Никаких «матрешек»

На севере Бурятии стартует крупная коммунальная реформа
A- A+
На протяжении многих лет так называемые «матрешки» были обыденностью и даже в какой-то мере лицом сферы ЖКХ в северных районах Бурятии. С этим явлением пытались бороться на протяжении многих лет. Однако решение проблемы появилось только сейчас. Для этого потребуются сотни миллионов из бюджета, годы работы и не только.

Долгая история

«Матрешками», напомним, окрестили компании ЖКХ на севере Бурятии. Суть их работы сводилась к следующей схеме. В начале сезона создавалась компания, которая брала на себя обязанности по содержанию котельных, отоплению многоквартирных домов и пр. Они собирали с населения деньги за электроэнергию, но с компаниями, поставляющими им электричество и уголь, не рассчитывались. Как и с налоговой. В конце сезона такие «матрешки» уходили на банкротство, а их кредиторы оставались с носом. В новом сезоне история повторялась – открывалась новая компания, как правило, с теми же учредителями, и работала по накатанной схеме.

Поделать с ними никто ничего не мог. Поставщики угля в итоге работают только по предоплате, а «Читаэнергосбыт», долги перед которым временами достигали сотен миллионов рублей, подсчитывал потерянные деньги и пытался включить их в тариф на электричество.

Внятный и исчерпывающий ответ на вопрос, в чем же причина такого явления, прозвучал лишь недавно. Его подробно описали в пояснительной записке к законопроекту, который должен решить эту проблему. После эта информация прозвучала из уст министра строительства и ЖКХ Бурятии Николая Рузавина и главы республики Алексея Цыденова.

Население не потянет

- Состояние основных фондов жилищно-коммунального хозяйства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях характеризуется высоким уровнем износа - до 95%, большими потерями энергоносителей - до 30-50%, - описывал ситуацию на недавней сессии Народного Хурала Николай Рузавин.

Работающие ныне котельные и тепловые сети возводились еще во времена строительства БАМа и сегодня имеют избыточные мощности.

Полезный отпуск тепловой энергии, то есть то количество тепла, которое доходит до потребителя, в последние годы значительно снизился. Во многом из-за программ  вроде переселения из ветхого и аварийного жилья в районах Крайнего Севера. 

В итоге   высокие потери и выпадающие доходы компаний ЖКХ сделали их работу попросту невыгодной. Тариф не окупал всех вложенных денег, отсюда и постоянные ежегодные банкротства.

Повысить тариф тоже невозможно – если переложить все затраты на плечи жителей, то «коммуналка» достигнет таких размеров, что окажется не по плечу рядовому потребителю. Но даже в этом случае  компенсировать затраты компаний ЖКХ недостаточно. Ведь,  чтобы решить проблему, нужно модернизировать всю систему: реконструировать сети, снизив потери, заменить оборудование на более современное и эффективное и так далее.

Два тарифа

Принятый на последней сессии Хурала закон должен был решить эту дилемму. 

- Цель законопроекта – обеспечить доступность цен на коммунальные услуги для населения при реализации инвестиционных программ организаций ЖКХ, направленных на сокращение неэффективных, сверхнормативных расходов топлива, электроэнергии, повышение надежности тепло- и водоснабжения, - говорил Николай Рузавин.

Теперь на территории города Северобайкальска, Северо-Байкальского, Муйского и Закаменского районов будут установлены два тарифа. Первый – для населения. Он ощутимо не изменится, его рост будет происходить, как и раньше, в пределах индексов, установленных законом. Второй – экономически обоснованный. Его примут со второго полугодия 2020 года, и он будет значительно выше тарифа для населения. Ориентировочно – на 30-80%.

В экономически обоснованный тариф будут включены расходы на инвестпрограммы по приведению коммунальных сетей и оборудования в порядок. Компенсировать разницу между этими двумя тарифами будут из республиканского бюджета.

- Начиная с 2020 года по 2023 год, на период реализации инвестиционных программ, эффект для республиканского бюджета составит порядка 200 млн рублей. Далее, начиная с 2024 года, в связи с окончанием периода реализации инвестиционных программ  экономия республиканского бюджета будет составлять около 162 млн рублей ежегодно с учетом инфляции, - говорил Николай Рузавин.

Правовые коллизии 

Закон в итоге приняли. Однако перед этим произошла небольшая дискуссия. Депутаты Хурала задавали вопросы относительно законности проекта. Например, депутат Виктор Мальцев, житель Северобайкальска, сослался на заключение Счетной палаты.

- Очень интересный документ. Основная мысль в том, что мы выделяем деньги и покрываем расходы на безвозмездной основе, но эффективность работы тех концессионеров, которые зашли на объекты… С учетом тарифа они должны обеспечить все: и закупку угля, и модернизацию, и зарплату, и свое развитие. На сегодняшний день получается так: деньги мы выделяем, они поглощаются и все. Отчет по эффективности использования средств республики, может быть, надо запросить? У нас же не бездонная копилка. Мы даем, должна быть и отдача.

Другой депутат   Буда-Ширап Ботоев   упирал на формальное противоречие федеральному закону. По его словам, подробный порядок компенсации выпадающих доходов предприятиям ЖКХ должен приниматься Хуралом, в текущей редакции закона этот порядок принимается правительством без согласования с республиканским парламентом.

- Мы сейчас примем… Недовольных тарифами очень много. Любой пойдет и отсудит, - говорил он. - Поэтому в такой редакции   принять не можем. Хотя закон очень полезный, нужный.

Впрочем, чиновники правительства уверили его, что все правовые вопросы уже утрясены и никаких проблем в этом плане не возникнет.

Под кого писали?

Включился в обсуждение и глава Бурятии. По его словам, «эта проблема накопившаяся и требует срочного решения». 

- Накапливаются долги по электроэнергии (у организаций ЖКХ на севере перед «Читаэнергосбытом». – Прим. ред.), которые могут привести к потере скидки на электроэнергию для всей республики, - говорил Алексей Цыденов.

Ранее он на своей странице в Facebook сообщал, что этот вопрос обсуждался с зампредом правительства России Виталием Мутко: «Тонкость в том, что скидка по стоимости электроэнергии, которую получила республика с 2017 года (в год сумма экономии по скидке составляет около 2,8 млрд рублей), зависит от своевременного расчета «Читаэнергосбытом» с оптовым поставщиком электроэнергии и с «МРСК Сибири». То есть если «Читаэнергосбыт» вовремя не рассчитается, то республика может потерять скидку, и тариф для всех может сразу вырасти на 25%, - писал он неделей ранее. - Виталий Леонтьевич Мутко нас услышал. Написал от своего имени докладную председателю правительства Д.А. Медведеву о выделении Бурятии 396 млн рублей из резервного фонда правительства. Дмитрий Анатольевич поддержал».

Другими словами, деньги есть, закон принят. Осталось только начать его выполнять. Но возникает вопрос: а кто будет заниматься модернизацией коммунального хозяйства на северах? Те же самые бывшие «матрешки», которые работали по «полусерым» схемам? Доверят ли им власти модернизацию целой отрасли?

Вряд ли. Значит, нужен инвестор – новый, крупный, с опытом подобной работы. Новые условия и гарантия государства делают заход на север Бурятии довольно выгодным. А значит, в скором времени появятся структуры, готовые эти деньги освоить. Возможно, какие-то договоренности с определенными компаниями уже есть и закон разрабатывался как раз под эти договоренности. Впрочем, если это так, то официально об этом заявят еще нескоро.

Станислав Сергеев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.