Говядина особого внимания

«Мясной офшор» испугал фермеров Бурятии
A- A+
В Селенгинский район завезли партию крупнорогатого скота из 100 голов. Местные фермеры  подняли тревогу, боясь заражения своего скота от привозного с карантинным заболеванием  - узелковым дерматитом. Приехал ли в Бурятию заразный скот из Калмыкии, разбирался «Номер один». 

Никакого доверия

Фермеры из Селенгинского района встревожены привозом чужого скота. Сельчане подозревают, что КРС завезен  к ним из Калмыкии и может быть источником заразы.  

- На прошлой неделе к нам в район один фермер завез 100 голов калмыцкой породы, - рассказывает Галина, владелица личного подсобного хозяйства из с. Селендума Селенгинского района. - Я сразу же подняла тревогу, мы очень боимся появления ветеринарных болезней, а тут калмыцкий скот, который пасется вместе с нашими коровами. А ведь дерматит передается с комарами. 

По словам Галины, бизнесмен, после того, как она подняла шум, нашел ее и  позвонил. И признался, что «калмыки», оказывается, не его. Скот завезен  в Селендуму временно, для передержки. И ей, мол, опасаться нечего. Иначе говоря, какое-то время партия из 100 голов будет выдерживаться в районе. Видимо,  для того, чтобы исключить появление признаков нодулярного дерматита, провести вакцинацию и далее отправить КРС в Казахстан. 

Позже фермерам объяснили, что скот завезен из Закаменского района. И вскоре транзитом уйдет на экспорт. Однако Галина говорит, что чиновникам фермеры уже не верят.

По ее словам, теоретически можно было завозить КРС из Калмыкии и отстаивать в специальных резервациях, куда доступ другого скота будет исключен. Тогда закончится инкубационный период и по анализам уже можно сделать вывод, что скот не является носителем заразы.

- Но вы же понимаете, что с нашим российским разгильдяйством обязательно что-нибудь пойдет не так, поэтому 100%-ной гарантии  вам никто не дает, - сетует владелица ЛПХ. - Ведь чужой скот пасется в одной местности с нашим, и мы никак не защищены от заразы. Поэтому путь только один - скот из карантинных областей завозить нельзя. Без всяких исключений. В том числе под видом создания «селекционных» центров.

Отстойник для скота

Напомним, Бурятия может стать «мясным офшором» по поставкам российского КРС в Казахстан. Эта страна приняла программу по возрождению фермерства, в соответствии с которой их фермеры  получают дешевые кредиты на закуп маточного поголовья. Однако одна из самых востребованных степных пород скота «калмыцкая» оказалась поражена бруцеллезом и нодулярным дерматитом. 

Для справки: нодулярный дерматит - это вирусная болезнь крупного рогатого скота, характеризующаяся лихорадкой, поражением лимфатической системы, образованием кожных узлов (бугров), поражением глаз и слизистых оболочек. Возбудитель заболевания переносится кровососущими насекомыми. Остановить эпидемию в случае ее возникновения можно одним способом - отправить больных коров на убой.

Таким образом, в результате вспышки инфекции Калмыкия попала под карантин Россельхознадзора и не может поставлять скот на экспорт и вывозить в другие регионы. Но ничто не может остановить желание сделать деньги на экспорте скота, причем довольно сомнительного во всех отношениях. 

Так, в августе в Бурятию прибыла делегация чиновников во главе с заместителем министра сельского хозяйства республики Игорем Цереновым. Последний предложил создать в регионе «селекционно-генетический центр калмыцкой породы скота».  А руководитель Племенной службы Бурятии Баяр Минжуров даже призвал поставлять этот скот в Монголию. Довольно странно, если учесть, что в Монголии хватает и своего  КРС. Между тем дымовая завеса заявлений чиновников рассеялась после посещения калмыцких чиновников предприятия «Сутайское» в Мухоршибирском районе. 

- С Калмыкией по закупу скота мы работаем 13 лет, в прошлом году реализовали 320 голов в Казахстан, в этом – еще 337 голов, - сообщила руководитель Галина Дабаева.

Таким образом, выстраивается межрегиональная схема, когда в Бурятию будет завозиться скот из Калмыкии и здесь какое-то время «отстаиваться». Затем в скотовозах экспортироваться в Казахстан. 

Угрозы нет?

Для сельских жителей Бурятии разведение скота является одной из основ, которые позволяют им жить и работать на этой земле. Получать продукцию - молоко и мясо - и продавать ее на рынки крупных городов. За эти годы многие владельцы личных подсобных хозяйств, кто много лет упорно трудился над ростом поголовья КРС, окрепли, и у них появилась уверенность в завтрашнем дне. Которая во многом базируется на приросте численности поголовья. Однако это материальное благополучие  может оказаться недолговечным в связи с высоким риском падежа, если скот будет заражен.  Просчитываются ли эти риски в Бурятии? 

Тем временем в Управлении ветеринарии считают страхи фермеров необоснованными. И уверяют, что калмыцкого скота на территории Бурятии пока нет. 

- Мы не располагаем данными о завозе скота в Селенгинский район из Калмыкии, которая является неблагополучной по некоторым видам заболеваний КРС, в том числе по узелковому дерматиту. Мы проверили электронную систему «Меркурий», официальных документов на перемещение скота в Бурятию никто не выдавал. Без разрешительных документов это сделать практически невозможно, поскольку в связи с эпидемией АЧС усилены меры безопасности на постах ГИБДД. 

Вполне возможно, что КРС калмыцкой породы мог быть завезен в Селенгинский район с территории другого района. Ведь несколько лет назад данный скот завозился в Бурятию из Калмыкии, здесь у нас адаптировался, и, как следствие, выросло большое поголовье. Что касается разрешений на ввоз скота из Калмыкии, то в этом году ни одно хозяйство республики к нам с таким запросом не обращалось. Ситуация находится под нашим контролем, - уверяет начальник Управления ветеринарии РБ Дмитрий Калугин.

Дмитрий Родионов, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.