Шанс для отстающих

Селенгинск может стать либо провалом, либо победой республиканских властей
A- A+
Поселок Селенгинск получил статус территории опережающего социально-экономического развития. Это значит, что у Бурятии появилась возможность создать точку роста для всей экономики. Однако власти региона к такому раскладу, судя по всему, не готовы. А значит, очередной шанс на развитие может отправиться туда же, где лежат «Байкальская гавань» и прочие похороненные или почти похороненные проекты.

Провал за провалом

Очень скромно и не слишком заметно в Бурятии прозвучала новость: поселок Селенгинск получил статус территории опережающего социально-экономического развития – ТОСЭР. Этого события в республике ждали последние несколько лет. Однако региональные чиновники почему-то не ринулись собирать по этому поводу пресс-конференции, раздавать интервью и прочее. Нет не то что ажиотажа – люди вообще не в курсе, что это за событие и чем оно значимо для Бурятии.

Возможно, все дело в излишней скромности топ-чиновников экономического блока. А может быть, к вопросу создания ТОСЭР не хотят привлекать внимание, чтобы не разочаровать жителей республики через несколько лет, когда окажется, что ничего из этого не вышло. Ведь при нынешнем составе правительства, его возможностях и достижениях вполне логично предположить печальный исход.

О создании в России территорий опережающего развития – ТОР – заговорили несколько лет назад. Тогда этот статус Кремль присваивал целым регионам. Ожидаемо в список счастливых обладателей налоговых льгот и федеральных денег, которые идут в дополнение к статусу ТОР, попал Дальний Восток – практически целиком.

Бурятия, как водится, «пролетела» мимо милости Москвы – лоббистские успехи республики ограничились «Байкальской гаванью», из которой до сих пор не вышло ничего вразумительного. Статус ТОР республика не получила.

Зато появилась возможность заработать утешительный приз: Кремль принял решение, что территорией опережающего развития может называться любой моногород страны. При условии соответствия определенным требованиям и при наличии одобрения специальной комиссии.

Но и тут особого успеха экономический блок правительства Бурятии не добился. Федеральная комиссия по ТОР на протяжении нескольких лет отказывалась принимать во внимание существование бурятских моногородов. Что тоже можно внести в длинный список громких лоббистских провалов региональных властей.

И только совсем недавно, после прихода врио главы Алексея Цыденова, федеральная комиссия вдруг прозрела. 16 февраля появилось короткое сообщение на сайте федерального Минэкономразвития о том, что поселок Селенгинск попал в список моногородов, получивших статус ТОР.

«По мнению заместителя министра, создание ТОСЭР в указанных моногородах позволит за десять лет привлечь инвестиций в объеме порядка 50 миллиардов рублей», – сообщала пресс-служба министерства. И тут же приводила цитату Александра Цыбульского:

– Мы считаем, что наше решение об одобрении заявок в дальнейшем позволит создать более 11 тысяч рабочих мест, – заявил замминистра.

Фильтр для резидентов

Это значит, что у Бурятии появилась возможность создать точку роста и с ее помощью хоть немного выправить печальное экономическое положение. Поселок Селенгинск может рассчитывать на федеральные деньги, которые позволят построить необходимую инфраструктуру, и на налоговые льготы для инвесторов и все вытекающие из них блага.

Причем нужно иметь в виду разницу между ТОР (территория опережающего развития) и ТОСЭР (территория опережающего социально-экономического развития). Приставка «социально-экономического» дает дополнительные преимущества. В ТОСЭР, например, более широкий круг разрешенных видов деятельности и более широкий спектр льгот. В том числе – льготы по таможенным пошлинам.

Правда, местные чиновники, судя по всему, благополучно «забыли» про таможенные послабления и в документах, отправляемых в Москву, никак это не отразили. Они могут исправить эту недоработку в следующем году. Однако пока инвесторам придется выкладываться на границе по полной.

Зато остальные льготы делают ведение бизнеса в Селенгинске более или менее выгодным по сравнению с остальной территорией Бурятии. Так, если при обычном режиме предприниматели должны платить страховые взносы в размере 34 процентов, то статусе резидента ТОСЭР эта цифра снижается до 7,6 процента. Часть налога на прибыль организаций, зачисляемая в федеральный бюджет, обнуляется, а часть, поступающая в региональный бюджет, падает с 18 процентов до пяти в первые пять лет и до десяти процентов – в последующие пять лет. Также обнуляется налог на имущество организаций, и, по решению органов местного самоуправления, может обнуляться земельный налог.

Чтобы получить все эти «плюшки», предприниматель или организация должны быть зарегистрированы на территории Селенгинска, иметь соглашение об осуществлении деятельности в ТОСЭР и попасть в реестр резидентов этой территории. Не допускаются МУПы, кредитные, страховые и прочие финансовые организации.

Минимальный объем вложений для потенциального резидента – пять миллионов рублей, минимальное количество создаваемых рабочих мест – 20. При этом гастарбайтеров должно быть не больше четверти от общей численности.

Автоматически мимо ТОСЭР пролетают компании, работающие в нефтегазовом секторе (таких в Селенгинске, конечно, нет), организации оптовой и розничной торговли, лесозаготовители, риелторы.

ТОСЭР создается на 10 лет с правом продления срока действия статуса еще на пять лет. Однако если в первые два года в реестр резидентов не попадет ни одна организация, то статус у поселка могут отобрать.

Птицы и китайцы

Сегодня власти Бурятии не спешат делиться с общественностью заявленными инвестпроектами на территории вновь созданной ТОСЭР. Есть мнение, что у чиновников нет ни одного готового к реализации проекта.

Однако в 2015 году, когда Селенгинск также пытались продвигать, говорилось о  производстве древесного угля, о строительстве тепличного комплекса, а также о создании нашумевшей птицефабрики компанией «Бурятптицепром» с родительским стадом мощностью 30 тысяч тонн мяса бройлеров в год, с инкубаторием, цехом убоя и комбикормовым заводом.

Впрочем, кое-что региональные чиновники все же сказали. Например, что объем привлеченных инвестиций составит более семи миллиардов рублей. Планируется до 2020 года создание 1117 рабочих мест, а также строительство объектов инфраструктуры на 989 миллионов рублей.

– Статус территории опережающего социально-экономического развития дает резидентам существенные налоговые и страховые льготы. Мы рассчитываем, что это привлечет новых инвесторов и даст серьезный толчок социально-экономическому развитию Селенгинска, – говорил теперь уже бывший зампред по экономическому развитию Александр Чепик.

Впрочем, этого явно недостаточно, чтобы выжать максимум из временных послаблений со стороны Кремля. В Бурятии есть инвесторы, готовые предложить более серьезные проекты, причем без каких-либо дополнительных затрат. Например, некоторые представители бизнес-сообщества предлагают не строить новую инфраструктуру, а использовать уже имеющуюся: простаивающие производственные площади Селенгинского ЦКК и местного колледжа. Здесь можно заниматься сборкой оборудования и техники. А комплектующие завозить из Китая.

– Кроме этого мы предложили на ЦКК разместить логистический центр, поскольку там есть и подъездные пути, и помещения, которые можно легко переоборудовать. И руководство, и собственники комбината с этим согласны, – рассказал нам бизнесмен, депутат горсовета Улан-Удэ Сергей Иванов.

К слову, 24 марта в Бурятию должны прибыть генеральные директора десяти китайских компаний и делегация из Монголии. Приезжают они, правда, не по приглашению республиканского правительства. Но собираются обсуждать проекты, которые могут заметно улучшить положение бурятской экономики.

Экономическая слепота

Между тем Селенгинск – не единственный моногород, который может претендовать на статус ТОСЭР. Кроме него к моногородам отнесены Гусиноозерск, Северобайкальск, Саган-Нур, Каменск и Закаменск.

Причем, по мнению экспертов, наибольшую выгоду для Бурятии может представлять Северобайкальск. Ведь здесь есть серьезная инфраструктура, которая задействована не в полную силу. Со времен строительства БАМа здесь остались энергетические мощности, которые сейчас простаивают. Здесь же имеются производственные площади. Другими словами, заходи и работай. К плюсам можно отнести и туристический потенциал города, который сегодня совершенно не раскрыт.

Но, кроме ТОСЭР, республика теоретически может рассчитывать и на другие бонусы. Например, уже долгое время идут разговоры о создании свободной экономической зоны в Кяхтинском районе, приграничном с Монголией. Это позволило бы создать экономический коридор между Китаем, Монголией и Россией. Тем более что соглашения между государствами на этот счет уже есть.

Так, 23 июня прошлого года в Ташкенте представители трех стран одобрили программу создания экономического коридора. В ней подробно расписали направления работы и мероприятия на ближайшие годы. Нельзя забывать и проекте Чайного пути, в рамках которого выделяются миллиарды долларов.

Выгоды от международного сотрудничества с двумя азиатскими соседями на фоне этих проектов может получить не только приграничный Кяхтинский район, но и Селенгинск, получивший статус ТОСЭР, и другие моногорода, которые на этот статус могут рассчитывать.

Однако до сих пор со стороны местных чиновников не было сделано ни одного серьезного шага, чтобы получить эти выгоды. Такое ощущение, что региональная власть сознательно закрывает глаза на международные перспективы. В чем причина такого поведения, можно только гадать. Либо дело в нерасторопности и безынициативности местных чиновников. А может, виновата банальная некомпетентность. В любом случае разбираться с пока еще не упущенными возможностями выпало врио главы Бурятии. И, судя по недавним увольнениям, вполне возможно, что делать это он будет с новой «экономической командой».

Владимир Пашинюк, «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.