Посадили не того?

В деле об осужденном заиграевском «маньяке» слишком много нестыковок
A- A+
Как известно, в Бурятии к правосудию и следствию нередко возникают вопросы, особенно когда люди, работающие в этих системах, либо ошибаются, либо намеренно в своих целях замалчивают реальную картину преступлений. Бывает, возникают ситуации, когда людей отправляют за решетку за преступления, к которым они либо непричастны, либо их вина по конкретному составу преступления не доказана.

Поиски убийцы

В нашу редакцию обратилась Маргарита Дамбаева, мать одного из осужденных. Она убеждена, что следствие совершило ошибку, в результате которой посадили тогда еще ее 18-летнего сына. По словам Маргариты Дамбаевой, парень вот уже семь лет отбывает наказание за преступление, которое он не совершал.

В конце декабря 2009 года в Заиграево убили молодую женщину. Громкое преступление произошло рано утром в центре жилого массива. Преступник подкараулил свою жертву, когда она спешила на электричку. Женщина была изнасилована и затем зверски забита до смерти. Судя по характеру нанесенных повреждений, преступник явно был невменяемым. Неудивительно, что по району сразу поползли слухи о сексуальном маньяке.

Очевидцев преступления практически не было, однако по крупицам был составлен фоторобот подозрительного мужчины европейской национальности. Вскоре под подозрение попал мужчина, проживающий неподалеку и оказавшийся одним из первых на месте преступления. Однако эта версия не получила подтверждения, и поиски убийцы зашли в тупик. Но спустя два месяца следственно-оперативная группа определила, что с украденных у жертвы мобильных телефонов совершаются звонки.

Были задержаны двое молодых людей, которые потом будут использованы в качестве свидетелей. На роль маньяка был определен 18-летний студент одного из вузов Улан-Удэ Доржо Дамбаев. Ранее не привлекавшийся к уголовной ответственности молодой человек из благополучной семьи, который собирался поступать в военное училище. Двое задержанных были вынуждены дать на него показания (а о том, как они даются, мы расскажем чуть позже), что студент якобы... продал им телефоны.

То есть с самого начала был сделан вывод о том, что маньяк не просто караулил за углом свою жертву, он еще решил сделать бизнес на «засвеченных» телефонах.

Генетическая экспертиза

В феврале 2010 года Дамбаева задерживают и, как потом он расскажет на суде, добиваются признательных показаний с помощью пыток. Поясним, речь идет о противогазе, который надевается на голову с последующим перекрытием трубки. Бить и оставлять следы не нужно, просто в какой-то момент у подопытного возникает ощущение, что он вот-вот умрет. Поскольку во время потери сознания человек себя не контролирует, он подписывает все, что от него хотят. Судя по информации, которая периодически всплывает в ходе процессов над полицейскими, люди со слабым здоровьем от таких экспериментов захлебываются рвотными массами и умирают прямо во время экзекуции. Тогда сами оперативники меняются с подозреваемыми местами. Хотя до таких крайностей дело доходит редко, в основном «слоник» испытывают над молодыми мужчинами. Те не выдерживают мучений и признаются во всем, что совершали и не совершали...

Итак, Дамбаев подписывается под признательными показаниями. Которые со времен сталинского прокурора Вышинского считаются «царицей доказательств». Но возникает одно маленькое, но очень неприятное обстоятельство, которое омрачает следственную группу. Генетическая экспертиза, которая по заказу следствия исследовала обнаруженные биологические следы на теле жертвы, неопровержимо доказала, что... они с генетическим материалом подозреваемого не совпадают! То есть на теле убитой были обнаружены следы спермы мужчины с антигенами B и H, а у подозреваемого они отсутствуют. Поскольку генетическая экспертиза соврать не может, то как минимум следствие должно было тут же сделать вывод о непричастности студента к изнасилованию женщины. Логично было бы предположить, что это был кто-то другой – у кого эти антигены были.

Новый сценарий

Однако следственная машина уже набрала обороты, и отпускать студента не стали. В итоге экспертизу отмели в сторону и по ходу дела был придуман новый сценарий. Тема сексуального насилия как основного мотива преступления была тщательно затерта, и дело маньяка перевели на рельсы банальной корысти. В конце февраля на одном из телеканалов Борис Потхоев, представитель Следственного комитета, заявил, что у «подозреваемого имелся денежный долг, который ему надо было вернуть. И он решил таким образом добыть эти деньги». И в деле неожиданно появляются показания свидетелей и самого Дамбаева, что якобы в ходе дружеского противоборства в компании он упал на кровать друга и сломал ее. Его заставили оплатить ущерб. После чего он и пошел якобы на грабеж. При этом осталось непонятным, зачем при этом было действовать, словно Джек-потрошитель?

Но самое главное, когда начинают врать, то уши лжи видны изо всех щелей. Уже в ходе процесса в Верховном суде РБ задали вопрос свидетелям: когда Дамбаев сломал кровать, из-за которой возник его долг? Все свидетели дружно, один за другим повторили: во время январских каникул, когда студенты приехали домой в Заиграево. Но ведь Сафонову маньяк изнасиловал и убил 20 декабря, двумя неделями ранее!

Дальше – больше. В выгребной яме во дворе дома, где жили Дамбаевы, находят пакет с вещами, где в полиэтиленовом мешочке обнаруживают банковскую карточку убитой с ее фамилией. При этом возникают вопросы. Скажите, кто носит карточку в мешочке? Как могло случиться, что пакет, когда его потом изъяли, был чистым, хотя пролежал в туалете почти два месяца? Зачем потенциальному убийце было так коряво прятать улики у себя дома, да еще и сохранять банковскую карту? Не за тем ли карточка с фамилией убитой оказалась в пакете с вещами, чтобы идентифицировать улики?

– За день до изъятия в нашей ограде кто-то появился, я услышала шум и вышла на улицу, но он исчез, – рассказывает мать подсудимого Маргарита Дамбаева. – Только потом я поняла, что пакет нам просто подбросили.

Ряд несостыковок

Это дело вообще изобилует подобными нестыковками, и это неудивительно, ведь построенная на зыбком фундаменте спорная версия рано или поздно дает трещину.

Тем не менее суд приговорил Дамбаева за убийство и разбой к 17 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Темы изнасилования и наличия улик и алиби подсудимого в части генетической экспертизы судом не рассматривались. В течение нескольких лет осужденный и его родственники прошли все этапы судебной вертикали, но в подробности никто вникать не стал, и везде им было отказано. Признание подозреваемого остается царицей доказательств.

Мы попросили прокомментировать итоги процесса адвоката Тимура Асалханова.

– Ко мне обратились родственники осужденного на стадии кассационного обжалования, после того как состоялся обвинительный приговор, – сообщил адвокат. – Я принял участие в заседании суда кассационной инстанции (ныне – апелляция), и Верховный суд РФ принял решение об изменении приговора, действия осужденного были переквалифицированы с ч. 2 ст. 105 на ч. 4 ст. 111 УК РФ, наказание по этой статье снижено на четыре года.

По словам адвоката, «в основу приговора и кассационного определения положены признательные показания осужденного, которые объективно не подтверждаются, более того, опровергаются проведенной по делу генетической экспертизой».

– К сожалению, эти доводы оставлены без внимания, полагаю, что незаконно, и имеются основания для пересмотра состоявшихся по делу судебных решений, поскольку очевидно, что мы имеем дело с судебной ошибкой, – продолжает Тимур Асалханов. – Причем Конституционный суд РФ занял соответствующую позицию: если в основу судебного решения положены факты, имеющие взаимоисключающие выводы, требуется пересмотр судебных решений.

Как отметил юрист, по делу Дамбаева «в распоряжение суда предоставлены обстоятельства дела, имеющие сомнительное происхождение, в первую очередь, его признательные показания, объективно ничем не подтвержденные. Требуется расследование, на сегодняшний день обращения в следственные органы безрезультатны, необходимо вмешательство общественности».

К этому стоит добавить, что реальный убийца, скорее всего, по сей день находится на свободе.

Станислав Сергеев, «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.