Финансовое закулисье

Счетная палата направила материалы проверки Бурятского театра оперы и балета в прокуратуру, МВД и УФАС
A- A+
На прошлой неделе в культурной сфере республики случился скандал. Счетная палата Бурятии при проверке использования бюджетных средств в Бурятском академическом театре оперы и балета выявила ряд нарушений. Решение о направлении материалов проверки в прокуратуру Бурятии, МВД и Бурятское УФАС привлекло внимание общественности. Директор ГБАТД имени Г.Ц. Цыдынжапова Оюна Цыбикдоржиева потребовала внести ясность при распространении информации об итогах проверки.
 
Отчет о результатах проверки в Бурятском театре оперы и балета был рассмотрен 29 июня 2018 года на заседании коллегии Счетной палаты Республики Бурятия.

В 2016 году театр получил из бюджета 203 миллиона рублей, в 2017 году – 200 миллионов рублей. Собственные доходы за проверяемый период составили 76 миллионов рублей. В ходе проверки фактов нецелевого использования бюджетных средств не установлено. В то же время выявлено множество недостатков и нарушений закона о закупках.
 
Неконкурентные закупки

Выявлено 104 факта не размещения информации о закупках. Закупки совершались у единственного поставщика, в то время как должны были осуществляться конкурентным способом.

Всего в 2016–2017 годах театр заключил 648 договоров на сумму 87,5 миллиона рублей, из которых конкурентным способом было подписано только пять договоров на сумму семь миллионов рублей.

490 договоров заключено в сумме до 100 тысяч рублей. По мнению проверяющих, такое «дробление» повлекло отсутствие возможности снижения эффективности закупки и расходования бюджетных средств.

Директор театра Оюна Цыбикдоржиева поспешила прокомментировать информацию:

– Определение закупки у единственного поставщика позволяет приобрести товары необходимого качества без проведения торгов в максимально короткие сроки. Данный способ заключения договоров – единственно возможный, учитывая специфику деятельности учреждения.

По словам директора, все было на основании Федерального закона «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц».

– В нем 42 пункта, которые мы выполняем. Когда сказали, что торги необходимо делать и до 100 тысяч, мы приняли на работу человека, который этим занимается, – говорит директор театра.
 
Нарушения оплаты труда

В ходе проверки были выявлены неоднократные нарушения положения об оплате труда и положения о премировании работников, повлекшие необоснованность выплат на сумму 63 миллиона рублей. Как говорится в отчете, при наличии в штате соответствующих работников театр заключал договоры на оказание услуг балетмейстера-постановщика, дирижера и режиссера спектакля, художника по костюмам и так далее. Выявлено, что оплата таких услуг производилась на договорной основе в отсутствие каких-либо утвержденных нормативов или обосновывающих расчетов.

– Нарушение состоит в том, что при указании процентов по премии не было разъяснения порядка цифр. По начислению премий основному и вспомогательному персоналу каждый цех самостоятельно распределяет премии. Нарушением также посчитали тот факт, что не было подписи секретаря собрания трудового коллектива, но при этом подпись председателя и членов присутствует. В другом случае не было подписи одного из членов комиссии. По данному вопросу дирекцией ведется разъяснительная работа с руководителями подразделений. Полагаю, что данный факт будет устранен при следующем рассмотрении СТК, – поясняет Оюна Цыбикдоржиева.

Театральную площадь – городу

По словам директора театра, самое тяжелое – то, что ремонтом Театральной площади занимается именно театр. Свето-музыкальный фонтан находится далеко от производителей, у которых можно было бы попросить смены композиций на фонтане, либо комплектующих, которые уже не производятся.

– Ремонт площади отвлекает нас от основной деятельности. Покупать столько расходных материалов! Выводы Счетной палаты о том, что театр не должен заниматься непрофильной деятельностью по обслуживанию театральной площади, фонтана, прилегающих газонов, восприняты нами с огромным воодушевлением.

Оюна Цыбикдоржиева утверждает, что театр неоднократно писал письма в адрес министерства культуры Республики Бурятия о необходимости передачи Театральной площади с фонтаном и пропилеями в администрацию Улан-Удэ. Штатным расписанием театра не предусмотрены специалисты по обслуживанию фонтана, посеву и уходу за газонами. Учреждение вынуждено привлекать к выполнению этих работ сотрудников, должностными обязанностями которых эти виды работ не предусмотрены.

Тем не менее Счетной палатой установлен факт некорректного определения стоимости работ по монтажу, демонтажу зимнего фонтана и консервации оборудования фонтана на зимний период. Согласно отчету, некачественно выполненные работы на сумму 2,12 миллиона рублей были приняты заказчиком и негативно отразились на архитектурном облике Театральной площади.

Плитка теперь отличается по цвету и структуре, уложена не «в стык» с существующим рисунком, местами – отдельными кусками вместо цельной плитки. Театр эти работы принял и оплатил, не предъявив претензии к подрядчику. Поставка плитки не соответствующих размеров повлекла 177,3 тысячи рублей дополнительных расходов. Из-за чего средняя цена одного квадратного метра поставленной гранитной плитки вместо 6,5 тысячи рублей составила 14,7 тысячи рублей. В ходе проверки выявлены факты неправомерной оплаты работ в сумме 364 тысяч рублей.  Данная сумма признана необоснованной и подлежит возврату в республиканский бюджет. Также установлены факты списания гранитной плитки без передачи ее подрядчикам на резку и в монтаж.

– Счетная палата указала, что это вина подрядчика и стройконтроля, который принял у него эти работы. Вины театра тут просто нет. Мы – заказчики, наняли этих подрядчиков, а когда они закончили фронт работ, мы наняли строительный контроль, который принимает качество работ. Когда они дали свое заключение, мы выплатили полную сумму, – объясняет Оюна Цыбикдоржиева.
 
Ремонт кровли

Нарушения Градостроительного кодекса РФ выявлены и при ремонте кровли театра – прогулочной площадки над гаражом, а также стен внутри гаража, центрального входа и художественных мастерских. Цена договора с ООО «ТК Стим» на выполнение работ капитального ремонта кровли определена с использованием недействующей редакции «Государственных элементных сметных норм» и «Федеральных единичных расценок».

Кроме того, отмечена ненадлежащая организация работ по освоению субсидии минкультуры РБ на сумму чуть более миллиона рублей, которая была направлена театру 25 декабря 2017 года, но на 9 июня 2018 года подрядчик только демонтировал тротуарную плитку и гранитную плитку, прекратив с 24 мая 2018 года проведение каких-либо работ на объекте.

Как поясняют в театре, на момент проверки ремонт был приостановлен подрядчиком в связи с закупкой необходимых материалов в другом регионе, но в установленные договором сроки – до 1 сентября 2018 года – ремонт планируется завершить.       
 
Разногласия сняты?

Директор БГАТОиБ имени Г.Ц. Цыдынжапова Оюна Цыбикдоржиева призывает не приписывать театру нарушения, допущенные подрядчиками.

– За три месяца проверки Счетной палаты была проведена кропотливая работа, и все документы мы представили вовремя. Мы остались довольны друг другом на самом деле. На коллегии Счетной палаты с приглашением депутатов Хурала и наших представителей были сняты разногласия. Со стороны театра были даны пояснения, и вот уже на этой неделе нам прислали предписания. Фактов неправомерного, нецелевого, неэффективного использования средств установлено не было, и это самое главное. Говорить о том, что к нам придет прокуратура, МВД и УФАС, – это не просто неверно, это возмутительно.

Счетная палата отметила, что минкультуры Бурятии вразрез требованиям законодательства не проверял театр два года. Материалы проверки направлены в прокуратуру Республики Бурятия, в МВД по Республике Бурятия и Бурятское УФАС, которым предстоит вынести решение по данному вопросу.
 
Диляра Батудаева, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.