Светские аспекты «скотского» скандала

Наука и церковь спорят об аборигенной породе коров, заставляя вспоминать Конституцию
A- A+
Глава Буддийской традиционной сангхи России  Дамба Аюшеев присвоил  идею восстановления генофонда аборигенного бурятского крупного рогатого скота (АБКРС), 70 млн бюджетных рублей, выделенных на эти цели, и все поголовье - 388 голов этой породы скота, что удалось собрать бурятским ученым. Такие претензии к Пандито Хамбо ламе предъявила группа ученых и специалистов,  желающих восстановить генофонд АБКРС и создать на его основе самостоятельную мясную породу скота. Суть претензий изложил на своей странице в Facebook известный бурятский ученый, старший научный сотрудник института общей генетики им. Н.И. Вавилова Российской академии наук Булат Лхасаранов.

Дошли до Трутнева

Из его публикации следует, что ученые с «большим трудом убедили в необходимости финансирования проекта» руководство Бурятии, при этом   были и противники данной идеи. После ее изложили полпреду президента РФ в ДФО Юрию Трутневу. Причем  в необходимости выделения денег на восстановление бурятских коров его убедил Хамбо лама Дамба Аюшеев. В итоге в прошлом году правительство Бурятии перечислило 70 млн  рублей Буддийской традиционной сангхе РФ.

По словам ученого, так было сделано потому, что инициаторы проекта не хотели иметь партнерских отношений с Бурятской государственной сельхозакадемией, или БурНИИСХ, имея негативный опыт в этом плане. Зато Дамба Аюшеев поддерживал начинание.

«В чужой монастырь…»

«Мне стоило больших усилий убедить правительство и главу Бурятии, что это архиважное дело надо доверить надежному человеку - Хамбо ламе Дамбе Аюшееву. Искренне думал, что он порядочный, совестливый, честный человек, а оказалось, что совсем не так. К большому своему сожалению, я жестоко ошибся», - пишет кандидат биологических наук.

Научные сотрудники не стали бы возражать и против нынешней ситуации, «если бы твердо знали, что у Хамбо ламы есть специальные знания по генетике, селекции, биологии, зоотехнии, экологии, экономике для работы с редчайшими, исчезающими видами, породами животных. Но то, что он входит  как «в чужой монастырь со своим уставом»  в проект восстановления АБКРС, полностью погубит с трудом начатое дело на корню  безвозвратно». 

На предложение работать совместно глава Буддийской традиционной сангхи России наотрез отказался и уже начал распоряжаться скотом по своему усмотрению, констатируют авторы письма.

Мечты о генофонде

Эмоциональные обвинения Хамбо ламы в «непорядочности», «присвоении» и прочих грехах  оставим   на совести авторов письма. Посмотрим на факты.

Как сообщал «Номер один» в марте нынешнего года, в Бурятии объявили о начале работ по созданию генофондного хозяйства аборигенного бурятского скота.

«Перед нами стоит задача совместно с Булатом Лхасарановым провести работу по созданию условий для увеличения поголовья аборигенного бурятского скота в регионе. Мы будем закреплять быков-производителей по фермерским хозяйствам. Такая работа уже началась в Кяхтинском, Мухоршибирском, Джидинском, Еравнинском районах», - рассказывал руководитель госплемслужбы Баяр Минжуров.

Перед наукой стоит задача - восстановить генофонд аборигенного бурятского скота и на этой основе создать новую отечественную  мясную породу скота.

«Ценность аборигенной заключается в генофонде. Этот скот «учился» жить в суровых условиях Сибири на протяжении многих тысячелетий. Эта особенность стойко передается из поколения в поколение. Наша задача сегодня  - продолжить работу с АБКРС. Мы должны довести поголовье до 1000 голов коров», - отметил Булат Лхасаранов.

Благими намерениями

Замечательный план.  Правда, этот проект и ранее сопровождался серией скандалов, связанных с его финансированием. В частности, с тратой бюджетных денег на закуп аборигенного скота в Монголии.

В феврале 2019 года советник главы Бурятии Алдар Бадмаев на своей странице в фейсбуке рассказывал о встрече Алексея Цыденова с ученым Булатом Лхасарановым, зампредом правительства Даба-Жалсаном Чириповым, руководством управления ветеринарии, Росприроднадзора, учеными БГСХА. «Обсуждался вопрос возрождения бурятской аборигенной коровы  и как первый шаг - закупка 100 голов в Монголии, где она сохранилась в местах компактного проживания бурят», - писал Алдар Бадмаев.

И далее: «Принято решение снарядить экспедицию в Монголию, в районы, где   найдены экземпляры бурятской породы, и закупить там 100 голов  для последующей переправки их в Бурятию».  Как отмечал советник, затем стадо будет передано БТСР. И далее Хамбо лама, по примеру распространения бурятских овец породы буубэй, так же начнет распространять и коров.

По словам чиновника, высокие затраты в размере 70 млн рублей связаны с «колоссальной работой по поиску коров, проведению тщательных анализов на предмет их соответствия по генетике, выдержке на карантине в Монголии и Бурятии, транспортными расходами и т. д.».

Запомним. Договоренность об участии в проекте сангхи, которая бы повторила опыт социальных отар, о сумме финансирования   достигнута еще полтора года назад.

Зачем огород городить?

Вместе с тем уже тогда проект вызвал вопросы. «Все это в недавней истории Бурятии уже было: и экспедиции в Монголию по поиску аборигенных коров, и завоз их в Бурятию», - писал «Номер один». Более того, позже следовали рапорты о том, что эта порода успешно приживается и размножается в республике.

Так, в 2015 году СМИ сообщили, что после экспедиции в Монголию на территорию республики завезено 97 коров этой породы. Сам Булат Лхасаранов   очень благодарил на тот момент главу Тункинского района Андрея Самаринова,   выделившего личные средства на перевозку коров из Монголии.

После этого в СМИ неоднократно сообщалось о том, что бурятская корова успешно приживается в республике. Вот и получается, что аборигенная корова уже как минимум пять лет разводится в Бурятии. «Почему же тогда головы, необходимые для сангхи, нельзя купить   у фермеров Бурятии, затратив  на порядок меньше средств и времени?»  - задавала вопрос наша газета.

Так и сделали. Сам Хамбо лама информирует через свой фейсбук  о том, что фермер Виталий Самбуев из Большого Луга Кяхтинского района передает восьми районам Бурятии 344 коровы и быка бурятской породы. Точнее, продает. Сумма контракта называется – 8 млн рублей. А пресс-служба Буддийской традиционной сангхи объявляет о начале нового проекта - «Социальное стадо» - на своей странице в инстаграме.

«Социальное» так социальное. Однако, как утверждает Булат Лхасаранов, по сути, вся работа ученых по ДНК-анализам и селекции пущена насмарку. «Генотип каждой коровы на сегодня исследован, их нельзя смешивать «механически», - отмечает он. Иными словами, по оценке ученого, социальный проект выступает могильщиком проекта научного,.

Вот тут и возникают вопросы. Главный из них – почему на проект запрашивалось 70 млн  рублей (были ли бизнес-план и смета) и куда теперь   направят оставшиеся 62 млн?

Богу - богово…

Еще в феврале прошлого года комитетом по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку Народного Хурала Бурятии подвергалось резкой критике выделение денег сангхе на племенную работу.

«Для гибридизации не надо везти из Монголии 100 голов, достаточно нескольких быков-производителей или искусственного осеменения. К тому же не нравится политическая подоплека. А именно то, что идет сращивание функций государства и церкви», - подчеркнул тогда депутат, кандидат экономических наук Галсан Дареев.

Все так. Правда, не «сращивание», а смешение этих функций.  По факту получается, что племенное стадо создано. Важнее становится будничная работа по выведению новой породы. Но возможна ли она, если племенной скот раздается вовсе не по племенным фермам? Скорей всего, нет. Начнется случайное скрещивание.

Выходит, за 70 млн вполне себе бюджетных рублей Буддийская традиционная сангха будет выступать благодетелем фермеров, пострадавших от пандемии. Сельчанам невдомек, что эти коровы, по сути, государственные. А глава буддистов по заведенной им привычке будет поругивать власти за невнимание к нуждам простого народа. Лучшие российские «мордоделы» гениальнее пиара не придумают.

Причем светские власти (с подачи ученых) сами организовали эту суматоху, забыв о том, что даже в проекте «поправленной» Конституции церковь у нас  все-таки  пока отделена от государства. Богу – богово, а кесарю… А кесарям в нашем случае надо  все-таки  самим заниматься КРС.

Вот и вся история, которая, судя по всему, быстро не завершится. Нужно выяснить судьбу оставшихся 62 млн рублей и ответить на загадку – можно ли отнести все выделенные деньги к целевому расходованию бюджетных средств?

P.S. Видимо, не выдержав остроты дискуссий, высказался   наконец  по теме в интернете и Хамбо лама. Он изложил историю закупа первой партии АБКРС через Тунку. И добавил, что фермеру Самбуеву, разводящему этот скот, накладно и крайне тяжело сейчас без помощи. «Потому мы выкупили их и раздали по районам, чтобы количество коров со временем стало гораздо больше одной тысячи голов. Тогда   получим чистокровных бурятских коров, приспособленных жить везде. Думаю, каждый район будет создавать свою породу коров, как возрождали свои дацаны».

Короче говоря, никакой централизованной племенной работы Дамба Аюшеев не подразумевает. Каждый район будет создавать нечто свое. Это ж сколько пород у нас будет? Ответ прост – ни одной. Монгольский скот будет мирно пастись рядом с местным, скрещиваясь не по науке, а по любви. Правы ученые: нет у Хамбо ламы   специальных знаний. Зато есть бюджетные деньги, которыми теперь распоряжается он. По своему усмотрению…

Артем Самсонов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.