Политическая колода вверх рубашкой

Уже скоро избирателям придется решить, кто из кандидатов – король, а чья карта бита
A- A+
До выборов мэра Улан-Удэ остаются считанные дни. Сейчас кандидаты уже раскрыли себя, что называется, во всей красе. По поведению, словам и поступкам можно судить о том, что представляет из себя каждый из кандидатов. И, как оказалось, выбор у горожан на самом деле невелик. Но разложить предвыборный пасьянс все-таки придется.

Окончательный расклад

Напомним, выборы состоятся 8 сентября, в это воскресенье. Из 11 заявившихся кандидатов Избирком зарегистрировал только шесть. Это самовыдвиженец Игорь Шутенков - исполняющий обязанности руководителя администрации Улан-Удэ. Вячеслав Мархаев – сенатор от Иркутской области, лидер бурятского отделения КПРФ, выдвигаемый от своей же партии. Алексей Хандархаев, представляющий партию «Гражданская платформа» - в свое время руководил комитетом городского хозяйства Улан-Удэ, позже стал заместителем мэра столицы Бурятии. От «Коммунистической партии социальной справедливости (КПСС) выдвинулся Батодалай Багдаев – журналист и шоумен. «Справороссы» отправили на выборы малоизвестного Геннадия Бадмаева, а ЛДПР – столь же малоизвестного Николая Чимитова.

Какова же предвыборная картина по кандидатам на сегодня? Начнем с Игоря Шутенкова. Исполняющий обязанности руководителя администрации Улан-Удэ (фактически – градоначальник) о выборах как будто позабыл. Упоминания о нем на страницах разного рода изданий связаны исключительно с его работой на посту.

За считанные месяцы он умудрился решить ряд проблем, которые копились в Улан-Удэ годами. Из последнего: градоначальник добился решения вопроса по завершению строительства очистных в столице Бурятии и увеличению финансирования на программу по переселению из ветхого и аварийного жилья.

Вместе с главой Бурятии Алексеем Цыденовым Игорь Шутенков контролирует ход строительства социальных объектов и объектов инфраструктуры. Выбивают деньги на ремонт теплосетей. Создают конкретные и детализированные планы развития города. В общем, делают свою работу, сохраняя предвыборный «покер-фейс» и не отвлекаясь на популизм.

Скверная раздача

В то же время сенатор от Иркутской области Вячеслав Мархаев не перестает удивлять избирателей. Похоже, что, играя в «Дурака», он растерял все козыри.

Из последних неудачных ходов – «вклад» в продвижение имиджа Бурятии на федеральном уровне. Так, российские СМИ недавно взорвала новость о том, что сенатор напал на журналистку телеканала РЕН ТВ.

1 сентября сотрудники телеканала обратились в Следственный комитет с заявлением о нападении на съемочную группу. Версия журналистов такова: на встрече Мархаева с избирателями корреспондент Евгения Могилевская задала сенатору вопрос, причастен ли он к подпольному игорному бизнесу в Улан-Удэ, после чего политик стал выкручивать ей руку, в которой был микрофон. В то же время помощники Мархаева стали толкать оператора телеканала, мешая ему вести съемку, утверждается в сообщении. В результате корреспондент получила вывих руки, а оператор – ушиб.

Версия Вячеслава Мархаева такова: он и его помощники «просто убирали» от лица аппаратуру съемочной группы телеканала РЕН ТВ. 

- Были попытки пресечь их (сотрудников РЕН ТВ) действия, они просто нахально лезли своей аппаратурой в глаза, нос, лицо. И ее даже не выхватывали, а просто убирали, не более того, - сказал Мархаев в интервью ТАСС. Видимо, сенатор играет в «Дурака» переводного.

В любом случае, кто из них прав – разберется следствие. Но ясно одно: в этой истории пострадал не только имидж Мархаева и всего КПРФ, но и имидж Бурятии.

Последняя рука…

Внутри республики профессиональное сообщество также довольно однозначно осуждает произошедшее. Приведем лишь некоторые мнения журналистов Бурятии.

«Камера  неприкасаема. С журналистами недопустим никакой физический контакт. Что бы мы вам ни говорили, мы на работе. Всё, что может сделать герой материала - говорить, молчать или уйти. Но никаких движений руками, кроме собственной невербалики. И я не понимаю, искренне не понимаю: почему политики, тем более такого уровня, до сих пор этого не могут понять? Я не понимаю и возмущена. Вне политического окраса, - пишет на своей странице журналист Марина Игумнова.

«Мархаев в случае с журналистами РЕН ТВ поступил неправильно. Что бы он сейчас ни говорил, как бы ни оправдывался, что сделано, то сделано. Образ благородного и мужественного полковника не вяжется с выкручиванием рук женщине, поэтому и шум. Сейчас бы Мархаеву по-хорошему принести извинения и нормально объяснить ситуацию с игорными клубами. Если там все нормально и Мархаев непричастен, то, думаю, это несложно», - уверена журналистка, экс-кандидат на пост мэра Евгения Балтатарова.

На фоне этой истории раннее заявление Мархаева о том, что он осуждает действия силовиков при разгоне митингов в Москве, теряет хоть какой-то эффект. Кроме того, ситуация с журналисткой – уже не первый подобный скандал за последнее время. Еще совсем недавно в социальных сетях сторонники Мархаева устроили настоящую травлю жены Алексея Цыденова за то, что она, как полноправный участник ДНТ, на встрече с одним из кандидатов задала вопрос: «Что Мархаев сделал для Бурятии?».

Опытный игрок

Еще один более-менее значимый кандидат на выборах мэра – Алексей Хандархаев. Сейчас он занимает пост заместителя мэра Улан-Удэ (хотя мэр ушел в отставку еще в феврале этого года).

Послужной список довольно велик. Начинал карьеру в комсомольских органах Бурятской АССР, после был зампредом Госкомитета Республики Бурятия по делам молодежи, в девяностые работал в банковских и коммерческих структурах республики.

В начале «нулевых» получил должность заместителя главы администрации Советского района города Улан-Удэ по социальным вопросам. В 2003 году был приглашен на работу в Москву, где трудился на ключевых должностях в Пенсионном фонде России, агентстве по управлению федеральным имуществом по городу Москве, топливно-энергетическом комитете правительства Московской области, ОАО «Энергосбытовая компания Московской области».

В 2011 году вернулся в Бурятию на должность заммэра – председателя комитета по строительству Улан-Удэ. В 2012 году возглавил комитет городского хозяйства. В 2015 году снова назначен заместителем мэра Улан-Удэ.

Свою политическую позицию Алексей Хандархаев менял не раз. Свой человек при Айдаеве, при Голкове он оказался в опале. Но ненадолго: вскоре н вернулся в строй и на весьма высокую должность. Умение считать карты делает его неплохим игроком в политический блек-джек.

Сейчас он двигается от партии «Гражданская Платформа». А на баннерах он уверяет горожан, что «Выбор есть». Судя по всему, позиционирует себя как третью силу, своего рода альтернативу для избирателей.

Ход за избирателем

Остальные кандидаты еще не накопили достаточного количества заслуг и политических баллов, и сказать о них особенно нечего. Их карточные домики держатся на честном слове. Впрочем, является ли кто-то из них достойным голоса – решать избирателям.

Между тем сейчас, в период агитации, идут активные рассуждения о кандидатах с позиции: «Этот – хороший, этот - плохой». Что не совсем правильно. Ведь, во-первых, мало кто обладает достаточной информацией, чтобы делать подобные выводы, во-вторых, оценивать нужно, прежде всего, управленческие качества и ресурсы, необходимые для развития города.

Невооруженным взглядом видно, что ни Чимитов, ни Бадмаев, ни Багдаев, ни даже Мархаев не имеют за собой силы и более или менее внятного плана развития города. Управленческим опытом и внятной серьезной программой избирателей пока что порадовали только Алексей Хандархаев и Игорь Шутенков. Видимо, между ними и развернется борьба за избирателей, которые голосуют, что называется, по уму. Ведь следующий и решающий ход именно за ними.

Валентин Соколов, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.