Наедине со всеми

Истории обычных улан-удэнцев показали на театральной сцене
A- A+
Есть театральные постановки, которые не трогают. Есть спектакли с интересной формой и подачей, но, уходя с которых, чувствуешь, что не получил самого главного. А есть спектакли, во время просмотра которых сразу понимаешь, что это и есть то настоящее, для чего существуют театры. Так происходит, когда задеваются сердца и души зрителей.

К таким спектаклям можно отнести «Жизнь замечательных людей», представленную 4 марта студентами третьего курса ВСГАКИ на сцене Молодежного художественного театра. Постановку можно назвать одной из лучших за последний год.

Форма спектакля – вербатим – документальный театр. Спектакли такого вида полностью состоят из реальных монологов или диалогов обычных людей, произносимых актерами.

Вербатим достаточно непривычен для Улан-Удэ. Ранее, пожалуй, только Русский драматический театр представлял спектакль в таком жанре – «Дежавю» на тему сталинских репрессий.

«Жизнь замечательных людей» – это реальные истории невыдуманных людей. Из Улан-Удэ, Читы. Студент. Девушка 20 лет. Наркоман. Певица. «Классная девчуля» из ночного клуба. Бездомный.

На первом курсе студентам ВСГАКИ дали задание – пойти в народ с анкетами и найти самых интересных людей. За полтора года молодые актеры опросили больше ста человек. Старались подружиться. Разговориться. Случалось даже наплакаться или насмеяться вместе.

«Мы решили наших ребят отправить к людям, – говорит Софья Гущина, доцент кафедры театрального искусства ВСГАКИ, заслуженный артист РБ. – Современная молодежь обычно сидит перед компьютером, и их интересы ограничены узким пространством. Нам же хотелось, чтобы они могли познать жизнь. Почувствовать».

Для спектакля отобрали 20 самых ярких историй. Людям задавали вопросы, которые редко кто задает, но ответы на которые могут помочь понять человека лучше. Разговоры о жизни записывали на видео. А затем будущие дипломированные актеры создавали портреты, копируя и считывая мимику, жестикуляцию, тембр голоса.

В итоге на финальном показе у зрителей было ощущение, будто опрошенные люди шагнули с улицы прямо на сцену. Ребята сыграли настолько честно и пронзительно, как могут играть только молодые, горящие и неравнодушные. Глядя на актера, видишь не его, а человека, который рассказал эту историю.

При этом в спектакле нет каких-либо декораций. Сцена решена довольно просто: на ней стоят стол и стул. Одежда обычная, ведь и герои обычные. Иногда, правда, студентам добавляли возраста и лишнего веса. Но в целом эффект присутствия реальных людей на сцене достигается очень крутой игрой молодых актеров.

Так как истории реальные, в спектакле присутствует ненормативная лексика. Поэтому возрастной ценз – 18+. Смотреть спектакль тяжело. Вместе со студентами зритель пропускает через себя истории людей. А они непростые. Спектакль заставляет посмотреть другими глазами на людей, стоящих рядом с тобой на остановке, в очереди или просто проходящих мимо тебя. Обычно мы их просто не замечаем, погрузившись в свои заботы и проблемы.

Вряд ли у кого-нибудь возникало желание, например, спросить у бездомного, сидящего на лестнице возле «Гэлакси», как он там очутился. Или о чем он думает, глядя на проходящих людей. Студенты подходили к нему два раза с промежутком в год.

И если год назад он бравурно заявлял, что тоже актер, и с его ногой на самом деле все в порядке («надо же как-то зарабатывать»), и что у него есть чистая одежда, и если он оденется, то никто даже не узнает в нем бездомного, просящего милостыню. То год спустя из потерявшего обе ноги человека вырвался крик, который, возможно, он сдерживает каждый раз, глядя на проходящих мимо людей: «Вы едите суши, пиццу, питаетесь пять раз в день, а мне хотя бы один раз поесть!»

Крик души может быть немым. Проблема суицидов среди подростков в Бурятии – одна из самых распространенных. Каждый порез на руке ребенка – это его попытка привлечь внимание, это крик о помощи. И все вроде бы понимают, что человеку не хватает внимания и любви, но подростки продолжают гибнуть.

Порой бывший наркозависимый, а ныне зависимый от соцсетей может оказаться человеком гораздо глубоким по содержанию, нежели, например, певица, у которой «все хорошо», «все прекрасно!». А правильная с виду девушка может быть гораздо опасней того же бездомного.

Кроме того, спектакль показывает, как велико влияние родителей. Поведение родителей – равнодушное, властное, раздражительное – становится причиной того, что жизни их детей пошли под откос. Людям не хватает любви в семье и внимания в обществе. И спектакль побуждает все-таки обратить внимание на тех, кто рядом, и спросить у них, а может быть, и у самого себя: «О чем вы мечтали в детстве?», «О чем вы сожалеете?», «А плакали в последний раз когда?», «Что для вас счастье?» и, наконец: «Вы счастливы?»

Соня Матвеева, «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.