Последняя схватка за землю

Из-за упрямства «федералов» в республике вспыхнула «война»
A- A+
Противостояние по поводу садоводств, которые стоят на федеральных землях в районе плодово-ягодной станции в Улан-Удэ, достигло апогея. Увы, между сторонами разгорелось открытое, публичное, сражение. 

Напомним, что противоборствующих сторон – две. Одна из них – дачники, мэрия Улан-Удэ, а также республиканские власти во главе с Алексеем Цыденовым. На другой стороне – Бурятский НИИ сельского хозяйства (земли у него в оперативном ведении) и ряд других федеральных структур. Бурятская сторона хотела избежать «войны», однако федеральная не оставила выбора.

Дачники хотят нормально узаконить свои дачи, но не могут. И федеральный Росреестр подвергает их солидным штрафам. 

«Люди не виноваты»

Чтобы решить проблему, БурНИИСХу предложили обмен. Федеральные земли на Плодовке, которые заняты дачами, переходят городу Улан-Удэ, и граждане получают права на недвижимость. А БурНИИСХ получает взамен – в федеральную собственность – аналогичную площадь хороших земель в Кабанском районе для своей селекционной работы. Как говорится, ты – мне, я – тебе. 

Была отличная возможность договориться по-хорошему, без «войны» решить людские проблемы. Ведь, собственно говоря, земли на Плодовке не предназначены для дачного строительства. Их появление тут можно назвать нецелевым использованием «селекционных» территорий.

Вообще, как здесь появились дачи? Это произошло в годы реформ и разрухи.

– Люди не виноваты. В свое время у нас была «Республиканская продовольственная корпорация». Продкорпорация предоставила плодово-ягодной станции какой-то продовольственный кредит. И та не рассчиталась, – напоминает Маргарита Магомедова, министр земельных и имущественных отношений Бурятии.

Был принят ряд решений, люди за деньги получили на федеральной земле наделы, построили дома, «обросли» хозяйством, ныне там около тысячи строений.

– Ни у кого это не было даром – у всех за плату. Самое главное, документы у людей есть, квитанции об оплате, – подчеркивает министр.

В итоге финансовые отношения между продкорпорацией и плодово-ягодной станцией были урегулированы. Но под дачников заложили мину замедленного действия.

«Войну» спровоцировали «федералы»

Под потенциальный обмен подпадали 37 участков общей площадью 217 гектаров. Переговоры шли очень долго. Среди дачников с благодарностью говорят о минимущества республики, которое всегда им помогало. 

Как отмечает наша собеседница, в ходе переговоров ФАНО (Федеральное агентство научных организаций) как будто бы соглашалось произвести добровольный обмен. «А потом почему-то отказывать нам стали», – отмечает министр. 

В Кабанском районе Бурятии даже нашли подходящие земли, которые находятся в Посольском и Большереченском поселениях.

– С ними работу провели, они согласились отказаться от 230 гектаров земли. Но в последующем ФАНО посчитало, что предлагаемая земля находится далеко от Улан-Удэ, – говорит Маргарита Магомедова.

Глава Бурятии давно в курсе возмутительной ситуации с дачами, с обменом. Пытался донести до руководства ФАНО суть ситуации – в том числе то, что не исключен и судебный вариант с принудительным изъятием. Реакции не последовало.

– Алексей Самбуевич сказал, что вариантов больше нет – людей надо защищать, давайте запускать механизм судебных разбирательств, – отмечает министр.

Мирные дебаты между сторонами зашли в тупик и закончились. Началась открытая «война». С бурятской стороны в «военных действиях» участвует мэрия Улан-Удэ. Муниципалитет одержал первую победу. 

Недавно выигран суд, в результате чего у «федералов» заберут три из 37 участков и переведут в муниципальную собственность. Причем никакой компенсации в Кабанском районе «федералы» уже не получат. Они лишатся участков безвозмездно. 

– Процесс изъятия идет через исполнительное производство. Исполнительные листы направлены. Пока Российская Федерация решения не приняла. Речь идет пока о земельных участках, которые не заняты жильем. Эти участки предназначены для расширения дороги. И правовое основание – муниципальные нужды в виде расширения дороги, – поясняет Анастасия Кузовлева, председатель комитета по управлению имуществом Улан-Удэ.

Что касается земельных участков, которые заняты жилыми домами, дачами,  по ним также уже подан иск. Мэрия указывает, что длительное время участки используются не по целевому назначению.

Кстати, в комитете отмечают, что там есть не только жилье, но и объекты производственного характера – кафе и так далее.

Идет активная работа, чтобы новые решения суда также оказались положительными для дачников Улан-Удэ и Бурятии. Если процессы по оставшимся 34 участкам завершатся в пользу Улан-Удэ, это станет серьезным и скандальным провалом «федералов» в Бурятии. Вместо того чтобы отдать неиспользуемые земли на Плодовке и взять территории в Кабанском районе, отдадут земли безвозмездно.

«Номер один» будет следить за судебными разбирательствами по дачам на территории БурНИИСХа. Они является последней схваткой за данные наделы. Решение суда будет чрезвычайно важным.

Когда вынесенный вердикт пройдет все этапы обжалования и появится некая его окончательная редакция, изменить сие будет фактически невозможно. Поэтому дачники с большим волнением и надеждой ждут итогов.

Завеса молчания вокруг БурНИИСХа

БурНИИСХ, один из ключевых участников противостояния, категорически не дает комментарии. Несмотря на то что ситуация ухудшилась донельзя.

«Номер один» не впервые освещает тему дач на землях «селекционного» института. Его директор Лубсан-Зонды Будажапов и раньше не давал комментариев по поводу скандальной ситуации. 

На сей раз в руководстве института тоже ничего не сказали. Не удалось даже выяснить, кто в настоящее время является директором – по-прежнему г-н Будажапов или другой человек.

Вопрос далеко не праздный. Была информация, что БурНИИСХ осенью был реорганизован, и прежний директор лишился поста. Подтвердить или опровергнуть эту новость не удалось.

Даже в БНЦ СО РАН не смогли ничего прояснить по поводу реорганизации данного института, хотя он является единственной научной организацией по районированию для Бурятии сельхозкультур, выведению новых засухо- и морозоустойчивых сортов для зоны рискованного земледелия за Байкалом. 

Складывается впечатление, что БурНИИСХ, окруженный молчанием, просто умирает. 

Петр Санжиев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.