Бурятия вошла в эпидемию

Число зарегистрированных в республике больных коронавирусом растет с каждым днем  
A- A+
На прошлой неделе в связи с коронавирусной инфекцией жизнь жителей Бурятии кардинально изменилась. Население надело маски, многие предприятия закрыли, а число госпитализированных в Республиканскую клиническую инфекционную больницу близится к сотне. Как сообщили в Министерстве здравоохранения Бурятии, по состоянию на начало недели в Бурятии под медицинским наблюдением находилось 893 человека.

По состоянию на 31 марта в Республике Бурятия зарегистрировано 19 лабораторно подтвержденных случаев заражения COVID-2019, еще шесть – под подозрением. 

В республике первыми зарегистрированными больными коронавирусной инфекцией   стали бизнесмены Вадим и Раиса Бредний.  В марте за границу они не выезжали, и инфекция попала к нам из столицы - они заболели после того, как в середине месяца вернулись из Москвы.  Позже инфекция передалась близкому окружению, анализы других контактных лиц пока имеют отрицательный результат.  Добавим, что эпидемиологам удалось более-менее точно установить круг контактных и изолировать их в инфекционную больницу, а также отправить всех подозрительных на COVID-19 домой под 14-дневное наблюдение. Однако новые случаи проникновения инфекции в Бурятию были неизбежны  и очень скоро стали проявляться. Ученые полагают, что необходимо принятие более жестких карантинных мер, чем те, что уже существуют.

Недавно директор Иркутского научно-исследовательского противочумного института профессор Сергей Балахонов заявил, что наш регион спасут лишь жесточайшие противоэпидемические мероприятия.

- Это локализация первичного очага, предотвращение  выноса инфекции, карантин и охрана границ, - заявил ученый. -  Только в этом случае мы можем остановить быстрое распространение  COVID-19. Именно поэтому стратегия полного блокирования китайских городов показала свою эффективность. Других вариантов просто нет.

По словам ученых, COVID-19 превратился в огромную проблему из-за свойства проходить незаметным через все системы контроля. Причем, по новым данным, треть людей, у которых позже был обнаружен вирус в крови, не имея абсолютно никаких симптомов заболевания, неплохо передавали его другим.  Тяжелые же формы  наблюдались у пожилых и ослабленных сопутствующими заболеваниями людей (диабет, астма и др.). Парадоксально, но  угрозу обществу коронавирус представляет из-за низкой смертности (около 3%). Ведь его ближайший «родственник» коронавирус MERS в 2015 году убивал каждого второго заболевшего, что быстро остановило инфекцию. Просто тот вирус был настолько смертелен, что уничтожал носителя еще до того, как последний успевал передать его другому. Коронавирус же COVID-19  действует мягче, но масштабнее.

Проверять всех подряд

Именно поэтому до недавнего времени все предпринимаемые меры российских властей выглядели половинчатыми. Например, выяснилось, что приграничные  барьеры проницаемы: многие переносчики благополучно прошли температурный контроль в аэропортах, и их обнаружили лишь спустя время по тестированию. Тем более  что массовости тестирования нет нигде. Например, за февраль и до середины марта 2020 года, по данным Управления Роспотребнадзора по Бурятии, в республике   проверено всего лишь 900 человек из почти одного миллиона жителей региона. Проверялись в основном  лица, прибывшие из-за рубежа.

- Мы работаем в рамках утвержденных протоколов, человек не может взять и провериться на коронавирус, тестированию подлежат контактные лица и прибывшие из-за неблагополучных стран, - сообщила на прошлой неделе пресс-секретарь Управления  Роспотребнадзора Анастасия Ковалева. 

Причем те же массово покидающие Москву (где в марте уже образовался самостоятельный очаг COVID-19) наши студенты почти не обследовались. Ведь чем больше тестов, тем складывается более объективная картина. И, поскольку массового охвата нет, ясной картины происходящего нет ни у кого. Как говорят медики, нет абсолютно здоровых людей, есть недообследованные. Но для этого только для Бурятии необходимы десятки, если не сотни тысяч тест-систем, которые еще нужно изготовить.

На прошлой неделе в Бурятии активно работали только аптеки, АЗС и магазины. Причем,  несмотря на указание Минпромторга РФ увеличить в супермаркетах число работающих касс, в торговых заведениях Улан-Удэ по-прежнему наблюдались столпотворения и не соблюдалась безопасная дистанция. Добавим, в соседней Чите супермаркеты еще три недели назад обязали обеспечить постоянную работу 100%  касс. Кстати, Минздрав Забкрая первым из субъектов РФ перешел на жесткие меры раннего реагирования. После того  как в конце января там обнаружили  больного COVID-9 китайца и не допустили распространения инфекции. 

В Бурятии картина иная, но при этом некоторые действия при изоляции горожане называют избыточными. Например, непонятно, зачем в Улан-Удэ закрыли все парки? Ведь на больших и открытых пространствах и вообще на свежем воздухе инфекция может передаваться только при очень близком контакте. При  этом у горожан исчезает альтернатива сидению в квартирах. Точные сроки никто не сообщает, федеральные власти установили блокировку до 6 апреля, однако, похоже, нас ждут серьезные ограничения по передвижению и контактам в апреле.

Маски-шоу

Также гражданам придется научиться шить защитные маски своими руками, которые им понадобятся во время вылазок в магазины. Хотя швейные предприятия Бурятии и наладили выпуск нескольких сотен многоразовых хлопчатобумажных масок в сутки, но их явно не хватит. А медицинские маски исчезли в улан-удэнских аптеках уже давно - по причине скупки их спекулянтами. Новые партии по безоблачным ценам аптеки заказывать не спешат.

- Когда эти мародеры скупили все медицинские маски у заводов-изготовителей, то нам нет больше смысла закупать у них по 8 рублей за штуку, которую ранее закупали по 50 копеек,  - сообщил владелец городской аптеки. - И, чтобы не подвергаться многочисленным проверкам и штрафам, мы их перестали заказывать. Теперь в Улан-Удэ обычные медицинские маски продаются по 40 рублей за штуку, и возникает ощущение, что людей просто элементарно грабят во время эпидемии.

Как отметил представитель аптечного бизнеса, проблему спекуляций можно было решить одним росчерком пера - включить медицинские маски в перечень жизненно необходимых лекарств (ЖНВЛП). И тогда государство установит жесткий контроль за ценой. Но этого правительство РФ до сих пор не сделало. По словам эксперта, в Бурятии необходимо иметь на складах 10 млн медицинских масок, чтобы существенно повлиять на распространение инфекции. Но такого количества нет и не скоро еще будет. Как сообщили «Номер один» врачи-эпидемиологи, «в маске человек, даже находясь в зоне вирусологического поражения, может не получить инфицирующую дозу, которая приведет к заболеванию».

Тем временем правительство РБ снова увеличило объем противоэпидемических мер, например, закрыт зал ожидания улан-удэнского аэропорта. Кроме силовых органов, практически все органы власти «отдыхают» по Указу российского президента до 6 апреля. Религиозным организациям рекомендовано ограничить число посещений верующими храмов и снизить контакты. Выдача рецептов хроническим больным увеличена на шесть месяцев  без визита в поликлинику. А Министерству социальной защиты поручено подготовить социальные пакеты для инвалидов и одиноких пожилых граждан, которые в случае начала эпидемии могут оказаться беззащитными перед коронавирусом. Налаживается система доставки продуктов для одиноких пенсионеров и инвалидов.

Власти надеются, что нынешняя полуторанедельная блокировка сократит число новых заражений. Дальше будет видно. Хотя уже сегодня понятно, нас ждет усиление противоэпидемических мер вплоть до лета, когда традиционно все ранее циркулировавшие вирусные инфекции слабели и исчезали. Надо только подождать, к этому времени могут появиться и эффективные лекарства, а позже и вакцина от COVID-19.

К слову, во вторник Бурятия уже вышла на шестое место в России по числу заболевших коронавирусом. В соседних регионах обстановка пока более спокойная. 

Дмитрий Родионов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.