Зеленый город не краснеет от стыда

Администрация Улан-Удэ предлагает выйти из асфальтовых «джунглей»
A- A+
Жители Улан-Удэ, общественные организации города и даже чиновники в конце марта в одночасье должны были покраснеть. Не в политическом смысле, а от стыда. Нам буквально всем и разом пришлось сознаться в том, что любимая столица солнечной республики перестала быть зеленой. Инициатором покаяния выступила городская администрация, а точнее, исполняющий обязанности ее руководителя Игорь Шутенков.

Зеленое вернуть

В принципе, все было шло по накатанной бюрократической колее. Обсуждались планы действий городской власти по благоустройству дворовых и общественных территорий на 2019-2020 годы. Констатировали «сдвиги». Ведь за последние годы в городе был благоустроен 121 двор на общую сумму 160 млн рублей. Благодаря поддержке главы Бурятии Алексея Цыденова финансирование программы формирования современной городской среды увеличено еще на 50 млн рублей. Куда потратить эти деньги? Вариантов - масса. Объектов, которые необходимо обновлять и улучшать, гораздо больше, чем даже этих финансовых возможностей. А тут еще и задача масштабного озеленения города поставлена.

- Нашему городу надо вернуть зеленый вид. Я даю старт программе «Зеленый город», которую необходимо тщательно разработать не только на ближайший весенне-летний период, но и на перспективу, - объявил Игорь Шутенков на расширенном совещании в мэрии с участием руководителей районных администраций и специалистов Комитета городского хозяйства.

Ключевое слово – «вернуть». В самом деле, раньше Улан-Удэ был городом, где зелени хватало. Улицы исторического центра утопали в тополях. В далекие 70-е летом здесь вполне комфортно можно было пройтись, спрятавшись от зноя под их ветвями, по деревянным тротуарам, которые, в отличие от асфальта, не обжигали пятки. А последний полагался по статусу разве что улице имени Ленина, где и был уложен. Что, к слову, не мешало расти тополям и там. И это не считая скверов, которые были разбиты во многих местах: площадь Советов, Гостиные ряды, гостиница «Интурист» (имелась такая рядом с Музеем природы). Ну да что вспоминать...

Зеленое убранство город терял постепенно вместе с историческим центром, который на сегодня практически весь снесен. Купеческие деревянные особнячки заменили торгово-развлекательными сооружениями в стиле хай-тек (так казалось их создателям). Горожане наградили творения местных «ле корбюзье» ласковыми канализационными именами. Но самое главное, около новостроек зелень чаще всего не сажали.

Более того, даже там, где она была, все норовили укатать в бетон и плитку. В итоге площади около Оперного театра и Театра русской драмы превратили в гигантские сковородки. Насаждения во дворах выкорчевывали во имя точечной застройки, ремонтов теплотрасс, расширения дорог. Верхнюю Березовку, где строительство было вроде бы категорически запрещено, благополучно раздали под индивидуальную застройку. А на лес в сторону Силикатки, куда зимой ходили кататься на лыжах, а летом - собирать грибы, двинулась массовая многоэтажная застройка.

Так что, как говорила обитательница села Степанчикова девица Перепелицына: «Да уж, теперь нечего горевать-с, коли все причины злые от вас самих спервоначалу произошли-с…».

Деревья и газоны – в реестр насаждений

Ну да. Снявши голову, по волосам обычно не плачут, но в нашем случае придется.

- В программе озеленения должно быть прописано все - от организационных мероприятий до бюджета, с разбивкой на несколько периодов, - отметил Игорь Шутенков.

В свою очередь, и. о. руководителя Комитета городского хозяйства Александр Тюрюханов доложил о том, что озеленение придомовых территорий с участием городских учреждений социальной сферы и предприятий всех форм собственности запланировано по трем направлениям: цветочное оформление; обустройство газонов; высадка и уход за древесно-кустарниковой растительностью.

Он также рассказал о проведенной инвентаризации зеленых насаждений с целью актуализации фактических данных об их количественном и качественном составе. Кстати, в будущем комитет должен располагать информацией о численности всех растущих деревьев в Улан-Удэ.

- Надо управлять тем, что можно реально подсчитать. Поэтому это надо прописать в программе: на чьем балансе будут находиться кустарники, деревья и газоны не только в скверах и парках, но и вдоль магистральных и второстепенных улиц. И обязательно прописать в программе, кто за ними будет ухаживать! - подчеркнул Игорь Шутенков.

В этой связи он дал поручение городскому лесничеству составить реестр зеленых насаждений, которые без труда могут прижиться в нашем климате, отдав предпочтение лиственным деревьям. При этом городская программа «Зеленый город» должна развивать федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» и быть созвучной с инвестиционной программой «Водоканала» с точки зрения устройства стационарного полива зеленых насаждений.

А еще руководитель администрации потребовал, чтобы завоз почвы для городских цветников и газонов был прописан в программе и имел четкое финансовое обеспечение.

- Совершенно недопустимо, чтобы просто выкопали ямку в песке, воткнули туда палку и бодро отчитались об успешной работе по озеленению! Деньги не должны уходить в песок! -  добавил Игорь Шутенков.

Он также поддержал устройство в городе питомника для выращивания саженцев. И выразил надежду, что к разработке программы «Зеленый город» будут подключены не только художники и архитекторы, но и управляющие организации, ТОСы, городские социальные учреждения, Общественный совет и все жители Улан-Удэ.

Управляли бабы Маши

ТОСы – это замечательно. Кстати, когда город интенсивно прирастал новыми кварталами за Удой, ТОСов не было еще и в помине. Новостройки после их сдачи, как правило, утопали в песке. Тот же бульвар Карла Маркса на месте его пересечения с улицей Бабушкина являл собой сплошную реку из песка. Останься пески на своих местах, Улан-Удэ давно бы именовали «Песчаной Венецией» вместо Кяхты. Однако очень и очень быстро кварталы обрастали зеленью. Как?

Во дворах централизованно нарывались ямки под посадки деревьев, Горзеленстрой завозил саженцы и хорошую землю, а сажали деревца сами жители домов. И субботников специальных не объявлялось. Просто все выходили из квартир во двор с лопатами и граблями, кто-то из меломанов выставлял в открытое окно колонки. Те, у кого дома имелись шланги, подключали их к кранам на кухне в дополнение к водоснабжению из подвала. Всех забот - на полдня. Женщины успевали посудачить, мужики сбегать до магазина, ребятня бегала вся мокрая от водных забав.  

Ну а если, не ровен час, саженцы привозили в будни, рулить брался кто-то из активных пенсионеров, которые, как правило, являлись старшими по домам и подъездам. Бабы маши или дяди коли организовывали на благое дело детей, купив им в качестве гонорара по килограмму пряников и конфет. Расходы – сущая мелочь: рубля два при 120-рублевой пенсии. А последующий полив тоже обеспечивали обладатели шлангов, рассматривая его за вечернее развлечение. Водосчетчиков в квартирах не имелось, а «коммуналка» большой нагрузкой для семейных бюджетов не была. 

Да и береглись эти посадки также «всем миром», ведь считались своими. Не дай бог, кому из редких тогда автовладельцев или просто шоферов приходило в голову припарковаться в этом месте. Пятиэтажный мат на голову – самое простое, чем он мог отделаться.  

Ностальгия по настоящему?

Снова превратить Улан-Удэ в «зеленый» город сейчас будет труднее. Трудно будет и бюджету, и администрации. Согласно данным специалистов, площадь озеленения в Улан-Удэ составляет сегодня менее квадратного метра на человека – в 16 раз менее нормы. Сколько нужно вложений, чтобы изменить эти цифры? Пока никто не знает. А ведь в городе, кроме улиц и дворов, есть еще и громадные пустыри, которые вполне можно превратить в зеленые зоны. Возьмите тот же остров Богородский, который, говорят, некогда утопал в иве и черемухе, и протока Прорва была излюбленным местом летнего отдыха. А громадные «плеши» на Левом Берегу, где почему-то не обрастают зеленью даже бывшие «нахаловки», ныне узаконенные? 

Однако, может быть, тем и ценней «зеленая» инициатива городской администрации. Не в смысле предстоящих затрат, а в смысле попытки объединить горожан на всем понятной и простой платформе уютного города, чистого воздуха, красивых скверов.

Конечно, прошлое кажется сном. Понятие «двор» кануло в Лету, не вернуть, наверное, и той атмосферы, когда все жители городских дворов знали друг друга не только в лицо, но и по именам-отчествам. Хотя, коль скоро инициатива администрации вызвала столь большой резонанс, не все из прошлого утеряно безвозвратно. Есть все-таки ностальгия по нему. А превратится ли она в ностальгию по настоящему (городу), зависит уже от всех горожан, а не только от администрации.   

Сергей Васильев, для «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.