Топит не только летом

В Бурятии чиновники не справляются с зимними подтоплениями
A- A+
Как известно, наша республика вошла в многоводный период, сменивший длительный период засухи. Прошлым летом несколько районов Бурятии, а также Улан-Удэ попали под большую воду, из-за чего властям пришлось экстренно искать деньги на берегоукрепление и прочие защитные меры. Однако с наступлением зимы проблема не исчезла – даже сейчас жители республики жалуются на выходящие из-под контроля водоемы,  портящие их имущество.

Проснувшийся ручей

В минувшее воскресенье, 13 февраля, в микрорайоне Дивизионный по улице Каменной разлился ручей. Мало того, что он преградил проход и проезд к жилищам, так еще и затопил территорию двух жилых домов.

Конечно, местные неприятно удивились столь неожиданному природному явлению – зимнему потопу. Особенно на фоне сильных морозов, накрывших Бурятию.

Ручей, бьющий в горах, «проснулся» минувшим летом в связи с обильными осадками. Нынешней зимой он уже доставлял неприятности местным жителям – разливался несколько раз, затрудняя тем самым доступ к жилью.

И это далеко не единственный подобный случай. И, вероятно, не последний – ранее власти Улан-Удэ сообщали об угрозе подтопления в микрорайонах Верхняя Березовка, Забайкальский, Мостовой.

Позднее зажигание

Причем чиновники не всегда справляются с подобными инцидентами. Так, на прошлой неделе региональное отделение ОНФ сообщило о том, как решаются проблемы жителей села Толтой (Хурай Хобок) Тункинского района,  пострадавших от затопления в январе этого года.

История зимнего потопа стала известна благодаря социальным сетям, где пострадавшие  публиковали видео с места событий. Из-за выхода реки из русла к январю вода уже достигла порога нескольких домов, затопила гараж, постройки с живностью. Жители на видео в Интернете сообщили, что сигнализировали о беде неоднократно, ведь вода прибывает с неимоверной скоростью. Однако, по их словам, представители районной администрации реальных действий не предпринимали, а проблемы решались только силами сельского поселения.

Подключились представители ОНФ: запросили сведения от районной администрации, написали обращение в прокуратуру по поводу несвоевременных действий чиновников. «Фронтовики» полагали, что нужно было на более ранних этапах оказать необходимую помощь населению.

Однако власти приняли меры только после появления широкого общественного резонанса:  пропилено 3,1 километра водоотводных каналов, применена армейская спецтехника – полковая землеройная машина ПЗМ-2. Сейчас угроза подтопления жилых домов отсутствует, могут ездить все виды транспорта. Работы по обустройству и очистке отводных каналов продолжаются, проводится мониторинг обстановки.

Быть ли компенсациям?

Но на этом история не закончена. По закону пострадавшие граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу. Чтобы выплатить эти деньги, на месте должны поработать комиссии, которые обследовали бы территории и пострадавшее имущество жителей. Но, судя по реакции «фронтовиков», эта работа не проводится. А значит, компенсации жителям под угрозой. Кроме того, не видно и работы по недопущению таких подтоплений в будущем. 

«С наледями из-за рек бороться возможно расчисткой и спрямлением русла. Тут необходимы гидрогеологические исследования или, как вариант, поможет вскрытие скважины для понимания масштабов проблемы и недопущения ее повторения в последующие годы. Прокуратуру мы попросили провести всестороннюю проверку, в данном случае действий властей, и побудить администрацию района рассмотреть вопрос о возмещении понесенного ущерба жителям подтопленного села», - прокомментировал член регионального штаба Народного фронта в Бурятии, эксперт тематической площадки «Экология» Евгений Кислов.

В итоге ОНФ попросил прокуратуру отреагировать на бездействие чиновников администрации Тункинского района.

Учиться на ошибках

Между тем именно от расторопности чиновников на местах очень многое зависит, когда речь идет о стихийных происшествиях. Ведь, по прогнозам, их количество в Бурятии в ближайшие годы как минимум не уменьшится.

Если вспомнить 2021 год, то ситуация с наводнениями была на грани катастрофы. В сентябре на территории Бурятии даже ввели режим ЧС, коснувшийся Кяхтинского, Иволгинского, Тарбагатайского, Селенгинского районов, а также Улан-Удэ.

Перед этим в Наушках Кяхтинского района с 24 августа в подпольях 125 домов вышли грунтовые воды. Кроме того, затопило 220 придомовых участков и 86 домов в Наушках, Хоронхое и Усть-Кяхте.

В Селенгинском районе из-за обильных осадков поднялся уровень воды в реках Темник, Цаган-Гол, Селенга, размыло берега и дороги, повредился мост через реку Темник. Подъем уровня воды в реке Цаган-Гол в селе Гусиное Озеро привел к подтоплению придомовых территорий 15 жилых домов, в восьми из них вода выступила в подвалах. Повышение уровня воды озера Торма привело к угрозе подтопления жилых домов в селе Селендума.

В Улан-Удэ выделили 23 млн рублей на берегоукрепление и защитную насыпь. Впрочем, жители Левого Берега все же пострадали от затопления.

Чтобы предотвратить печальный исход, властям Бурятии удалось выбить из федерального бюджета деньги на строительство защитных дамб в Улан-Удэ и Наушках, намеченное  уже в этом году. На инженерную защиту этих населенных пунктов республика получит 700 млн рублей.

Однако надежда на то, что сооружения успеют возвести до прихода большой воды, невелика. Поэтому нужно готовиться к худшему. А для этого чиновникам на местах нужно хотя бы научиться оперативно отрабатывать уже случившиеся подтопления.

Станислав Сергеев, «Номер один».
© 2012 — 2025
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.