«Очередное ограбление»

Кто защищает энергетиков, и почему растут тарифы в Бурятии
A- A+
Высокие ли в Бурятии тарифы? Как их снизить? Кто виноват и что делать? Доколе? Ответы на эти вопросы пытались найти депутаты Хурала на недавнем заседании, посвященном тарифному регулированию в республике. Ответов, как водится, не нашли. Зато поговорили, много и эмоционально.

Первые среди богатых

Вряд ли кому-то нужно объяснять, что тарифы в Бурятии завышены. Об этом говорится на всех уровнях, вплоть до федерального. Из-за этого, собственно, депутаты и решили провести совещание. Призвав к ответу руководителя республиканской службы по тарифам Бориса Хмелева.

Однако прежде, чем им удалось это сделать, господин Хмелев нанес упреждающий удар. А именно обвинил самих же депутатов в том, что они бездействуют.

- Ежегодный рост тарифов обусловлен ростом ценообразующих факторов, которые принимаются на уровне правительства РФ. Все спрашивают, почему ежегодно растут тарифы. Потому что правительством РФ ежегодно принимаются решения о том, что должны вырасти затраты на топливо, на заработную плату в сфере энергетики и ЖКХ, - заявил он  добавил: - Я еще ни разу не слышал, чтобы депутаты Хурала или депутаты Госдумы обращались в федеральные органы власти, чтобы ценообразующие факторы хоть на один год оставили без изменений либо с минимальным ростом. Рост идет всегда.

Парламентарии опешили.

- А можно еще раз поподробнее? Какие тарифы депутаты не снизили? – уточнил депутат Игорь Бобков.

- Если на федеральном уровне принимаются законы, которые ухудшают положение потребителей, по которым мы обязаны дополнительные затраты учитывать в тарифе, наверное, как-то надо было контролировать, оказывать какое-то влияние и не принимать их. Почему они принимаются? – не сдавался Борис Хмелев. Но тут, видимо, осознал, что перегнул, и решил смягчить сказанное: - Я не говорю, что это ваша вина, я говорю, что вы могли оказать влияние.

«Депутат Будуев» против РСТ

Большая часть выступления Бориса Хмелева касалась не бурятского тарифообразования напрямую. Помимо обвинений в адрес депутатов, он решил подробно поведать о конфликте с депутатом Госдумы Николаем Будуевым.

- Депутат Государственной Думы Будуев подал в Верховный суд РБ в прошлом году заявление о том, чтобы отменить приказы РСТ и исключить ряд затрат из затрат «ТГК-14», а также пересмотреть все параметры, которые включены в тариф на тепловую энергию. Верховный суд РБ при участии прокуратуры РБ отказал депутату Будуеву по всем статьям, - рассказывал Борис Хмелев, видимо, умышленно не называя «депутата Будуева» по имени. Не говоря уже об отчестве.

После он рассказал, как «депутат Будуев» проиграл Верховный суд России, в котором обжаловал решение бурятского. Как он написал заявление в Следственный комитет о привлечении к ответственности тех, кто участвовал в установлении тепловых тарифов для Бурятии. Но, видимо, заявление Николая Будуева не дало результата. Поэтому тарифная служба решила отпраздновать победу с помощью контрольного выстрела в голову.

- Учитывая, что депутат Будуев – а он такой же гражданин РФ и должен подчиняться законам РФ – направил ложные сведения в Следственный комитет, нами было подготовлено соответствующее заявление, направлено в Следственный комитет о том, чтобы привлечь депутата Будуева к уголовной ответственности за заведомо ложный донос, - выдал Борис Хмелев.

То есть депутат, который пытался, хоть и весьма топорно, снизить тариф в республике, по мнению господина Хмелева, который также должен заниматься снижением тарифа, заслуживает уголовного преследования. 

Впрочем, дорассказать увлекательную историю господину Хмелеву не дали: депутаты, прослушав длинный монолог о конфликте с «депутатом Будуевым», начали дружно возмущаться: мол, не за этим мы тут собрались. На том и порешили.

- Хорошее замечание. Давайте Будуева не будем вспоминать, пойдемте дальше, - отрезал Анатолий Кушнарев.

«Очередное ограбление»

Конечно, наибольший интерес у народных избранников вызвал новый тариф на мусор. Напомним, с января будущего года в Бурятии начинает работать региональный оператор по обращению с отходами – компания «ЭкоАльянс». И с января же жители республики будут платить за мусор по повышенным тарифам.

Анатолий Кушнарев, будучи председательствующим, задавал каждому выступающему по этой теме вопрос: считаете ли вы, что тариф обоснован? Забегая вперед, скажем, что на этот вопрос ему никто так и не ответил.

Начали рассуждать, каким образом тариф можно снизить. Одно из предложений - нужно снижать норму накопления. Это то количество мусора, которое, по мнению Минприроды, в среднем создает каждый житель Бурятии.

- Тариф складывается из двух составляющих: это тариф за куб и норма накопления. Если бы депутаты Народного Хурала посмотрели нормы накопления в других регионах: в Иркутске  - 1,56 вокруг города и 3,12 - в самом городе. У нас - 2,27. Ели бы было 1,56, то тариф упал бы сразу на 40%. Я считаю все-таки, что в деревнях мусора меньше, чем прописано, чем 2,27, - говорил Игорь Алексеев, директор «ЭкоАльянса». - Встречаюсь с местными. Они говорят, что у них один пакет в неделю. А заложено четыре пакета.

Чтобы снизить норму накопления, по словам представителя Минприроды, нужно в течение года проводить замеры. И только к 2020 году ее можно будет пересмотреть. Надеемся, не в большую сторону.

- Вы сами чувствуете и понимаете, что та норма накопления, которую Министерство природы вам подсунуло с 2016 года… Еще бы со Средневековья они взяли этот тариф… - обратился Игорь Бобков к Игорю Алексееву: - Это же понятно, абсурд. Я сам в индивидуальном доме проживаю, я знаю, что у меня такой нормы накопления нет! Зачем вы тогда соглашаетесь и подаете в РСТ тариф с такой нормой накопления? Это приведет к очередному ограблению нашего населения! У нас сегодня какие проблемы существуют по тарифам ЖКХ. Это же ужас, что творится! Полная неплатежеспособность!

Крик в пустоту

Впрочем, многих устраивает действующая ныне система. И даже  действующие тарифы.

- Тарифы экономически обоснованы. Они еще, может быть, даже и занижены, - под общий неодобрительный гул говорила экс-министр экономики Бурятии, ныне член Общественной палаты Татьяна Думнова: - Что касается РСТ, у меня, у нашей группы замечаний нет, и не надо здесь придумывать популистские какие-то вопросы.

- Сколько руководители энергокомпаний получают зарплаты? Вот такой простой, банальный вопрос. Они сейчас перебежали из правительства, сказали, что им там мало платят, – перебил ее оптимистичное выступление Игорь Бобков. Которому, конечно, не ответили.

В итоге каких-то особенных выводов из всего сказанного Хурал, судя по всему, не сделал. Кроме одного, который так и останется в стенах республиканского парламента.

- Проблема в том, что приватизировано все что можно и нельзя. Оттуда все наши проблемы. Зачем было ТЭЦ наши приватизировать? Вообще энергосистемы расчленять, распродавать? Давайте попробуем выйти с такой инициативой - национализация энергосистемы, национализация коммунальной, - говорил депутат от КПРФ Баир Цыренов.

Конечно, никакого обращения о национализации от Бурятии не будет. Как не будет и попыток проверить деятельность РСТ за последние 10 лет. Ведь именно в этот период выручка «МРСК Сибири» росла бешеными темпами без всяких на то оснований. Эту выручку, к слову, именно РСТ закладывает в тариф. В этот же период энергетики получали миллиарды рублей сверхдоходов, притом что налог на прибыль они не платят, так как считаются убыточными. И далее, и далее  мы уже не раз подробно писали про то, как энергетики с помощью РСТ наживаются на жителях Бурятии.

Владимир Пашинюк, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.