Процесс пошел

Работа по снижению загрязнения воздуха в Улан-Удэ усиливается
A- A+
В столице Бурятии продолжается работа по снижению объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. О том, как идет работа по решению проблемы с воздухом, наш очередной разговор с мэром города Игорем Шутенковым. 

- Игорь Юрьевич, какие есть новости по поводу состояния воздуха в нашем городе? 

- Сначала предоставлю свежие данные. Отчет Бурятского центра метеорологии за октябрь 2020 года: превышение концентрации бензапирена в пять раз - на точке наблюдения в Железнодорожном районе, в восемь раз – в Октябрьском. 

Второе: аналитический центр при правительстве России выпустил отчет «Экология и экономика: тенденция к декарбонизации», в котором содержится информация, что за первое полугодие этого года Улан-Удэ стал лидером по высокому уровню загрязнения (так называемый режим «черного неба») – 19 раз. Далее следуют Чита и Красноярк – восемь и семь случаев  соответственно. 

Все это оказывает пагубное влияние на здоровье горожан. Коллеги из Минздрава направили нам данные, согласно которым  показатель первичной заболеваемости болезнями органов дыхания по г. Улан-Удэ - 36272,2 на 100 тыс. населения, что выше среднереспубликанского значения на 21,6%. 

- Нормативная база? 

- Совместно с Минприроды работаем над законопроектом, ограничивающим  использование угля и дров для предпринимателей, у которых одновременно есть и техприсоединение к центральной тепловой сети, и автономная котельная. При этом  оставили право выбора за самим предпринимателем – он может использовать центральное тепло, может перейти на электроотопление, тепловые насосы, солнечные батареи. 

Считаем, что в сложившейся ситуации, когда под угрозой находятся сотни тысяч  горожан, каждый источник выбросов должен рассматриваться под микроскопом. Иначе  ситуацию не переломить. Кроме того, если не будет твердой подпорки в виде закона, развития сетей и альтернативных источников тепла   не произойдет. Это первый шаг в защиту интересов горожан в плане совершенствования нормативной базы. 

Если Народный Хурал одобрит этот законопроект, будет ликвидировано 200 источников выбросов из почти 60000. Вторая задача этого законопроекта – остановить разрастание количества автономных котельных. 

- Есть ли какая-то альтернатива?

- Есть идея, что нужно локализовать производство энергоэффективных материалов, то есть утеплителей и энергосберегающих обогревателей, кварцевых, инфракрасных. 

Подключились коллеги из Минэка, Минпрома, Мининвеста. С точки зрения поддержки малого и среднего бизнеса  проблем с этим нет – это направление производства включено в перечень приоритетных видов деятельности в Республике Бурятия. 

Утепление дома дает экономию топлива в некоторых случаях  почти в два раза. Но  ключевое значение имеет цена. Создание условий для производства в Бурятии позволит снизить затраты на производство, сделать энергоэффективные материалы и отопители доступнее. Даже месторождение чистого кварца у нас в Бурятии есть, так что кварцевые обогреватели производить можно без проблем. 

Невозможно обмануть физику – электроотопители потребляют примерно одинаковое количество энергии. Негласная формула энергетиков – 1 квт/час на 10 квадратных метров  площади. Но размер капитальных затрат на первичное оборудование   отличается, электрокотел и разводка по дому – от 70-80 тыс. рублей, кварцевые обогреватели на ту же площадь – от 30 тыс. рублей. 

Что касается утеплителей, то в дополнительном утеплении нуждается более 50% домов частного сектора. Утепление многоквартирных домов даст хороший эффект – от комфорта граждан до сокращения выбросов от ТЭЦ. Но для частного сектора это просто необходимо, сразу значительно уменьшится количество выбросов в атмосферу - от 10 до 50%. 

- А что с электричеством? 

- Совместно с «МСРК Сибири – Бурятэнерго» провели мониторинг состояния центров питания и электросетевого хозяйства. К сожалению, значительная часть энергетической инфраструктуры изношена и не выдержит одновременного повышения нагрузки, если горожане перейдут на электрообогрев. 

Есть и положительный результат – часть Железнодорожного района (Шишковка, Аршан, Верхняя Березовка) не нуждается в реконструкции центров питания. Сейчас энергетики проводят детализацию, где и какие сети надо отремонтировать. Мы, со своей стороны, уточняем  по району   количество домов и   источников выбросов, готовим работу с жителями. Совместно  силами it-специалистов синхронизируем карты – слои сетей, рельефа, строений. Это пригодится в последующем   для принятия решения о методе ухода от выбросов. Нужно понять, как будет работать механизм перехода на электроотопление. 

Если мы решим эту задачу, то избавимся от 5 000 источников из 60 000. 

- Что нового есть по бездымному углю? 

- С 21 по 25 октября в городе работали красноярские специалисты, которые обследовали пять котельных на предмет использования их для производства бездымного угля (полукокса) - Загорск, Аэропорт, Юго-Западная, Заречный и Спирзавод. По предварительному заключению  последние три могут быть реконструированы без особых проблем. На каждой котельной можно поставить линию по выпуску либо 30 тыс. тонн  бездымного топлива,  либо 60 тыс. тонн. 

В Красноярске идет работа по изучению угля с трех месторождений Бурятии. 24 октября туда направлены три партии угля с месторождений «Тугнуй», «Окино-Ключи», «Баин-Зурхе». Сейчас определяется, какой даст наилучший эффект при превращении его в бездымный уголь. 

По объемам производства говорить пока рано, ждем результатов технико-экономического обоснования. По источнику финансирования направили заявку в ВЭБ РФ – крупнейший институт развития в стране. 

- Когда стартует эксперимент с бездымным топливом? 

- С 1 декабря наши коллеги из Байкальского института природопользования  совместно с комитетом городского хозяйства и администрациями районов доставят участникам эксперимента партии бездымного топлива. Чувствуем, что абсолютно правильно сделали, когда подключили в работу науку. 

В ходе эксперимента на 14  модельных территориях в частном секторе (в самых крупных анклавах) жители будут топить печи бездымным топливом. Оценим эксплуатационные и бытовые моменты, замерим выбросы. Ключевой момент – безопасность. Надо проверить воздействие полукокса на колосники и кирпич. Конечно, у нас есть сертификат соответствия, данные производителя, но лучше все проверить на месте. Немаловажно, чтобы горожане сами увидели, «пощупали» бездымное топливо, оценили его положительные свойства. 

В этом году в Красноярске за сентябрь частные лица приобрели более 1 000 тонн полукокса, что называется, лед тронулся. 

- Опыт Улан-Батора изучили? 

- Внимательно изучили опыт всех городов, в том числе и Улан-Батора. Мэрия Улан-Батора предоставила нам все материалы, связанные с борьбой за чистый воздух. Там бездымный уголь другой, и он дал неоднозначный эффект. С одной стороны, добились резкого снижения концентрации взвешенных частиц в воздухе. Но, с другой стороны, выбросы опаснейшего бензапирена и оксида серы практически не уменьшились. Монголы используют не технологию полукоксования, которую предполагается использовать в г. Улан-Удэ и при которой из угля убираются вредные вещества, а другой метод. Насколько мне известно, в Монголии продолжают дорабатывать используемую технологию.

Валентин Соколов, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.