Новые Троцкие

В БРО КПРФ произошел раскол между Мархаевым и молодыми депутатами
A- A+

Митинги в Улан-Удэ — это протест молодых политиков левого толка не столько против власти и поражения на выборах. Власть вела свою игру, серьезно и целенаправленно, и это всем понятно, это закономерно. А вот оппозиция оказалась неожиданно слабым игроком. И последующий протест, пусть и подсознательно, направлен, прежде всего, против политического «болота» в самом БРО КПРФ. Вязкой, тягостной, безынициативной среды, которая долгие годы культивировалась его первым секретарем Вячеславом Мархаевым. Стратегии «шаг вперед, два назад», закулисных соглашений, невнятной идеологии, устаревших и неэффективных избирательных технологий.

Толкотня вместо битвы

Молодые коммунисты так много ждали от выборов мэра и депутатов горсовета, впервые проходивших в условиях, когда общество уже пропиталось недовольством пенсионной реформой, повышением налогов и цен, последовательным отходом от провозглашенного Конституцией РФ принципа «социального государства». Казалось бы, стоило немного раскачать, разогреть, расшевелить людей, и протестное настроение заставит электоральные весы качнуться в сторону оппозиции.

Цыренов, Красовский и другие лидеры «второго эшелона» БРО КПРФ выдвинули в горсовет своих депутатских помощников и протеже по многим округам. Предвыборная когорта КПРФ, пожалуй, впервые объединила столько молодых лиц. Большинство из них взяли общий лозунг с Вячеславом Мархаевым, рассчитывая, что «вождь» поведет их на предвыборные «баррикады». Они готовы были биться за него и за себя, не разделяя одного и другого.

Но «вождь» никого никуда не повел, не выступил решительно против всего, что раздражает население, не смог «приземлить» федеральную повестку на городскую почву. Дежурные встречи во дворах, стандартные обращения в поддержку кандидата от уважаемых людей, отсутствие собственных медийных ресурсов – предвыборная кампания Мархаева была не подготовлена и велась на уровне технологий конца прошлого века. Вместо битвы получилась толкотня.

Вероятно, молодые политики-коммунисты осознали это еще до дня голосования, и раскол назрел. Но тогда он еще сдерживался общей целью. Менять конфигурацию, перестраиваться «на марше» было поздно.

На второй план

Однако сокрушительное поражение вызвало шок и упрямое нежелание признать его, примириться с реальностью. Раскол в БРО КПРФ предельно четко обозначился, когда Баир Цыренов появился на площади Советов, превратив тусовку в поддержку арестованных сторонников Саши-шамана в несанкционированный митинг с политическими требованиями. Для него, Цыренова, он был несанкционированным вдвойне: как властью, так и партийным боссом Мархаевым, лояльность к которому он, возможно, с трудом, но сохранял долгие годы.

Но с этого момента, закрываясь в автомобиле, созывая людей под полицейские дубинки, Цыренов уже откровенно шел на перехват инициативы и лидерства в БРО КПРФ. Как искушенный политик он не мог не сознавать: в интернете и СМИ будут рассказывать о нем, запомнят именно его, схваченного и увезенного «людьми с топориками», а не вальяжного Мархаева с неприкосновенностью сенатора.

Да, состарившемуся первому секретарю еще предоставляют слово на митингах, еще кричат «За Мархаева!». Он пока нужен как некий символ. Иначе с чего вдруг требовать отмены выборов мэра? Но это требование уже отходит на второй план, уступая место более общим лозунгам о «полицейском произволе» и «беспределе властей».

Запасная площадка

В минувшее воскресенье в парке «Юбилейный» солировали Леонтий Красовский и Баир Цыренов, а культовая песня Виктора Цоя «Мы ждем перемен» недвусмысленно подчеркивала: перемен ждут и внутри КПРФ. Причем не только в бурятском отделении, но и во всей партии, где дорогу молодым закрывает не один лишь Мархаев, но и сам Зюганов, и многие другие партийные функционеры, вполне себе сытые и довольные жизнью, достигшие среднего возраста брежневского политбюро и боящиеся протестной стихии не меньше своих буржуазных оппонентов.

Левое движение всегда было делом молодых. Можно вспомнить Че Гевару и юного Фиделя. Но ближе к сути происходящего в БРО КПРФ образ Льва Троцкого, который резко критиковал «купающегося в теоретических диспутах» Плеханова и даже перехватывал революционную инициативу у Ленина, без колебаний бросая в топку мировой революции жизни, идеи, принципы.

Как сложатся политические карьеры современных троцких в Бурятии, загадывать сложно. Но очевидно, что они уже поймали волну, нащупали почву для дальнейших протестных выступлений, которые, по мнению, экспертов, будут продолжаться.

На последнем митинге было объявлено о создании общественного движения «Свободный народ». Оно может стать запасной политической площадкой для молодых левых, если им не удастся переломить ситуацию в БРО КПРФ, и базой для основательной подготовки к следующему избирательному циклу: выборам в Госдуму РФ (2021 год), главы республики (2022 год) и депутатов Народного Хурала (2023 год).

Валентин Соколов, «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.