«Коронавирусный» бюджет: помощь сверху

Хурал обсудил, как пандемия повлияла на доходы и расходы республики
A- A+
С одной стороны, Бурятия теряет миллиарды из-за резкого снижения налоговых поступлений. С другой - поступления из федерального бюджета значительно выросли. Какие новые расходы понесет республика в новых условиях, а какие статьи будут безжалостно зарезаны – об этом говорили на недавнем заседании бюджетного комитета Народного Хурала.

Первый год «Стратегии»

На состоявшемся недавно заседании бюджетного комитета республиканского парламента обсудили  в числе прочего  финансовые итоги 2019 года и перспективы года 2020-го. В частности, зампред правительства Бурятии по экономике Алексей Мишенин рассказал депутатам об итогах первого года реализации «Стратегии 2035». По его словам, за этот год произошли значительные изменения,   повлиявшие на развитие республики.

- Определены национальные цели и стратегические задачи до 2024 года. Началась реализация национальных проектов. Республика вошла в состав Дальневосточного федерального округа, что дало нам дополнительные инструменты и возможность использовать меры поддержки и преференции,   действовавшие до настоящего времени на Дальнем Востоке, - перечислял зампред.

Объем федерального финансирования вырос в 2,9 раза по сравнению с 2018 годом и составил 17,2 млрд рублей. В том числе на реализацию 11 национальных проектов республика получила 9,7 млрд рублей. Подписано 50 соглашений по реализации региональных проектов. По поручению председателя правительства России  республика получила 2,3 млрд рублей на строительство детских садов. Дальневосточная президентская субсидия за прошлый год: мы реализовали 79 мероприятий на общую сумму 3,6 млрд рублей.

Валовый региональный продукт вырос до 239 млрд рублей. В экономику Бурятии вложено 70 млрд рублей инвестиций, что на 40% больше 2018 года. Рост поступлений   отмечен почти по всем налогам. Однако  на благосостоянии населения это почему-то не отразилось.

- Несмотря на то, что нам удалось достичь этих показателей, все же за 2019 год отмечается падение благосостояния граждан. Сократились реальные денежные доходы населения - 99,2% к 2018 году. С ростом прожиточного минимума на 10% увеличилось количество людей, живущих за чертой бедности, на 9300 человек. Не удалось достичь запланированного уровня продолжительности жизни. По предварительным данным Росстата, ее уровень сохранился на уровне 2018 года и составил 70,8 года, - докладывал Алексей Мишенин.

Что касается социальной сферы, здесь тоже, на первый взгляд, все хорошо. За счет денег, поступающих по национальным проектам президента, и дальневосточных субсидий  построено и отремонтировано свыше 120 объектов – детсады, школы, спортзалы. Создано 1816 новых мест в школах и 3010 мест в детских садах.

- Но проблема очередей в детские сады остается. Сохраняется актуальность переполненности классов. Поэтому на ближайшие два года в планах построить еще 11 садов и 6 школ, - говорил Алексей Мишенин.

По итогам 2019 года оценка реализации плана дается по 251 индикатору, в том числе по семи основным. Не выполнено из них 28 индикаторов. Таким образом, степень выполнения составила 89%. Много это или мало, зампред не пояснил.

А как же выводы?

У депутатов, конечно, возник ряд вопросов. Например, Валерий Цыремпилов поинтересовался предыдущими стратегиями и планами развития, в том числе отраслевыми, многие из которых истекли еще в 2018 году. Однако отчетов по ним Хуралу не представили до сих пор.

- Мы эти программы принимаем, а никто итоги не подводит  и выводы не делает. Никто цифры не говорит. Какая-то отдача должна быть: показатели, что сделано, - говорил, в частности, депутат Валерий Цыремпилов.

Алексей Мишенин в ответ смог лишь пообещать, что отчеты будут представлены.

Также народные избранники сослались на отчет Счетной палаты по освоению бюджетных денег за прошлый год.

- Неэффективное использование средств - 60 млн, выявлено 1053 нарушения законодательства о бюджетной сфере на общую сумму 1 млрд 117 млн рублей. Это все за 2019 год. Понятно, что возбуждены административные дела, уголовные. Отчет для чего нужен: чтобы мы понимали и принимали решения, - говорили народные избранники. - Мы понимаем, что люди будут наказаны, эффективность проверена. А что делать-то, какие решения, где план на 2020 год? С учетом того, что этот год будет кризисный. Ведь, судя по отчетам прошлого года, у нас большие проблемы с эффективностью.

- По эффективности  мы этот раздел добавим в отчет, я вас понял, - снова пообещал зампред.

Возникли вопросы и относительно ближайшего будущего Бурятии с учетом пандемии коронавируса и ее последствий для экономики и бюджета.

- Я думаю, что это сейчас найдет отражение в национальной программе с учетом пандемии. То есть как мы будем возвращаться на тот уровень занятости населения и доходов  и как будет возврат нарастающим итогом в 2021 году к тем показателям, которые изначально были заложены, - пояснил Алексей Мишенин.

Рухнувшая прибыль

По словам следующей выступающей, замминистра финансов Ларисы Самбаровой, в 2019 году бюджет   успешно исполнен за некоторыми исключениями.

Так, доходы бюджета прошлого года составили 71,4 млрд рублей. Собственные   налоговые и неналоговые   доходы составили 28,2 млрд рублей, что на 2,3% превысило первоначальный план. Безвозмездные поступления из федерального бюджета за прошлый год – 43,2 млрд рублей. Расходы же в итоге составили 71,7 млрд рублей, что несколько меньше планируемого уровня.

Снижение расходов связано в основном с переносом части затрат на текущий год и   экономией на торгах. К слову, по исполнению бюджета-2019 23 июня состоятся публичные слушания.

Что касается текущего года, то все уже не так радужно. До апреля ситуация была вполне себе приемлемая: большинство налоговых поступлений выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но с апреля ситуация изменилась.

- Начиная с апреля, наблюдается влияние кризисной ситуации, связанной с пандемией коронавируса. По состоянию на 1 июня мы имеем снижение налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета к аналогичному периоду уже 1 млрд 217 млн рублей. Снизились поступления по «упрощенке» на 53 млн рублей, налогу на имущество – на 17 млн рублей. По неналоговым доходам снижение составляет 72 млн рублей. Основное снижение у нас получилось по налогу на прибыль – 1,2 млрд, - описывала ситуацию Лариса Самбарова.

Надежда на Кремль

С другой стороны, Бурятия получит больше федеральных денег. Рост поступлений из вышестоящего бюджета составит 3,9 млрд рублей. Большая часть этих денег пойдет, во-первых, на борьбу с коронавирусом. Во-вторых – на выплаты семьям с детьми в рамках той поддержки, которую анонсировал сравнительно недавно Владимир Путин.

Также Кремль выделит Бурятии деньги на проект по переработке шерсти овец,  реализуемый Традиционной буддийской сангхой,   модернизацию детских школ искусств, вознаграждение за классное руководство,   создание комфортной городской среды.
Добавят бюджетных денег и сфере ЖКХ. В частности, в рамках проекта «Чистая вода» профинансируется устройство системы водоподготовки в селе Творогово Кабанского района.

- На капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований предполагается прибавить 12,8 млн рублей. Это  в Муйском районе на капитальный ремонт центральной котельной в Таксимо – 7,4 млн и в Северобайкальском районе в сумме 5,4 млн рублей – на капитальный ремонт крыши котельных в Верхней Заимке и Новом Уояне.

Минус школа

А вот образование ждет секвестр. Причем  довольно серьезный: речь идет о сотнях миллионов рублей.

- Уменьшение состоялось в связи с тем, что у нас было предусмотрено строительство школы в селе Курумкан – 431,6 млн рублей и в Клюевке – 171,8 млн. По объекту в Клюевке мы получаем федеральное финансирование, а по Курумкану, к сожалению, федеральное финансирование не подтвердилось. Поэтому   предлагаем эти расходы исключить, - продолжала Лариса Самбарова.

Впрочем, в измененном проекте бюджета     добавлены некоторые статьи. Так, увеличены расходы на охват детей дошкольными учреждениями, выделены деньги на доплаты учителям за классное руководство. Однако даже с учетом этих добавок по итогу отрасль недополучит сотни миллионов рублей.

К слову, две другие ключевые социальные сферы – здравоохранение и соцполитика – наоборот, прибавили в денежном весе. Об этом мы уже говорили: по здравоохранению рост финансирования составил   814 млн рублей - на «коронавирусные» выплаты медикам, создание дополнительных коечных мест в медучреждениях, покупку аппаратов ИВЛ и так далее. В части соцполитики рост финансирования составил 1,7 млрд рублей – большая часть из них пойдет на федеральные выплаты семьям с детьми.

Депутаты, в свою очередь, интересовались послаблениями федеральной властью касаемо выплат по госдолгу. И, как выяснилось, таким послабления есть.

- Послабления очень хорошие, - говорила Лариса Самбарова. - В этом году мы должны были вернуть бюджету в рамках реструктуризации бюджетных кредитов 100,5 млн рублей. Эти деньги в этом году не будем возвращать, они пролонгированы на следующие сроки. И   имеем право их направить на финансирование «коронавирусных» мероприятий.

Таким образом, бюджет Бурятии пока что держится за счет роста федеральных поступлений. Хотя миллиардные убытки по собственным доходам, в частности, рухнувшие поступления по налогу на прибыль, не могут не отразиться на экономике и социальной сфере республики. Тем не менее  сегодня о каких-то катастрофических явлениях говорить рано. Однако в долгосрочной перспективе нужно готовиться к затяжному кризису.

Станислав Сергеев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.