Подставы от банков

Жителей Бурятии массово разводят на огромные деньги
A- A+
В преддверии Нового года банки словно взбесились. Едва ли не каждому улан-удэнцу поступают звонки или приходят СМС о том, что для них готово уникальное и очень выгодное предложение. Крайне вежливый телефонный оператор обещает невиданные проценты за ставку по потребительскому кредиту – от 9 до 12 процентов годовых. Чем оборачивается погоня за халявой на самом деле, испытал на себе журналист «Номер один».

Как на рынке

Кредиты и раньше банки раздавали навязчиво. Но в последнее время их раздают направо и налево, как горячие пирожки. Особую роль в этом ажиотаже играют звонки на личные телефоны и заветные убаюкивающие слова: «У нас есть предложение только для Вас», «Только для Вас подтверждена ставка в 11 (12-1) процентов!». Во всеобщем кредитном сумасшествии в качестве эксперимента решили поучаствовать и мы.  

Легенда для всех банков одна и та же – нужен кредит 200 тысяч рублей. Под максимально низкий процент, сроком на два года. 

Первый адрес – банк «Ренессанс», где мне сделали уникальное предложение по телефону – кредит от 12 процентов годовых. Естественно, «именно для Вас и только сейчас».

После стандартного опроса и выяснения сведений о работе, заработке, контактной информации симпатичная девушка отправляет заявку на согласование в Центр. Через какое-то время приходит ответ. Кредит одобрен со ставкой 23 процента. В ответ на наше удивление: «Где же обещанная ставка в 12 процентов?» девушка невозмутимо отвечает: «Вам одобрен только такой кредит». Дальше еще интересней: объясняют, что плюсом к кредиту, который и так, как мы видим, обойдется недешево, нужно заплатить за страховку жизни и здоровья на 60 тысяч рублей. Не трудно подсчитать, в какую баснословную сумму переплат мне выльется такое «сотрудничество» с банком.

Но попытка тут же сбежать из банка не увенчалась успехом. Девушка милостиво согласилась снизить сумму оплаты за страховку, сначала примерно на десять тысяч рублей, потом еще на 15, потом еще и еще. Каждый раз проверяя реакцию клиента. Разговор напоминал торговлю на рынке. Страхование жизни, квартиры, здоровья – чего только нам не предлагали застраховать. К примеру, в числе самых недорогих услуг  предлагалось некое юридическое сопровождение в режиме онлайн в течение года. Во время которого неизвестный правозащитник, проживающий даже не в нашем городе, будет отвечать на любые мои юридические вопросы. Спрашивается, зачем нужно это непонятное онлайн-сотрудничество? 

В конце концов сотрудница банка сходила посоветоваться в кабинет к начальнику, попросив подождать несколько секунд. Вернувшись, все-таки заявила, что хоть какую-нибудь страховку мне купить все-таки нужно. На мой вопрос, а что будет, если я откажусь, девушка отрезала: «Тогда Вам вряд ли одобрят кредит».

Особое предложение № 2

Звонок от «Восточного банка» врасплох уже не застал. Хотя ставка и «индивидуальные» условия только воодушевляли: ставка от 12 процентов, удобные условия кредитования и так далее. И снова меня записывают на консультацию к банковскому работнику. 

Допрос в «Восточном банке» был еще более подробным. На сей раз сотрудники выяснили информацию и об имеющемся имуществе, и о составе семьи, и о размере пенсии у родителей. В какой-то момент стало жутко – как представишь, что будет с тобой, если ты по каким-то причинам не сможешь оплатить «здешний» кредит. Вероятно, щупальца банка доберутся до всего, что у тебя есть.

Особенно молодого человека заинтересовала квартира: какая площадь, долевая ли собственность, с кем именно, на каком этаже находится квартира, без конца спрашивал и уточнял сотрудник банка. Допрос подкрепили просьбой предоставить телефоны сразу трех контактных лиц. Вероятно, вскоре им позвонят, также предлагая «уникальное предложение». 

Одновременно со мной в офисе банка находилось еще немало клиентов. Администратор едва успевал их распределять по «окнам» и кабинетам. Видимо, все они тоже пришли сюда за «индивидуальным» предложением. За соседним столом девушка снова и снова объясняла пожилой женщине, почему той нужно заплатить за страховку.

Ну вот моя заявка одобрена, и – вуаля – конечно, опять нет и речи об обещанных по телефону 12 процентах. На этот раз мне предлагают взять кредит под 23,8 процента годовых. И, о чудо, – без страховки!

В какой-то момент к банковскому сотруднику присоединился второй. По всей видимости, более опытная в этих делах девушка буквально нависла коршуном, тараторя о том, как мне повезло в этой жизни, что в любом другом банке с меня непременно сняли бы страховые выплаты.

Правда, за снятие средств с карты почему-то нужно оплатить 4,9 процента, то есть отдать кому-то неизвестно за что порядка десяти тысяч рублей. Несмотря на отказ, девушка напирала все больше и больше. Предложила оформить кредит под залог имущества, потом предложила принести справку 2НДФЛ. Потом передумала и уже предложила выдать деньги прямо сейчас, а справку занести позже. Затем вдобавок к кредиту мне уже «дарили» кредитную карту. Словом, отпускать меня ни с чем здесь явно не хотели. Когда я попросила дать мне время, меня и вовсе ошарашили: «Завтра Ваша заявка уже может пройти по совсем другим условиям, у нас такое уже было».

С большим трудом удалось оторваться от навязчивых сотрудников банка, которые в этот же день вновь звонили, напоминая о том, что срок кредитной заявки катастрофически истекает.

На досуге я ознакомилась с «информационным листом по погашению кредита», то есть тем самым примерным графиком платежей, по которому я платила бы ежемесячно, если бы согласилась на условия «Восточного банка». Итак, 8844 рубля мне нужно было бы платить ежемесячно в течение трех лет, плюс два платежа в 100 и 3032 рубля. Итого общая сумма платежа составляет 312672 рубля. И это вместо тех 200 тысяч, которые я получила бы на руки. 112 тысяч рублей переплаты – вот это уж действительно уникальное предложение! И, это учитывая, что, по словам представителей «Восточного банка», мне еще повезло, ведь страховка в эту сумму не входит. Так сколько же переплачивают другие клиенты банков, которые поверили в «уникальные предложения» от телефонных зазывал и прочих манипуляторов? 

По ту сторону обмана

Екатерина, специалист одного из банков Улан-Удэ, на условиях анонимности согласилась нам рассказать всю правду о страховых выплатах. По ее словам, работники банка вынуждены вымогать страховки у клиентов, чтобы выполнить план, который им дан «сверху». 

– Руководство ставит план, и мы должны любым путем его выполнить. В каких-то банках ставят в план количество страховок, в каких-то – общую сумму страховок. В конце месяца, исходя из показателей, начисляется премия. Если клиент при оформлении вообще отказался от страховки, нас заставляют писать объяснительную, – признает Екатерина. 

Что касается угроз сотрудников банка, что в случае неуплаты страховки в «Центре» вряд ли одобрят вашу заявку, чаще всего именно так и бывает:

– Не скажу про все банки, но на самом деле очень редко одобряют заявки по кредитам, оформленные вообще без единой страховки. Это скорее исключение из правил. Суммы страховок зависят от страховых компаний, мы предлагаем исходя из суммы кредита. Не будешь же предлагать оформить 40 тысяч страховки при кредите в 20 тысяч рублей? Так что подстраиваемся, – говорит специалист кредитного отдела.  

Суд на стороне банков

Если несколько лет назад вернуть незаконно навязанные банковские комиссии или страховки можно было, по крайней мере, через суд, то сейчас, по словам юриста Виталия Хонихоева, и это стало почти невозможным. 

– Одно время эти страховки людям возвращали, пока Верховный суд не встал на сторону банков. Было решение суда, согласно которому было заявлено о том, что страховая премия не возвращается, согласно закону о страховании. Теперь выиграть через суд такие дела стало почти невозможно, – считает юрист. 

Успеть за пять дней

Разъяснения на этот счет нам предоставили в Управлении Роспотребнадзора по РБ. 

– Согласно пункту три статьи 958 ГК РФ по общему правилу при досрочном отказе страхователя от договора страхования уплаченная страховщику страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное, – разъясняют правозащитники.

Однако у потребителей все же есть шанс вернуть свои деньги. Главное – успеть вовремя. Так, существует указание Банка России о том, что страховщик должен предусмотреть условия о возврате страхователю уплаченной страховой премии. Потребителю необходимо успеть оформить отказ от страхования в течение пяти дней со дня его заключения. В этом случае страховщик вправе удержать часть страховой премии только за те несколько дней, пока договор еще был в силе, а остальные средства обязан вернуть. 

К слову, не так давно клиент ПАО «Восточный экспресс банк» в Верховном суде отвоевал свое право на возврат страховки.

– Поводом послужило обращение потребителя в Управление об оказании помощи в судебной защите нарушенных прав по факту отказа банка прекратить начислять и взимать ежемесячную плату за подключение к программе страхования по кредитному договору, а также отказ банка возвратить потребителю незаконно удержанные денежные средства, – говорят в Роспотребнадзоре. 

Решением Октябрьского районного суда Улан-Удэ исковые требования управления удовлетворены, на банк возложена обязанность вернуть незаконно удержанные денежные средства, а также взыскан штраф.  Верховный суд оставил решение районного суда в силе. 

Для получения информации по поводу судебной защиты прав потребителей финансовых услуг все желающие могут обратиться в отдел защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия по телефону горячей линии: 8 800 35 000 15 (звонок бесплатный).        
                     
Подытоживая вышесказанное, подчеркнем, что речь идет не только о вышеозвученных банках. Точно такие же звонки, а потом и просьбы в добровольно-принудительном порядке оплатить страховки поступают жителям Бурятии почти от всех банковских учреждений. И конечно, можете быть уверены: ваше якобы персональное предложение от банка, каким бы сказочно выгодным оно ни выглядело, – далеко не уникально. Это всего лишь очередная уловка. С помощью которой население страны продолжают обворовывать на миллиарды рублей вот таким вполне себе законным способом.

Василиса Шишкина, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.