На страже тепла

Репортаж об ответственном труде сотрудника ТЭЦ-1
A- A+
Вот уже 20 лет Константин Банных несет трудовую вахту на одной из старейших электростанции Бурятии - Улан-Удэнская ТЭЦ-1. Его карьера на ТЭЦ-1 начиналась с машиниста-обходчика. Позже он работал слесарем, затем машинистом блока. Сейчас он старший машинист – человек, который отвечает за стабильную и надежную работу котлов. Самое важное в его работе – не допустить поломки, иначе тепла может лишиться весь город. Мы решили узнать, насколько сложна и ответственна профессия старшего машиниста, и отправились на ТЭЦ.

Все под контролем

«Все устранили? Хорошо. Сейчас вызову зольщика, – Константин Леонидович кладет трубку и объясняет уже нам: – Звонил машинист багерного насоса, там производились ремонтные работы, сегодня закончились. Нужно вызвать дежурного зольщика (машиниста-обходчика), чтобы принял работу, если требуется, кое-что доделал».

По громкой связи Константин Банных требует направить зольщика в насосный цех. К слову, зольщик – это человек, который следит, чтобы при производстве тепла вредные отходы не попадали в атмосферу. Своего рода эколог. Это одна из самых уважаемых в теплоэнергетике профессий. Потому как именно с нее начинает карьеру каждый сотрудник, включая руководителей.

– Когда становишься машинистом, знаешь, как должен работать зольщик. Когда становишься старшим машинистом, есть понимание, как должен работать машинист, и так далее. Важно пройти все этапы, чтобы иметь представление о работе всей ТЭЦ, тогда ты будешь компетентным руководителем. Я тоже начинал с зольщика, – рассказывает Константин Банных.

Впрочем, много разговаривать старший машинист не привык – работа ждать не будет. Поэтому мужчина встает, надевает каску и предлагает нам проследовать за ним, обещая увлекательную экскурсию по ТЭЦ. По дороге Константин Леонидович рассказывает, как устроен его обычный рабочий день. 

Вообще смена любого сотрудника здесь начинается в полвосьмого утра. Примерно за полчаса до начала к проходной подъезжает служебный автобус, энергетики расходятся по своим рабочим местам. Константин Леонидович надевает спецодежду, каску и начинает обход.

Осмотр оборудования – самая важная часть его работы. Старший машинист несет ответственность за исправность котлов, мельниц и прочего оснащения. 

– Начинаю обход с середины ТЭЦ. Захожу на котел №1, заслушиваю доклад машиниста, – говорит мужчина. 

Машинист докладывает, что произошло за смену, были ли отклонения работы котла от показателей. А также сообщает, какое оборудование требует ремонта. Константин Леонидович фиксирует все показатели с датчиков на бумажный носитель. Важные цифры – перегрев, давление и нагрузка на котел.

– Температура перегретого пара в первом, втором и пятом котлах должна быть 430. Если температура пара снизится или повысится, это приведет к аварии, из-за которой горожане могут лишиться тепла в домах, – продолжает рассказ Константин Банных.

Понять без слов

Из блока, в котором размещаются так называемые средние котлы, Константин Леонидович ведет нас в блок высокого давления. Здесь находятся котлы под номерами 6, 7, 8 и 9. Первое, на что обращаешь внимание, заходя в блок, – здесь достаточно шумно. Но никто, кроме членов экскурсионной группы, этого уже не замечает. Работники научились понимать друг друга без слов, с помощью жестов. 

– Показатели этих котлов отличаются от показателей котлов, которые мы осматривали. На котлах высокого давления температура пара не 430, а 540, здесь это считается нормой, – перекрикивая шум, рассказывает нам старший машинист и зовет осматривать котел.

К слову, чтобы узнать имеются ли дефекты в нагревательном баке, Константину Леонидовичу приходится подниматься по 12-метровой винтовой лестнице, ведь сам котел имеет размеры почти трехэтажного дома. 

– Внутри температура достигает 1200 градусов, представляете, как там жарко? – улыбается старший машинист. 

Он осторожно приоткрывает отверстие в огромной печи, и нашему взору предстает пылающий огонь. Настоящий ад на земле. Даже на безопасном расстоянии от котла ощущается жар.

– Просто каждый из нас чувствует свою значимость, – подытоживает Константин Банных. 

После того как старший машинист и по совместительству наш экскурсовод осмотрел все котлы, выслушал доклады машинистов и записал показатели, он отправляется к начальнику смены. 

– После обхода необходимо докладывать общую обстановку на оборудовании котельного цеха старшему смены. Рассказываю, какие параметры у котлов, экономно ли работает оборудование, есть ли резервы, какие были замечания, поломки. И, самое главное, какое оборудование требует срочного ремонта, – объясняет Константин Банных уже на выходе из кабинета начальника смены.

Действовать профессионально и без ошибок

Ремонт оборудования, как выяснилось, – очень длительный и кропотливый процесс. Среди обывателей бытует мнение, что нет ничего проще, чем отключить основной котел и, пока его ремонтируют, включить резервный. Другими словами, быстренько переключиться, не давая батареям горожан остыть хотя бы на градус. На деле все намного сложнее. 

Чтобы «подлатать» основной котел, нужно сначала включить резервный, который будет нагреваться пять часов. И только когда он как следует разогреется, можно отключить основной. Тот, в свою очередь, будет остывать почти 12 часов. 

– Люди думают, что котел можно, как печку, затопить, на самом деле все намного дольше. Любая серьезная ошибка может привести к нештатной ситуации, – вносит уточнения сотрудник ТЭЦ.  

Выявить и своевременно устранить дефекты в котлах и мельницах – первоочередная задача Константина Леонидовича. Ему поручено следить за состоянием всего оснащения:

– Капитальным ремонтом оборудования занимается ремонтная бригада, мы же занимаемся его техобслуживанием. То есть, если что-то нужно подмазать, проверить, это к нам. А вот что-то глобальное, например, пилы поменять, это уже будет делать ремонтная бригада. 

Впрочем, у старшего машиниста и без этого полно работы. После отчета перед начальником смены он возвращается в свой маленький, но уютный кабинет, расположенный в турбинном цехе. Мужчина открывает на компьютере специальную программу. 

– Инновационные технологии значительно облегчили работу. Помню, раньше мы по нескольку раз в день обходили все щиты, вручную записывали показатели. С 2011 года начали ставить компьютеры и устанавливать специальную программу для отслеживания работы оборудования, – показывает, как устроена система, наш герой. 

На мониторе видно, как работает оборудование, какие неисправности имеются на котлах, мельницах и так далее. Это своего рода схема всей ТЭЦ-1, на которой можно увидеть показатели всего оборудования. Цифры доступны не только высокому руководству, но и обычному машинисту.

– Вот смотрите, уголь поступает из бункеров в мельницы, через мельничные вентиляторы попадает в топку. Там воспламеняется, горит. Здесь можно увидеть показатели, при которых она сейчас работает. Также можно посмотреть архив за месяц, то есть, при каких показателях работало оборудование, скажем, в начале января, – объясняет Константин Банных. 

Общее дело

Пройдя по ТЭЦ, начинаешь понимать, что здесь нет случайных людей, нет менее или более значимых профессий, все сотрудники равны, все они делают общее дело – согревают теплом квартиры горожан.

– У меня есть еще одна профессия – автокрановщик. Но я пошел работать сюда. И за 20 лет ни разу не пожалел. Несмотря на серьезную ответственность, в этой работе много плюсов. Особенно мне нравится сплоченный коллектив. Да и вообще мне работа моя очень нравится, позволяет почувствовать свою значимость. Мы согреваем город, – заключает в конце экскурсии Константин Леонидович. 

Коллектив на ТЭЦ-1 действительно уникален. Чувствуются и сплоченность, и понимание значимости работы, и взаимовыручка. Впрочем, такое отношение было заложено еще задолго до прихода Константина Банных.  

– Я учился у Геннадия Александровича Жаркого, Виктора Трофимовича Горюнова, Александра Витальевича Васильева, сейчас они уже на пенсии. До сих пор, если есть вопросы, звоню им, консультируюсь. Они никогда не отказывают, всегда помогут, подскажут, – говорит наш герой. – Я горжусь, что работаю с людьми, которым небезразлична судьба целого города.  

Елена Темникова, «Номер один».

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.