое, по его мнению, не до конца просчитало результаты и последствия принятого закона.

– Если мы так пойдем дальше, мы просто сами себя будем загонять в угол. В прошлом году на очередь почти 100 человек встало. Я думаю, мы эту проблему будем наращивать, и нам с ней надо что-то делать, – констатировал он. – Я и к депутатам обращаюсь и к правительству: когда мы принимаем закон, нужно четко просчитывать последствия этого закона и выполнение тех обязательств, которые мы на себя берем.

Цырен Доржиев присоединился к возмущающимся коллегам. И добавил, что сегодня бюджет должен семьям с шестью и более детьми уже более полумиллиарда рублей.

– Если мы так дальше будем продолжать, мы попадем в точно такую же ситуацию, как по детям-сиротам. Их количество будет увеличиваться, желающих получать, а мы не пропишем эту сумму. Как дальше быть? – допытывался он у чиновников исполнительной власти. И тут же предложил «интересный» вариант: – Надо честно людям сказать: денег нет, извините.

На это первый зампред правительства Игорь Шутенков ответил, что, когда принимался закон, на очереди стояли всего 36 семей, а доходы бюджета росли с каждым годом.

– Сейчас мы все сэкономленные деньги по социальной сфере к концу года направляем на решение этой проблемы, – говорил зампред. – В этом году мы будем делать то же самое, но, Цырен Даши-Эрдынеевич, мы и Ваше предложение рассмотрим о приостановлении действия данного закона.

Спикер насторожился и напрягся после этой фразы. Ведь быть виноватым в том, что многодетные семьи лишили квартир, вряд ли кому-то захочется.

– Предложение в правительство, пожалуйста, вносите. Мое предложение – чтобы исполнялся закон. Ваши решения, какие вы примете, – это ваши решения. Или находите источники и исполняйте закон… Не надо передергивать мои слова, – более точно разъяснил свою позицию спикер.

На том и порешили. План действий – искать источники финансирования или прикрывать лавочку. Но уже по инициативе правительства, а не депутатов.

Владимир Пашинюк, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.