«Кидалово» по сценарию?

Почему общественность республики выступает за смену председателя Союза кинематографистов Артема Бурлова
A- A+
Мы уже не раз упоминали в наших публикациях председателя Союза кинематографистов  Артема Бурлова в контексте самых разнообразных скандалов, связанных с его персоной. В ответ с его стороны посыпались гневные комментарии,  кляузы и обвинения в адрес редакции. В том числе «праведные» просьбы  о том, чтобы мы все статьи подкрепляли реальными документами, фактами и доказательствами (хотя все материалы и так были написаны с решений судов и прочих документов). 

Такими комментариями под статьями на сайте нашей газеты господин Бурлов открыл ящик Пандоры и сам себя загнал в угол. Поскольку желающих показать документы и рассказать нам свою историю обмана со стороны ушлого кинематографиста оказалось слишком много. Некрасивых поступков и обманутых Бурловым людей, причем как в Бурятии, так и за ее пределами, оказалось настолько много, что вместить весь этот колоссальный материал в одну статью просто нереально. Мы расскажем только о некоторых из эпизодов. 

«Уголовка» за побои  

Большинство народных рассказов об Артеме Бурлове можно объединить одним общим народным термином, популярным в наше время, – «кидалово». Человек берет деньги под самые различные нужды, цели и просто не возвращает их. Причем берет со всех подряд – коллег, уважаемых и известных людей, друзей и даже от родителей детей. Кому-то удается взыскать деньги через суд, но бОльшая часть долгов не возвращена Бурловым по сей день. 

Но начнем по порядку. Мы начнем отсчет карьеры будущего человека-«кидалы», вернее,  простите, великого кинематографиста, с далекого 2001 года. Когда 18-летний парень Артем был осужден по уголовным статьям: хулиганство и причинение средней тяжести вреда здоровью. Судом Октябрьского района в качестве наказания было решено лишить свободы правонарушителя на срок 4 года и 6 месяцев. Что скрывается за этими сухими фактами? 

Событие произошло в лагере на Байкале, тогда, еще будучи несовершеннолетним подростком, Артем повздорил с одним из сверстников. Бурлову не понравилось, как парень передразнил его манеру танцевать. Когда парни вышли поговорить, беседа была недолгой. Потому что Бурлов схватил палку и, набросившись на противника, начал избивать его. Один из ударов пришелся прямо по глазам мальчишки, из-за чего тот ослеп. Впоследствии зрение частично удалось спасти, но проблемы остались, как и пожизненная инвалидность. А Бурлов был освобожден от наказания по амнистии. Однако отметим, что амнистия не является реабилитирующим основанием, другими словами, вина за ним признана. 

Далее карьера юного хулигана, выпускника экономического факультета БГСХА и кавээнщика складывалась еще более затейливо. По рассказам очевидцев, погулять и покутить на полную катушку Артем обожал. Только в базе данных ГИБДД числится порядка двадцати самых разных нарушений правил дорожного движения. Среди которых  вождение в нетрезвом виде, превышение скорости и невыполнение требования об остановке, проезд на запрещающий сигнал светофора. 

«Кидалити»-шоу»

Новый этап в жизни Бурлова наступил в тот момент, когда на экраны Улан-Удэ вышел местный кинофильм «Чайник». Ребята, снявшие картину, не только завоевали всеобщую народную любовь, но и собрали немалые кассовые сборы. С этой поры Бурлов, по всей вероятности, решил, что хочет зарабатывать деньги таким же способом. Он выступил продюсером фильмов «На Байкал» и «На Байкал-2». Не нам судить о качестве этих фильмов, но какую-то прибыль начинающий кинематографист все ж таки собрал. И, очевидно, с той поры господин Бурлов уже не мог отойти от кинобизнеса, по всей видимости, возомнив себя великим продюсером, гением киноискусства и суперпредпринимателем. 

Однако его многочисленные партнеры по кинобизнесу, коллеги почему-то считают совершенно иначе. Так, некрасивая история произошла с иркутским режиссером Юрием Яшниковым. 

«Мы участвовали и в создании картины «На Байкал 2. На абордаж!» вместе с кинокомпанией «Синема +». Но почему-то в тот момент, когда съемки в Иркутске были закончены, спонсоры найдены и проделана основная часть PR-кампании, наши партнеры вдруг поняли, что в вопросах распределения кассовых сборов могут обойтись и без нас. Договор между нами был только устный и дружеский, поэтому «Синема +» решила даже не указывать нас как одних из создателей «На Байкал 2». Анализируя такую поучительную «подставу», мы поняли, что у каждого в жизни были подобные ситуации, - написал в Сети Яшников, после чего выложил в ютьюбе ролик под названием «Кидалити-шоу». 

Однако на этом эпизоде «кидалити»-шоу» имени Бурлова не закончилось, а начало стремительно набирать обороты. Такой же трюк, как с иркутскими партнерами, он проделывал еще неоднократно. Как рассказывают обманутые им люди, Бурлов, как хороший психолог и манипулятор, умело втирался в доверие людей, обещал золотые горы, и люди верили ему на слово. А потом все они поплатились за излишнюю доверчивость своим кошельком. Таких историй мы услышали немало. 

Но и документально оформленные финансовые обязательства выполнять Бурлов также не считает нужным. Более того, выигранные суды и имеющийся на руках исполнительный лист, как выясняется, вовсе не повод для возврата долга. 

- Мне Артем Бурлов и его напарник Александр Цыренов в видео компании ООО «Азия Фильмс» должны 168 000 рублей за аренду оборудования для съемок фильма «Байкальские каникулы 2». Есть исполнительный лист, но приставы не смогли взыскать по нему средства якобы по причине отсутствия хоть какого-то имущества и денежных средств у должников, - рассказывает режиссер Никита Добрынин. 

Известный бурятский режиссер Баир Дышенов – еще один из пострадавших. Есть решение суда в пользу его компании (ООО студия «Буряткино»), где черным по белому сказано, что Бурлов должен выплатить 800 тыс. рублей. 

Выиграл суд у Бурлова и некий Маладаев,  который обратился с иском о взыскании денежных средств по договорам займа. Суд также встал на сторону истца, обязав Бурлова выплатить долг на общую сумму в 400 тыс. рублей. 

Иркутск и Бурятия - это не вся география долгов прославившегося кинематографиста. Должен он даже казахам. В 2017 году казахская киностудия подала в международный арбитраж иск к ООО «Азия Филмс». В январе прошлого года суд иск удовлетворил, постановив взыскать с улан-удэнской фирмы чуть более 5 млн тенге. Это около 900 тыс. рублей. Однако, как выяснилось на суде, деньги взыскивать уже не с кого – еще в ноябре 2017 года ООО «Азия Филмс» исключили из единого государственного реестра юридических лиц как компанию, фактически прекратившую свою деятельность. В связи с этим производство по заявлению Satai Film суд прекратил. Отметим, на момент исключения из ЕГРЮЛ учредителями «Азия Филмс» являлись Александр Цыренов и Артем Бурлов. Последний  также был и руководителем фирмы.  

На данный момент в официальной базе судебных приставов за Бурловым числятся долги по восьми производствам на общую сумму  88 тыс. рублей. Сюда входят неоплаченные штрафы ГИБДД, налоги, судебные штрафы и долги физлицам и юрлицам. Но на самом деле это смешная сумма, ведь, как мы поняли, исходя из вышесказанного, на самом деле общая сумма долгов Бурлова просто колоссальная. И понятно, что какая-то часть исполнительных производств (с указанными к выплате суммами с многочисленными нулями) закончена «за невозможностью взыскания». 

Заработать на детях 

Есть и истории, которые трудно понять и объяснить. Ведь когда речь заходит о детях, тут понятия о прибыли и обмане вроде как должны отступать на задний план. Но не тут то было. В поселке Восточном многие жители знают историю семьи Павла Тынтуева. Когда глава семьи услышал, что Бурлов, его давний приятель, хочет помочь со сбором средств для его больного ребенка, он, конечно, не заподозрил ничего плохого. Средства, хоть и небольшие, действительно Бурловым были собраны. Однако на момент выхода публикации сумму, собранную на благотворительность, Бурлов семье, попавшей в беду, так и не отдал. Эта история длится с ноября прошлого года. 

Но если вы думаете, что речь пойдет только лишь об одном ребенке, то глубоко заблуждаетесь. В Улан-Удэ и Иркутской области детей и их родителей, считающих себя обманутыми, немалое количество. Речь идет о Байкальской школе кино и детских фильмах «Байкальские каникулы» и «Байкальские каникулы 2.0», к которым Бурлов и его кинокомпания имеют самое непосредственное отношение. 

Непонятно, как вообще человек, имеющий уголовное прошлое, занимается с детьми. Возможно, для этого Бурлову понадобился помощник. В этой сцене необходимо взять крупным планом нового персонажа нашей истории. Это некто Александр Цыренов, один из соучредителей ООО «Азия Филмс». Немалую часть своей жизни он провел на улан-удэнском авторынке, работая «перекупом». Мы связались с родителями детей и преподавателями Байкальской школы кино и выяснили, почему имена Цыренова и Бурлова у связаны с одними из самых негативных впечатлений в их жизни. 

- На меня вышел Александр Цыренов и попросил собрать команду преподавателей для детской школы кино. Мы составили договоры. Я набрала лучших педагогов в Иркутской области. У нас были преподаватели вокала, актерского мастерства. Была оговорена сумма зарплаты для каждого, однако в итоге нам выплатили лишь часть из обещанных денег. Остальной долг - это около полумиллиона рублей – мы так и не увидели, - рассказывает владелица Студии эстрадных искусств Sana, педагог эстрадно-джазового вокала Наталья Храмова. - Мне до сих пор неудобно перед коллегами. 

Попытки призвать к ответу работодателей привели к некрасивым сценам, скандалам и перепалкам. 

- Меня обвинили в том, что мы якобы угнали их машину, что якобы не закончили свою работу. Я была в шоке. Как мы потом узнали, то же самое было и в Улан-Удэ. Педагоги из вашего города рассказали, что у них была похожая ситуация  с долгами и невыполненными обещаниями. Узнав, что мы общаемся, этих учителей они начали запугивать. Фразами типа «Не боитесь, что вас машина переедет?». Словом, представители «Азия Филмс» вели себя по-хамски. К примеру, в ответ на все наши попытки воззвать к совести Бурлов в переписке преподавателям невозмутимо отвечал: «Караван идет, собака лает», - с возмущением рассказывает Наталья. 

Отдельный вопрос по поводу легенд, рассказываемых кинематографистами. 

- Они нам говорили, что сотрудничают с Борисом Грачевским, что их поддерживает сам губернатор Иркутской области. Я связалась с Борисом Грачевским, но он сказал, что впервые слышит о таких людях. С губернатором та же история. Потом они говорили, что речь шла о мэре Иркутска, а не о губернаторе, - вспоминает Наталья Храмова. 

Но поговорить по-мужски с мужем Натальи интернет-обидчики не захотели, всячески увиливая от встречи. 

- Когда мой муж предложил встретиться и все обсудить, в ответ услышали: «Да легко!». Однако встреча так и не состоялась. Словом, это была грязная история, все лето мы жили в нервном напряжении. Но, несмотря на долги, не могли уйти и бросить детей и довели все занятия до конца, - подытоживает Наталья. 

Несмотря на то, что все родители оплатили за обучение своих детей по 30 000 рублей, обещанных комфортных условий размещения ребят, питания, подвоза  организовано не было. 180 воспитанников школы кино в этом плане были предоставлены самим себе. 

Почему неплохой суммы в 5 млн 400 тыс. рублей не хватило на оплату труда педагогов и создание нормальных условий для проживания деток – вопрос риторический. Но факт остается фактом, родители, помимо оплаты обучения, платили за питание и размещение своих чад, скидывая на карту «организаторам» еще по 5-10 тысяч. 

- Кроме нашей зарплаты, они не заплатили и за аренду инструментов, которые мы потом не могли забрать с разных ДК. Студии звукозаписи тоже задолжали. По Иркутской области они много кому должны. В том числе турбазе в Байкальске, на которой размещались часть детей. 

Пострадавшие обратились в прокуратуру. Но из-за того, что учредители кинокомпании находятся в другом регионе, возникли трудности. 

- Прокуратура нам сказала, для того, чтобы было разбирательство по данному делу, мы должны ездить в Улан-Удэ. Но все живем и работаем в Иркутске, и они это прекрасно понимали. Цыренов мне так и сказал: «Я давно все это уже прошел. И знаю, что все равно вы ничего не добьетесь». Видимо, по такой схеме они работали не впервые, - говорит Наталья Храмова. 

Четкая схема

Как оказалось, схему с набором детей или взрослых в актерскую школу Цыренов и Бурлов проводили не единожды. Нам рассказали, по крайней мере, о пяти таких эпизодах. Киношкола для будущих актеров организовывалась при подготовке фильмов: «Зачетная весна», двух серий «Байкальских каникул», фильма «По совести», а также третьей части «Байкальских каникул», которая так и осталась недоснятой. 

Обычно набиралось 160-180-человек на курсы киношколы. Каждый «курсант» оплачивал около 30 тыс. рублей. Если попробовать подсчитать, в общей сложности по всем пяти проектам было собрано более 25 млн рублей. 

Согласно такой схеме, уже из тех, кто выучился, выбирают, кто сможет играть роль главную, кто второстепенную или эпизодическую. В условиях катастрофической нехватки господдержки и финансирования такая схема вполне себе имеет право на существование. Да и снять хороший фильм на такие средства вполне возможно, никого не оставив в обиде. Если только деньги уходят действительно по назначению, а не в карман кому-то. 

Но когда работаешь с такими людьми, как господин Бурлов и Цыренов, то тут работа выстраивается совершенно по-особенному. 

Так, из Иркутска к нам в редакцию приехали кинодеятели со своей историей обмана. И снова все, как под копирку. Людей нанимают, обещая много чего, а потом уезжают, так и не заплатив за проделанную работу. Даже если речь идет о тех ключевых профессионалах, чьими руками, по сути, и создан фильм. 

«Гастролеры»

- Компания «Азия Филмс» приехала в Иркутск и наняла весь штат здесь. Я даже и не думал о том, что меня «кинут». Потому что нельзя снять кино без режиссера и оператора,  - разводит руками режиссер-постановщик фильма «По совести» Евгений Сергеев.   

От улан-удэнской компании была предоставлена разве что хлопушка. И девушка, которая с ней умела обращаться. Все остальное, включая работу над фильмом, выбор декораций, кастинг актеров и прочее, взял на себя Евгений Сергеев. В результате получился неплохой фильм, за работу над которым режиссеру по сей день не выплатили гонорар – 150 тыс. рублей. Зарплату оператору тоже оплатили лишь частично. А о том, как проходили съемки, иркутский режиссер вспоминает с содроганием. 

- Например, нам были нужны актеры эпизодических ролей, человек шесть. Я спрашиваю у Цыренова, сколько будете платить. Потом нахожу этих людей, снимаю. Но им ничего не платят. А так как это актеры из моего театра, а также из содружественных нам театров, я вынужден был заплатить им свои деньги. Вы такое когда-нибудь видели? – возмущается Евгений. – То есть режиссер-постановщик работает в проекте, не получая зарплату, а для того, чтобы спасти свое честное имя, еще и должен выплачивать зарплату другим людям из своего кармана! 

Позже Евгений Сергеев был шокирован еще больше, когда прочитал в одной из газет, что, оказывается, режиссер-постановщик фильма вовсе не он, а Артем Бурлов. 

- Я написал опровержение в редакцию газеты, скинул документы, подтверждающие, что режиссер – я. Газета сделала опровержение, но редактор газеты мне позвонил и сказал, что такие данные ему предоставил сам Бурлов, - недоумевает Евгений. 

Не только деньги, но и заслуженную именную награду режиссеру также не удосужились передать: «Кинофестиваль был в Анапе. Там дают красивую бронзовую доску, где написано про победу в номинации, что «режиссер Евгений Сергеев». И мне никакого звонка, как будто меня и рядом не стояло. Почему бы не привезти и не сказать «Вот, денег нет, но это твоя награда, ты ее заслужил!». Это сейчас не тщеславие во мне говорит, а понятие о какой-то человеческой порядочности. 

Евгений Сергеев, как и многие другие иркутяне, считает, что запятнал себя таким сотрудничеством.

- У них эффект «гастролеров». А мы то тут живем. Мы узнаваемые люди. Я считаю, что мы запятнались этим проектом. Сейчас нужно идти дальше, снимать кино. А в Иркутске о нас уже говорят: «Это вот они с теми бурятами работали». И даже если теперь из Бурятии приедут хорошие, порядочные люди, боюсь, что им уже не поверят, - считает режиссер. 

Педагог, режиссер, преподаватель актерского мастерства Ольга Эристави ждет выплаты за свой труд сразу по нескольким кинопроектам. Она сотрудничала с Цыреновым по фильмам «Байкальские каникулы-2», сериалу «Зачетная весна», затем работала над продолжением  второго сезона «Зачетной весны» (который так и не вышел в свет) а также над кинофильмом «По совести». В общей сложности Ольге Эристави задолжали порядка 700 тыс. рублей. Удивительно, но знаменитый педагог снова и снова помогала кинематографистам из Бурятии, каждый раз веря в слова: «Вот после этого проекта мы вам обязательно все выплатим». По словам Ольги Александровны, во всех вышеперечисленных проектах была одна и та же схема «выкачивания» средств: киношкола, сбор средств, а потом невыплата по обязательствам. 

- Детей не кормили, не обеспечивали жильем, педагогам не платили. Хотя все умеют умножать 30 тыс. на 180 (столько человек как минимум брали в каждом из проектов в киношколы). Но предполагалось ведь, что на эти деньги будут оплачивать работу сценаристов, педагогов, режиссеров, специалистов по звуку, свету. Но в итоге родители очень удивлялись, когда узнавали о том, что недоплатили там и тут, - сетует Ольга Эристави. 

Более того, сейчас речь идет о третьем сезоне фильма «Байкальские каникулы». И в данном случае деньги с  родителей собраны, а съемки вообще не завершены. Родители опасаются, что их «кинули» даже без шанса на участие в фильме их детей. 

- Мы уже заплатили за обучение. Нам обещали, что съемки будут  прошлым летом. Но они, едва начавшись, закончились. У нас был скандал с Цыреновым, который мне постоянно грубит. Теперь уже и не ждем никаких съемок, в группе тишина. Я хочу, хотя бы сходить в нашу школу и предупредить, чтобы больше их не пускали туда, - говорит иркутянка Анжела Верхотурова. 

Угрозы и бахвальство

Но вернемся в родную Бурятию. Здесь у него произошли конфликты с режиссерами Баиром Уладаевым и Баиром Цыреновым. Оба принципиально вышли из Союза, возглавляемого Бурловом. 

Баир Уладаев уверен, что такой человек не может возглавлять Союз кинематографистов. Ведь он позорит репутацию и имидж всей республики:  «Кинематограф – это не только развлечение, но и лицо нашего народа, важное направление культуры, воспитания молодежи. И, конечно, председатель должен относиться ко всем кинематографистам одинаково, а не только переживать за свое детище. Вообще в целом о нем уже наслышаны многие. Вместо созидания он полностью разрушает наш кинематограф изнутри. Сейчас на его фоне возникают вопросы в Москве, Иркутске, после которых мне становится стыдно. Меня спрашивают: «У вас что, нет в Бурятии нормальных, адекватных людей, чтобы стать председателем вашего союза?».

О том, что у Артема брат  связан с криминалом  в Бурятии, знают многие. В первую очередь, потому, что он и сам всячески дает понять, что с ним лучше не связываться. В речи Артема Бурлова то и дела проскальзывают многозначительные фразы, напоминающие угрозы. 

- Когда мы находились в здании УФАС, Бурлов позволил себе грубо разговаривать с нашим девушкой-юристом и бросать угрожающие фразы типа: «По вечерам аккуратней ходите». Неадекватно вел себя он на самих слушаниях. Хотя жалоба Бурлова была отклонена, так как он не смог доказать, что субсидия была предоставлена нашей кинокомпании незаконно, - говорит Баир Уладаев. 

По словам знакомых Артема Бурлова, складывается впечатление, что этот человек словно застрял в «девяностых». Он по-прежнему живет по понятиям того времени, любит припугивать и приезжать на встречи с «блатными». 

Каким образом сегодня такой человек оказался у руля одного из самых важных направлений культуры Бурятии и почему ему слишком многое сходит с рук? Похоже, это открытые вопросы. 

Сейчас общественность республики готовит коллективное обращение председателю Союза кинематографистов России Никите Михалкову с просьбой исключить Бурлова из членов Союза. Свои подписи под обращением поставят не только все вышеперечисленные герои, но и многие другие уважаемые люди. 

Ольга Лазарева,  «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.