20.02.2019
Летом этого года парламент Бурятии отмечает 25 лет с момента образования

Четверть века назад Народный Хурал республики стал правопреемником Верховного Совета, который принял новую Конституцию Бурятии, согласно которой высшим законодательным органом в республике должен стать Народный Хурал. Затем Совет назначил дату выборов первого в истории созыва Народного Хурала Республики Бурятия и всем составом сложил с себя полномочия. С 1994 года началась новая веха в истории парламентаризма Бурятии. Кто вершил эту историю и чем запомнились те времена руководителям? Ведь каждая эпоха имеет свое лицо.

Заложили «фундамент» 

После роспуска Верховного Совета Бурятия окунулась в новые политические реалии. Предвыборная борьба тогда оказалась очень напряженной. Почти 400 кандидатов бились за 65 депутатских мандатов. Первая сессия первого созыва открылась 19 июля 1994 года. 

В самом начале своей законотворческой работы депутаты взялись за основы государственного строя республики. Большая нагрузка в разработке и принятии новых законов легла на комитет по государственному устройству, его председателем на тот момент был Владимир Иванович Марков. Всего в состав комитета входили 6 человек. 

В законодательстве имелись серьезные пробелы. Все, чем располагали тогда депутаты, это Конституция республики и пара базовых нормативных актов, которые успел принять Верховный Совет. Первый созыв разработал и принял такие фундаментальные законы, как «О Народном Хурале Республики Бурятия», «О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия», «О Президенте и Правительстве Республики Бурятия», «О Конституционном суде Республики Бурятия» и так далее.

Всего Народным Хуралом первого созыва было принято 139 законов: о туризме, господдержке малого предпринимательства, об инвестиционной деятельности, о науке, защите населения от туберкулеза; законы для регулирования налоговой и бюджетной политики нашей республики. В первом созыве был принят закон о государственном гербе Республики Бурятия.

- Удалось создать хорошие законы, перекосов не было. Так, большие прения вызвали положения о контрольной функции Народного Хурала за действиями исполнительной ветви власти. Мы закрепили эту функцию, и жизнь подтвердила, что были правы, - делится воспоминаниями Владимир Марков, самый первый глава комитета по государственному устройству (1994-1998 годы). 

«Парад суверенитетов», который прошел по ельцинской России, обошел стороной законодателей Бурятии. 

- У нас был разумный подход к полномочиям, - считает Владимир Марков. 

Самостоятельности было больше 

Ко второму созыву комитет по государственному устройству целенаправленно взялся за системную и комплексную работу по становлению и развитию местного самоуправления. Был создан Совет представительных органов республики, особое внимание уделялось развитию молодежного парламентаризма. Это была совершенно новая, не имевшая примеров в истории Бурятии работа. 

- Образно говоря, в организации деятельности местного самоуправления тогда имели не дороги, а направления. Не было детально проработанного 131-го закона, приходилось немало постигать «на марше». Многое не было отработано в отношениях между органами власти разных уровней, - делится воспоминаниями Цыденжап Бимбаевич Батуев, который был председателем комитета во втором созыве (1998-2002 годы). 

Работу местной власти тех времен сейчас трудно представить. На местах отвечали за все: от рождения человека до его глубокой старости. К примеру, местное самоуправление обеспечивало 40% заработной платы бюджетников, а остальные 60% приходили с республики. Сегодня работа муниципалитетов несколько упрощена, многие полномочия переданы в ведение других уровней власти. 

- У местного самоуправления тогда имелись своя налоговая инспекция, муниципальная милиция, статистика. Много было задач у местного самоуправления, - констатирует Цыденжап Батуев. 

Тогда успешной работе комитета по госустройству способствовал очень сильный состав депутатов –Софья Бальчиновна Алексеева, Виктор Гаврилович Котов, Александр Иванович Кардаш, Владимир Андреевич Бодров. Все они имели значительный опыт работы в органах местного самоуправления г. Улан-Удэ, г. Северобайкальска, Кабанского и Муйского районов. 

У комитета во втором созыве стояла глобальная задача - завершить разработку нормативно-правовой базы по местному самоуправлению. Было инициировано создание Совета представительных органов, Молодежной палаты при Народном Хурале, принято решение о проведении съездов депутатов всех уровней.

Рождение «вертикали власти»

- Я работал председателем комитета с 2002-го по 2007 годы. Это был третий созыв, - вспоминает Александр Маслов. - Что запомнилось? Особенно много было изменений в федеральном законодательстве, и приходилось наши законодательные акты приводить в соответствие, нагрузка была большая.

Где-то требовались небольшие изменения - скорректировать ряд статей, а где-то нужны были кардинальные перемены. Формирование единого правового пространства стало одним из основных векторов федеральной политики, после того как президентом России в 2000-м году был избран Владимир Путин. И Бурятия двигалась в общероссийском русле. Усиливалась «вертикаль власти», и комитет работал не покладая рук. Немало тогда досталось и Конституции Республики Бурятия. 

- Даже при небольших разночтениях с федеральным законодательством приходилось делать поправки в Основной закон республики. Чуть ли не в каждую статью вносить изменения, дополнения, - вспоминает Александр Маслов. 

Комитет по госустройству в третьем созыве вошел в историю еще и тем, что первым заслушал кандидата на пост президента Бурятии Вячеслава Наговицына, внесенного на рассмотрение Владимиром Путиным. 

- Он был нам не знаком, но первое впечатление произвел неплохое. Альтернативных кандидатов не было. Наш комитет готовил документацию о наделении его полномочиями президента, - рассказывает Александр Маслов. 

Сам же он со своей командой выполнил одну из самых сложных и объемных работ по подготовке реформирования системы местного самоуправления в Бурятии. Так, основополагающим Законом РБ, определяющим государственные гарантии и условия осуществления МСУ в Бурятии, стал Закон РБ от 07.12.2004 г. № 896-III «Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия». 

Маслов и сегодня считает, что жители республики должны максимально вовлекаться в жизнь региона. По его мнению, всемерной поддержки заслуживает «ТОСовское» движение. 

- В Улан-Удэ вернули всенародные выборы мэра. Это правильно, – отметил Александр Маслов. 

Полномочия и контроль

К 2007 году в России назрела одна из наиболее серьезных проблем – коррупция. Как показывает практика, больше всего население страдает от коррупции на уровне региональной и муниципальной власти. Четвертому созыву требовалось упорядочить законодательство. Антикоррупционная работа стала одной из приоритетных. 

- Был принят Закон «О противодействии коррупции в Республике Бурятия». Одновременно был принят пакет законов, устанавливающих ограничения для лиц, замещающих государственные должности Республики Бурятия, а также лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Республики Бурятия. Принят Закон «О выборах Главы Республики Бурятия», установлена обязанность указанных лиц представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В Народном Хурале Республики Бурятия была создана комиссия по противодействию коррупции, председателем которой избрали меня. Комиссия занималась устранением коррупциогенных факторов в законах и постановлениях, - вспоминает Анна Скосырская, председатель комитета в 2007-2013 гг.

Антикоррупционная работа плавно перешла к новому, пятому созыву. 

- Была значительно усилена работа над законами «О парламентском контроле в Республике Бурятия», «О депутатском расследовании». Принят ряд значимых законов по местному самоуправлению в части наделения полномочиями глав районов, поселений. Если в первоначальном варианте они наделялись полномочиями путем прямых выборов, то впоследствии в этот закон были внесены изменения, предусматривающие альтернативный вариант, на усмотрение представительных органов муниципальных образований. Много внимания комитет уделял развитию ТОСов, по нашей инициативе были значительно увеличены бюджетные расходы по этому направлению, - вспоминает Борис Ботоев, председатель комитета по госустройству в пятом созыве (2013-2018 гг.).

Как пример работающего закона, экс-председатель называет Закон «О некоторых вопросах участия граждан в охране общественного порядка на территории Республики Бурятия». 

Свое участие в законотворческой деятельности Борис Ботоев вспоминает как один из самых интересных периодов работы. 

- Около 40 лет занимался правоприменительной деятельностью, и на финише юридической карьеры удалось заняться законотворчеством. Мне все было интересно. Комитет работал с большой нагрузкой, по нашей инициативе внесены изменения в Конституцию республики. Например, наделение врио главы республики правом внесения изменений в состав правительства.

В памяти парламентария отмечено еще одно эпохальное событие. Именно пятый созыв депутатов упразднил Конституционный суд республики.

- Насколько верным было это решение – покажет время. Могу напомнить всем, что к началу работы пятого созыва Конституционный суд дышал на ладан - не было судей, финансирования. Жители республики уже столько лет живут без этой ветви власти, но чувствуют ли они себя ущемленными в своих правах? Было бы интересно узнать их мнение, - говорит Борис Ботоев.

Комитет идет вперед

Сегодня среди ближайших задач у комитета подготовка закона, который причислит обманутых дольщиков к лицам, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи. В текущем году планируется более четко описать границы муниципальных образований.

- Ранее комитетом была проведена большая работа по упорядочению республиканского законодательства об административных правонарушениях. Принят единый Закон «Об административных правонарушениях». Мы продолжим систематизацию административного законодательства. Оно должно быть понятно для восприятия и граждан, и должностных лиц», - отмечает Виктор Малышенко, нынешний председатель комитета по госустройству.

По словам Виктора Малышенко, есть запрос общества на усиление прозрачности выборов. Это подтвердил круглый стол, проведенный в декабре 2018 года. Жители поднимают вопросы по оснащению всех избирательных участков видеонаблюдением, по подготовке общественных наблюдателей и другим проблемам. 

25 лет - солидный срок. За это время выросло целое поколение. О роли Народного Хурала и его значении в жизни республики красноречиво говорит статистика: 2565 законов было принято парламентом за четверть века. Стоит отметить, что больше половины из них (1510 законов) прошло по линии комитета по госустройству. 

Станислав Сергеев, «Номер один».
^