Планирование бюджета улучшить

В Бурятии закончили анализ бюджета-2018
A- A+
Главный финансовый документ республики неоднозначен. Есть и движение вперед, и нерешенные проблемы. В стенах Народного Хурала прошли публичные слушания об исполнении бюджета за прошлый год. За несколько месяцев 2019 года окончательно завершен его анализ. Сделав выводы, надо продолжать работу. 

Постоянно меняли

Бюджет должен быть инструментом развития Бурятии, построения лучшей жизни людей. Чтобы инструмент дал максимальный эффект, он должен быть умело «заточен». И тут нет предела совершенству.

- Публичные слушания позволяют публично подвести итоги минувшего года и наметить пути дальнейшего развития нашей республики. Наши граждане должны знать, куда направляются уплачиваемые ими налоги, что требует высокого уровня прозрачности бюджета и бюджетного процесса, - справедливо отметил в ходе слушаний Зоригто Цыбикмитов, глава комитета Хурала по бюджету, налогам и финансам. Он подчеркнул, что информация о бюджете всегда публикуется на сайте Минфина республики, в официальной газете Республики Бурятия, на сайте республиканского парламента.

В прошлом году в республиканский бюджет семь раз вносили изменения. Происходило увеличение бюджета, передвижки ассигнований. 

- Доходы составили 57 млрд рублей, или 100,8% от уточненных плановых назначений. Расходы - 57,3 млрд рублей, или 98,1% к уточненной бюджетной росписи, - доложил участникам слушаний Всеволод Мухин, министр финансов Бурятии.

Минувший год прошел под знаком ужесточения требований по исполнению бюджета. Процент выполнения утвержденных плановых назначений по расходам вырос по сравнению с предшествующим годом. Неиспользованный остаток средств сократился на 214,5 млн рублей.

В доходной части бюджета на безвозмездные поступления из федерального бюджета приходилось 30,966 млрд рублей.

Велика долговая нагрузка. На конец 2018 года размер госдолга республики составил 11,998 млрд рублей. Это почти 92% от разрешенного законодательством уровня. Таким образом, регион практически исчерпал возможности брать кредиты.

- В сравнении с 2017 годом исполнение бюджета за 2018 год по доходам характеризуется значительным ростом, как объема безвозмездных поступлений из федерального бюджета (на 3,8 млрд рублей), так и собственных налоговых, неналоговых доходов (на 3,1 млрд рублей), - сообщил Всеволод Мухин. 

Большой рост показали поступления по налогу на прибыль (+28,7% к 2017 году), налогу на имущество организаций (+23,1). Более чем 10%-ный рост продемонстрировали сборы по НДФЛ, акцизам, НДПИ. 

Не очень положительная черта бюджета - непредсказуемость. На такой недостаток, как слабое прогнозирование указал в своем выступлении Цырен-Даши Доржиев, заместитель спикера Народного Хурала. 

- Хотелось бы, чтобы экономический блок (правительства. – Прим. ред.) серьезно поработал над прогнозированием доходной части бюджета. Прогноз должен быть как флаг, к которому надо стремиться. А не просто менять в сторону пополнения. Мы же всегда принимаем бюджет, условно говоря, в 100 рублей и в течение года наращиваем до 110 рублей, - отметил он.

Состояние республиканского бюджета позволило полностью профинансировать все социальные выплаты, субсидии учреждениям, трансферты районам Бурятии и другие обязательства бюджета. По итогам года кредиторской задолженности у республики не было. Стабильно шло обслуживание взятых банковских займов.

По традиции бюджет сформирован в рамках 21 госпрограммы Бурятии. Непрограммная часть составляет совсем небольшую долю бюджета. 
Все программы распределены по четырем направлениям. Бюджет-2018 был социально направленным. 
В соцсфере действовало шесть госпрограмм, и на них было направлено более 37 млрд рублей, почти 65% всех расходов. 

Введены в эксплуатацию перинатальный центр, корпус Детской республиканской больницы, куплены десятки машин «скорой помощи». Стартовало строительство шести ФАПов. Почти 3 млрд направили на дошкольное образование. Солидные суммы пошли на общее, дополнительное, а также среднее профобразование. Радостным событием стало открытие детского технопарка «Кванториум». 

Крупные суммы пошли на поддержку семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, развитие физкультуры и спорта. Положенные соцгарантии предоставлялись в срок и в полном объеме.

Бурятия выполнила почти все основные целевые индикаторы. Сводная оценка эффективности 21 госпрограммы показала, что 20 являются эффективными, а одна – недостаточно эффективна. Это программа «Развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли», где не выполнен один основной индикатор из трех, а также провалены четыре подпрограммы из 16.

Проблемы не замалчивают

На публичных слушаниях открыто говорили о слабых местах. Так, не достигнуты цели по обеспечению доступности дошкольного образования для детей от трех до семи лет. Серьезные вопросы есть по малому бизнесу, по развитию села.

По словам Галсана Дареева, депутата Народного Хурала, госпрограмма «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия» оценивается как эффективная, но финансирование  недостаточное.

- Ситуация в отрасли продолжает оставаться довольно сложной, - аргументировал он такое мнение. Депутат сообщил собравшимся, что ситуация характеризуется сокращением объемов производства мяса, молока, сокращением посевных площадей в Бурятии. Сельхозпроизводители страдают от нехватки средств и т. д. 

- Согласно отчету, в 2018 году не выполнены некоторые целевые индикаторы программы, - напомнил он. Погодные условия, конечно, влияют на отрасль. 

- Однако и меры господдержки недостаточны для эффективного развития, - сказал Галсан Дареев. 

От лица аграрного комитета он внес предложение увеличить размер «несвязанной» поддержки растениеводства. Депутат полагает, что она должна составлять минимум 2000 рублей на гектар. Он также напомнил о проблеме бурятского семеноводства, кадрах, поддержке фермеров.

Вопросы, поднятые на слушаниях, касались разных сторон жизни – налогообложения, нехватки учителей, ситуации в муниципалитетах, в профтехобразовании…

Очень тревожит малый бизнес - закрытие небольших предприятий.

- Это беда. Мы должны подумать, почему закрываются, в чем причина. Я прошу экономический блок правительства совместно со Счетной палатой, Народным Хуралом промониторить налоговые законы. Возможно, чтобы уменьшить закрытие малых предприятий, поддержать их? На год, два, три уменьшить налоговые ставки? - заострил внимание Цырен-Даши Доржиев.

Целый ряд актуальных предложений выдвинул Игорь Марковец, глава комитета Хурала по социальной политике. Он говорил о поддержке многодетных семей, о загородных детских лагерях, медицинском транспорте. Он также поддержал усиление работы по подготовке кадров в образовании - для 11 школ и 25 детсадов, намеченных в Бурятии, тоже будут нужны педагоги, воспитатели. И в здравоохранении нелегкая кадровая картина. В зале прозвучало, что новые красивые ФАПы стоят закрытыми, т. к. нет медиков для работы в них.

Состоялся откровенный разговор. 

В свое время половину поступлений от «упрощенки» передали в казну муниципалитетов. Это назвали положительным решением. 

- Возможно, сегодня надо и межбюджетные законы посмотреть в части вовлечения органов местного самоуправления, повышения их заинтересованности в поддержке предпринимателей.  Если они получат часть налогов с бизнеса в местный бюджет, то будут стремиться его поддерживать. Когда 100% налога идет в республиканский бюджет, на местах будут от Минфина ждать денег, - резонно отметил замспикера Хурала Цырен-Даши Доржиев.

Представителей Минфина республики призвали прислушиваться к мнению муниципалитетов. 

Вновь было сказано о необходимости активнее работать над доходами бюджета (тем более что вхождение в ДФО дает новые перспективы), о замене коммерческих кредитов бюджетными. Конечно, говорили о положении в строительстве.    Да, объекты строятся и будут строиться. Ассигнования выделяются. Но что за фирмы придут на их освоение? Сколько средств останется в Бурятии, когда регион не имеет своего строительного блока?

Правительство Бурятии призвали сделать бюджет республики еще прозрачнее и доработать нужные методики распределения финансов. Чтобы все видели, знали, по какому принципу распределяются деньги.

Острых аспектов немало.

- В ближайшие годы республиканский бюджет будет оставаться дефицитным, но снижения социальной поддержки населения не произойдет. Есть социальные обязательства, и мы не можем отказаться от их выполнения, - заверил участников слушаний Зоригто Цыбикмитов.

Он заявил, что нельзя останавливаться на достигнутом. Совместными усилиями исполнительной и законодательной властей предстоит не просто сохранить потенциал нашей республики, но и приумножить его для обеспечения устойчивого развития. В том числе за счет ответственной бюджетной политики. 

Несмотря на трудности, надо идти в будущее, работы много - таков был общий настрой.

Участники слушаний высказали свои предложения и замечания. Они включены в резолюцию, в которой парламенту, правительству Бурятии, муниципальным властям дан ряд рекомендаций.

Решение публичных слушаний обязательно учтут, когда исполнение бюджета-2018 будет рассматриваться на сессии Народного Хурала.

Валентин Соколов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.