Экзамен для учителя

О национальной системе квалификаций работников образовательных организаций
A- A+
Оценка профессиональной квалификации является важной составляющей системы управления профессиональной деятельностью и в целом системы управления в стране. Создание национальной системы классификаций в России обусловлено объективной необходимостью, а именно конъюнктурой рынка труда, серьезным качественным разрывом между спросом и предложением рабочей силы. Поэтому необходим конструктивный диалог между образованием и сферой труда, а также принятие совместных системных решений.

Непрерывный рост

Чтобы наладить этот диалог,   принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», в 2018 году внесены изменения в Трудовой и Налоговый кодексы, а также в Закон об образовании. Создана инфраструктура независимой оценки квалификаций, в которую входят   Национальный совет при президенте по профессиональным квалификациям, Национальное агентство развития квалификаций, Советы по профессиональным квалификациям, Центры оценки квалификаций. Решением Национального совета 25 сентября 2019 года создан Совет по профессиональным квалификациям в сфере образования.

Независимая оценка квалификаций в сфере образования (далее – НОК) - это процедура установления и (или) подтверждения соответствия квалификации соискателя - работника сферы образования - положениям профессионального стандарта с целью повышения конкурентоспособности на рынке труда и создания условий для участия работников в непрерывном образовании. НОК проводится Центром оценки квалификации по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя.

Согласно национальном проекту «Образование» и государственной программе «Развитие образования», к 2024 году должна быть создана сеть таких центров во всех субъектах России и не менее 10% педагогических работников должны пройти независимую оценку квалификации.

В рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего», национального проекта «Образование» к 2024 году в каждом регионе страны будут созданы центры независимой оценки квалификации педагогов, где можно будет оценить свои компетенции и получить сформированную индивидуальную образовательную траекторию непрерывного повышения квалификации.

Первый этап

В настоящее время в Республике Бурятия прорабатывается механизм создания системы независимой оценки квалификаций педагогических работников. В качестве подготовки к организации системы независимой оценки  в регионе реализуется проект по мониторингу профессиональных компетенций и эффективности деятельности руководителей общеобразовательных организаций.

В апреле-августе текущего года реализован первый этап проекта - анализ информационных карт руководителей, включающих количественные показатели, характеризующие деятельность руководителя ОО (образовательной организации), в его основу приняты показатели, используемые Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) при оценке механизмов управления качеством образования в регионах. Второй этап мониторинга реализован 17 сентября, он включал тестирование и решение кейсов по вопросам управленческих компетенций руководителей.

Кроме того, в период 30 сентября этого года проведена апробация модели оценки компетенций работников образовательных организаций, разработанной Рособрнадзором. Она проходила в форме тестирования  для оценки предметных и методических компетенций учителей начальных классов и оценки управленческих компетенций руководителей школ.

Ключевое звено

Каковы же преимущества прохождения независимой оценки квалификаций? Ее прохождение  является инструментом профессионального и карьерного роста педагогических работников. По результатам сдачи квалификационного экзамена специалист получит свидетельство о профессиональной квалификации и будет внесен в профессиональный Федеральный реестр. Свидетельство о независимой оценке квалификаций станет конкурентным преимуществом в профессиональной деятельности, при отборе претендентов по программе «Земский учитель», а также при формировании кадрового резерва на руководящие должности и отборе экспертов для реализации образовательных проектов. А самое важное - независимая оценка квалификации поможет специалисту в выявлении профессиональных дефицитов, подготовке к аттестации и реализации индивидуальных траекторий профессионального и личностного развития, что так актуально для «учителя будущего».

В технологической цепи обучения и подготовки профессионалов для всех отраслей экономики  именно школа является ключевым звеном, поскольку на этапе получения образования должна помочь выявить способности и таланты будущего профессионала через систему предпрофильной, профильной профессиональной подготовки. Тем самым позволив выпускнику к окончанию школы определиться с выбором дальнейшего образования и будущей профессии.

Помочь решить эту задачу должен «учитель будущего», сам при этом участвуя в процессе непрерывного повышения своего профессионального мастерства. В этой связи  очевидна необходимость организации системы оценки профессиональной квалификации и непрерывного профессионального обучения педагогических работников, введения новых профессиональных стандартов и правил  с учетом появления новых технологий, глобальных трансформаций в экономике и обществе.

С.Н. Атанов, начальник НМО ГБУ «РЦОИ и ОКО».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.