Не дрова везешь!

О правах пассажиров и ответственности перевозчиков, о потерях и находках в маршрутных такси
A- A+
Улан-удэнцы готовы ездить в холодных автобусах, но не простят водителю грязных рук. После первых зимних морозов «Номер один» разбирался, что вправе требовать горожане в маршрутных такси, кто ответит за нарушение пассажирского комфорта и как этого добиться.

Утро в анабиозе

– Да Вам, девушка, надо свою машину иметь, там тепло и сухо, – такой ответ можно услышать от водителя городского автобуса на просьбу включить печку.

В минус тридцать мы ждем свой маршрут как последнюю надежду на избавление от холода. Но вместо спасительного тепла в городском транспорте порой обнаруживается еще больший «минус». Садясь на промороженные сиденья, мы стараемся впасть в анабиоз, едва шевеля пальцами ног. На окнах автобуса сантиметровая наледь, автоинформатор молчит, так что в этом положении самое важное – не проспать свою остановку.

Особенно это состояние знакомо тем, кто рано выезжает из отдаленных районов и час-полтора добирается до работы в непрогретом автобусе. Утром чаще попадаются обмороженные маршрутки, в которых не спасают ни унты, ни шубы.

За минувшую неделю многие улан-удэнцы переживали подобные поездки по несколько раз. Температура на улице доходила до минус 35, из-за чего в школах даже отменяли занятия. И поскольку большая часть зимы еще впереди, мы решили разобраться, на что вправе рассчитывать улан-удэнец, садясь в общественный транспорт. 

Не морозь меня

Как выяснилось, с 31 января уходящего года в России вступил новый стандарт на качество услуг по перевозке. Согласно законодательству минимальная температура в маршрутном автобусе внутригородских перевозок должна быть не ниже минус 12 градусов. Это последний приемлемый уровень тепла для одетого по-зимнему человека.

Если же температура «за бортом» и в салоне не сильно отличается, автобус должны проверить и снять с маршрута. Для этого нужно обратиться в комитет по транспорту администрации города Улан-Удэ по номеру 45-45-53 и указать госномер машины и маршрут, по которому она ездит. Как реагируют власти, «Номер один» пояснил начальник отдела комитета по транспорту Сергей Бидогаев.

– Мы связываемся с руководителем маршрута. Он проверяет температуру в салоне, печки, и если нарушение подтверждается, обязан снять машину с линии, до тех пор пока печка не начнет работать и прогревать салон. При необходимости руководитель маршрута направляет машину к нам. Мы заходим в автобус, водитель включает свои печки, смотрим, измеряем температуру, – рассказали в комитете.

На вопрос «что мешает водителю прогреть машину для проверки и снова не включать печку в дороге?» в комитете пояснили, что такая экономия нерентабельна.

– Люди снова будут жаловаться, мы опять будем снимать машину, вызывать к себе, – пояснил чиновник. – Из-за простоя водитель потеряет деньги, это невыгодно.

Однако, если честно, «невыгодно» – это только при условии, что в автобус со сломанной печкой то и дело садятся люди, знающие о своем праве требовать качественных услуг. Пока их крайне мало. Проведенный нами опрос показал, что холодные автобусы встречаются практически на всех маршрутах города. Однако жаловаться на них горожане не спешат – с наступлением морозов в комитет поступило всего четыре жалобы на холод в маршрутках.

Так что за год такими темпами жалоба поступит на каждого десятого нарушителя. Чтобы повлиять на ситуацию, мы предлагаем голосовать рублем. При возможности не ездить в холодных автобусах, а если приходится – жаловаться в комитет. Только так можно добиться, что холодных машин на городских маршрутах не станет.

Самое частое нарушение

Соблюдение интервала движения автобусов на маршруте – еще одна важная позиция, которую горожане вправе требовать. Табличка с маршрутами остановки и указанием интервала есть на каждом остановочном пункте, а если ее нет, обратитесь в тот же комитет по транспорту.

Именно по поводу долгого ожидания маршрутки в комитет обращаются чаще всего.

После сообщения о нарушении интервала движение на маршруте проверят по системе ГЛОНАСС, которой на сегодня оснащено большинство машин общественного транспорта. Если жалоба подтвердится, бригадиру предстоит разбор в комитете.

В большинстве случаев жалобы подтверждаются. Но, как правило, у бригадира в ответ есть достойное оправдание. Это задержки на шлагбаумах, переездах, ДТП, светофоры и пробки. 

Если же машин на маршруте действительно не хватало, перевозчик получит предписание. При повторном нарушении – еще одно предписание, и так далее. Если данный маршрут популярен и рентабелен, регулярные жалобы могут привести даже к смене перевозчика, так что на маршруте постараются лишние причины для жалоб устранить.

Отметим, схема с жалобами и угрозой расторжения договора работает только с популярными и выгодными маршрутами, на которых есть конкуренция. Если ваш маршрут не слишком популярен, расторжение договора перевозки может закончиться «естественной смертью» маршрута, как это случилось с 94-м. После окончания договора перевозки никто не подал заявок на все шесть аукционов за право работать на маршруте.

Не хочет слушать – должен объявлять

Связанное нарушение, за которое руководитель перевозчика может попасть на разбор в комитет, – перегруз в автобусе. Нарушение, с точки зрения пассажира, очень двоякое. Один пассажир рад стоять в дверях, лишь бы двигаться в сторону дома, другой сообщит о давке в комитет. Важно, что ответственность за такое нарушение несет не водитель, а именно перевозчик – за неумение организовать ровное движение. За перегруз перевозчик может, опять же, получить предписание. 

Справляются с проблемой организаторы по-разному. На некоторых маршрутах водителей за перегруз штрафуют. Этим объясняется, почему маршрутки порой проезжают мимо. В любом случае повлиять на порядок на маршруте можно либо звонком бригадиру (номер есть в каждом автобусе), либо звонком в комитет.

И еще одно важное в зимний период требование – работа автоинформаторов. Если водитель держит температуру у грани допустимой, это приводит к замерзанию стекол. Тут единственным ориентиром для половины пассажиров становится автоинформатор. По статистике комитета по транспорту, 95 процентов машин, работающих на городских маршрутах, оборудованы данным чудом техники. Однако, по наблюдениям горожан, далеко не все держат устройства включенными.

– Когда мы проводим собрания, бригадиры поясняют, что водители устают по восемь часов подряд слушать монотонную запись автоинформатора и потому отключают их. Но если взять трамваи, там вагоновожатые каждый день слушают историю города, и никто не отключает, – прокомментировал Сергей Бидогаев. – В случае если информатор отсутствует или сломан, водитель обязан сам объявлять остановки.

Кроме этого, по закону водитель обязан содержать машину в чистоте. Добавим, это единственное нарушение в вопросе комфорта перевозки, за которое установлен штраф. Однако сейчас эта норма в процессе пересмотра, поскольку чистота – понятие субъективное, и подобные штрафы могут быть оспорены.

Нередко горожане изобретают и новые требования. Уже года три от водителей маршруток официально требуют вежливого обращения. Таких сообщений поступает множество, и алгоритм их проверки уже отработан. В случае если в машине не стоит авторегистратор, пожаловавшегося пассажира приглашают «на разбор» ситуации. Интересно, что по статистике разборов и авторегистраторов, почти в половине случаев причиной грубого ответа водителя становится провокационное поведение самого пассажира.

Самым оригинальным за последнее время обращением в комитет по транспорту города была жалоба улан-удэнки на грязные руки водителя. В комитете уверяют, что и эта жалоба будет рассмотрена, как того требует порядок.

При таком развитии событий через пару лет городские автобусы обяжут водить выпускников курсов по этике в белых перчатках. Впрочем, большинству горожан достаточно, чтобы маршрутки ходили регулярно и не истязали пассажиров морозом зимой и жарой в летнее время. Нормативная база для этого есть – осталось добиться ее исполнения.

Золотой айфон и удостоверение силовика

Так выглядит «топ» основных обязанностей перевозчика, связанных с комфортом пассажиров. Еще одна причина, по которой в комитет обращаются достаточно часто, – потеря вещей в автобусе. Прав требования в этом случае, конечно, нет, поскольку виновником потери является сам пассажир.

Недавно в одном из маршрутных автобусов был потерян «золотой айфон» одной из последних моделей. Пока о его обнаружении никто не сообщил, несмотря на готовность владельца заплатить за гаджет приличное вознаграждение. Тем не менее по статистике почти в половине случаев утерянную вещь удается найти и вернуть.

В числе находок, что были найдены в маршрутке и возвращены хозяину, – и портмоне с удостоверением сотрудника очень секретного ведомства, и пакеты с продуктовыми наборами, и детские новогодние костюмы, и всевозможные гаджеты. А самой популярной в маршрутке находкой являются обыкновенные перчатки. 

В числе интересных находок однажды был рюкзак шестиклассника. После нескольких пересадок подросток не мог вспомнить, на каком конкретно маршруте вышел без сумки. Но все же рюкзак нашли и вернули через два дня.

Ирина Вершинина, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.