В Народном Хурале снова вернулись к теме такси

После отмены в апреле 2019 года Народным Хуралом Бурятии обязательного желтого цвета легковых такси прошло уже несколько месяцев, однако проблем в области пассажирских перевозок не стало меньше
A- A+
В час пик по-прежнему трудно вовремя уехать, а рынок наводнен нелегальными перевозчиками. Не случайно на прошлой неделе комитет Народного Хурала по экономической политике провел рабочее совещание с участием депутатов, правительства РБ, председателя Общественного совета по развитию такси в регионах РФ (г. Москва) Ирины Зариповой, руководителей федеральных агрегаторов «Яндекс. Такси», «Максим» и таксистов.

Баланс интересов

По уровню развития такси в городе судят о самом городе. А для жителей города такси уже давно превратилось в обычное средство передвижения, отличное от прошлого века, когда пользование машиной с «шашечками» приравнивалось к роскоши. Демократизация стоимости услуг такси стала возможной после прихода федеральных агрегаторов, которые смогли дать удобные для горожан сервисы вызова такси. Однако в результате их демпинговой   политики только с весны 2019 года стоимость услуг таксомоторов снизилась примерно на 30%. И параллельно ухудшилось качество оказания услуг: рынок наводнили нелегалы, регулярными стали акции протеста таксистов.

Тем не менее сегодня в Бурятии проблемы таксомоторов активно обсуждаются на всех уровнях с целью уравновесить все стороны конфликта. Таксисты хотят возить много и дорого, а население, наоборот, ездить недорого и быстро. Простых решений здесь нет. Тем не менее, как сообщил врио председателя комитета по экономике, депутат Народного Хурала Егор Олзоев, негативную тенденцию снижения количества выдачи лицензий на перевозки и роста нелегального сектора в Бурятии, которая наблюдалась с 2014 года, удалось преодолеть.

- В 2019 году в республике выдано 197 разрешений, тогда как за аналогичный период 2018 года - 183, - отметил Егор Олзоев. -  После отмены Народным Хуралом административного барьера в виде желтого цвета такси на рынок вернулось десять предприятий, появилось девять новых.

Председатель комитета Минтранса РБ Сергей Южаков подтвердил новую тенденцию, отметив при этом, что особенно активно стали получать разрешения таксисты из районов республики. В шести муниципалитетах образовались ИП, занимающиеся таксомоторной деятельностью.

Вывести из «тени»

Представитель местной службы такси «Ольга» Василий Хорошев рассказал о том, что нелегальные таксисты, пользующиеся услугами агрегатора, не дают развиваться легальным такси.

- Неограниченное количество «теневых» таксистов ведет к превышению предложения, снижению цен и качества услуг и не дает возможности легальным участникам рынка обновлять автотранспорт и обеспечивать стабильность работы услуг такси в городе, - отметил он. - На рынке появились фирмы-посредники, которые получают лицензии, а потом перепродают их за 500 рублей.

Константин Габагуев, председатель РОО «Гражданская позиция», сообщил, что с апреля агрегатор «Максим», демпингуя, снизил минимальную стоимость проезда с 90 до 49 рублей.

- Водители отказываются везти по столь экономически необоснованным тарифам, и пассажиры ждут часами, а сам сервис закрыт для диалога, - отметил общественник.

А депутат Народного Хурала Сергей Дорош заявил, что, несмотря на встречные шаги Народного Хурала по снижению административных барьеров, таксисты не торопятся выходить из «тени».

Многие участники совещания согласились с тем, что легализация таксистов идет со скрипом, и когда, например, таксист не приезжает на заявку и человек опаздывает на поезд или самолет, никто не несет за это ответственности.

Надежда на стартапы

Также выступающие много говорили о несовершенстве законодательства, уповая на новые поправки в закон о такси. Однако председатель Общественного совета по развитию такси в регионах РФ Ирина Зарипова отметила, что закон принят только в первом чтении. И лучше бы он подольше оставался в недрах Госдумы, поскольку нанесет больше вреда, чем пользы. Ведь там содержатся избыточные требования к водителям такси. Например, установка онлайн-касс, тахографов, что приведет к росту затрат у таксистов и, как следствие, повышению цен и снижению доходности рынка.

Ирина Зарипова отметила, что на сегодняшний день у отрасли на первый план выходит необходимость более конструктивного взаимодействия между участниками рынка и властями. А также снижения текущих затрат и повышения эффективности работы таксомоторов в современных условиях.

Например, при поддержке Общественного совета активно развиваются стартапы в области пассажирских перевозок в Томске и Новосибирске. Также заслуживает внимания и положительный опыт работы таксомоторов в Калуге и Белгороде с использованием новых информационных платформ. Ирина Зарипова поблагодарила организаторов совещания за приглашение посетить республику и заверила, что Общественный совет по развитию такси в регионах РФ будет оказывать консультативную помощь водителям такси в республике. Кстати, здесь же, на совещании, было принято решение о том, что республика делегирует своих представителей в данную профессиональную ассоциацию.

Перенимая опыт 

По итогам совещания были приняты еще ряд решений. В планах подписание соглашения между Минтрансом Бурятии и федеральными агрегаторами такси о том, что доступ к базе данных будут иметь только легальные перевозчики.

Кроме этого, компания «Яндекс. Такси» готова взять на себя обязательства по трудоустройству людей с ограниченными возможностями, льготному проезду для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Статус самозанятых позволит снизить количество нелегальных перевозчиков. Также участники поддержали решение о проведении в этом году регионального этапа конкурса на звание «Лучший водитель такси-2019».

- Решение вопроса с такси – дело не одного дня и даже не одного года. Нужна планомерная работа, это проблема не только для Бурятии, но и для всей России. Но мы будем двигаться вперед, перенимая передовой опыт других регионов, - подвел итоги Егор Олзоев. 

Дмитрий Родионов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.