Уютная страна

Мне не с чем сравнивать: до этого лета я за границей не был (Монголия не в счет), поэтому свои впечатления о поездке в Хорватию буду давать без всяких сравнительных конструкций — лучше-хуже — просто поведаю, как все было. Может быть, сограждане, избалованные поездками в Турцию, на Кипр и прочие Мальдивы, от моих описаний скривятся, но этот материал, собственно, на них и не рассчитан. Хорватия — уютная страна для небогатых туристов.
A- A+
По земле, по небу, по воде
Восемь тысяч километров, которые отделяют наш город от Хорватии, преодолеть не так уж и просто. Мне, например, пришлось воспользоваться всеми видами транспорта. Из Улан-Удэ в Иркутск поездом, оттуда до Москвы самолетом, из столицы до хорватского города Сплит опять по воздуху, потом на автобусе до морского порта, и, наконец, до конечной точки — городка Желса на острове Хвар — пассажирским паромом. В итоге, если сложить время, которое я провел на поездных полках, в авиационных, автобусных и морских креслах, получится почти 24 часа.
Из Москвы до Сплита мы летели на болгарском чартерном рейсе почему-то с русским экипажем. Уровень сервиса на чартерах, конечно, далек от регулярных рейсов, но все же вполне приемлем. По крайней мере, поили и кормили нас постоянно. Учитывая, что до Сплита из белокаменной лететь около трех часов, можно сказать, что весь полет мы что-то поглощали. Правда, алкоголь в нашем "Bulgarian Air Charter" по совершенно необъяснимым причинам отсутствовал полностью и, отмечая перелет через границу, пришлось доставать из пакета виски, купленный в беспошлинном магазине "Duty Free". Кстати, в Хорватию можно ввозить все незапрещенные товары: над зоной выхода висит табличка "Товары, подлежащие декларированию, отсутствуют". На погранконтроле проверяют только соответствие вашего лица фотографии в загранпаспорте. Хорватская таможня также не особо усердствует: быстрый взгляд в глаза, оттиск штампа, и вот вы уже на земле Кроатии, так местные называют свою страну.
Добар дан, Хорватия
Первые впечатления, полученные из окна автобуса, довольно противоречивы. Люди на улице кажутся очень знакомыми, по крайней мере, их лица были бы вполне уместны где-нибудь на площади Советов или на Элеваторе. Удивили очень узкие дороги, к тому же лишенные всякого намека даже на небольшие парапеты. Потом я убедился, что автомобилистам в Хорватии доверяют полностью: даже на крутых горных серпантинах проезжая часть ничем не отделена от стометровых обрывов. Как говорится, захочешь упасть, и бетонные блоки не остановят. Архитектура, конечно, сильно отличается от привычной нам, кажется, что время застыло где-то между 16 и 18 веками. При этом в спальных районах стоят очень знакомые нам коробки многоэтажек, как будто перенесенные туда из улан-удэнских кварталов.
Вывески понятны без переводчика, хотя и написаны латиницей: Ljekarna (аптека), Posta (почта), Toalet (туалет), Autobusna stanica (автобусная остановка). А таблички на дверях Otvoreno или, наоборот Zatvoreno, поймет даже лишенный всяких лингвистических способностей человек. Кстати, близость языков создает некоторые смешные казусы. Например, сосиски по-хорватски звучат как "хреновки" (hrenovke).
Время назад!
После двухчасового путешествия на морском пассажирском пароме наша группа оказалась на острове Хвар. По отношению к этому острову, одному из сотен хорватских, можно не единожды применить слово "самый". Хвар — самый длинный остров в Адриатическом море, самый солнечный, на нем стоит самый древний публичный театр в Европе. В Желсе, а именно так называется городок, куда мы приплыли, я понял, что попал во времена так любимого мной в детстве капитана Блада. По крайней мере, именно так мне представлялись города эпохи благородных разбойников и развевающихся на мачтах "черных черепов". В бухте стояло сразу две яхты, стилизованные под пиратские каравеллы, так что если бы не новенький "Порш" на пристани, можно было бы подумать, что время пошло вспять. Кстати, Хвар встретил нас проливным дождем, впрочем, это был единственный ливень за две недели отдыха. К тому же, к вечеру выглянуло солнце, и в его заходящих лучах я поспешил "продегустировать" воду Адриатики и сравнить с привычной байкальской. И если по прозрачности наше "славное море" может составить достойную конкуренцию, то о температуре не стоит вообще говорить: в Байкале даже в середине июля вода не бывает такой теплой.
Популярная фамилия
Проведя первую ночь в отеле "Fontana" в двухместном номере отдельно стоящего небольшого коттеджа, я отправился утром в город менять деньги. В европейские страны, даже не входящие в ЕС, лучше всего брать евро. К долларам относятся пренебрежительно, чего стоит хотя бы тот факт, что евро меняют без всяких формальностей, а баксы — только по предъявлению паспорта. Кстати, хорватский обменник называется очень понятным и емким словом "менячница". У меня с собой были только "президенты", поэтому пришлось доставать путевник, так по-хорватски называется паспорт. Клерк в банке начал заносить мою фамилию в компьютер, а потом вдруг поднял голову и, улыбаясь, сказал: "Гусев?! Футбол! Комментатор!" На фоне проходящего чемпионата Европы это напоминание о моем знаменитом однофамильце было очень лестным.
Национальной валютой Хорватии является куна, от названия пушного зверька куницы, которая в древности была единицей расчета в этой стране. Кстати, мы придумали шутку про лидера группы "Танцы минус": фамилия Петкун для хорват звучит, как "пять кун" (примерно 30 рублей).
Жизнь в Хорватии подчинена туристическому распорядку и особенностям климата. Практически все заведения — банки, аптеки, почта — работают с 8 часов утра, потом следует огромный, по нашим меркам, перерыв с 12 до 17 часов, после которого все открывается и работает до 9 часов вечера. Сиеста объясняется жарой, которая опускается на Адриатическое побережье в дневные часы — работать все равно невозможно. Днем открыты только многочисленные кафе и бары, в тени навесов которых спасаются от зноя туристы, по каким-либо причинам не захотевшие пойти на пляж.
Учите английский, чтобы нырять в море!
Отдельного описания заслуживает море и побережье. Адриатика считается одним из самых чистых и самых соленых морей в мире. Отсюда следует, что плавать в нем — настоящее удовольствие. Прозрачность даже на больших глубинах позволяет любоваться дном и его обитателями, а плотность воды прекрасно держит на плаву. К сожалению, мне не удалось погрузиться в море с аквалангом, хотя рядом с нашим отелем был дайвинг-центр. Оказалось, что обязательным условием для инструктажа является приличное знание английского языка. Я со своим ломаным "London is the capital-city of Great Britain" никак не подходил. Пришлось купить маску и наслаждаться подводными красотами, используя старый способ ловцов жемчуга — на задержке дыхания.
В Хорватии не очень много песчаных пляжей, в основном до самого моря идут скальные породы. Спускаться в воду довольно сложно, но это в необорудованных местах, рядом с отелями, как правило, построены специальные пирсы для купания. Сочетание почти тропического моря и таких привычных для нас сосен на берегу было просто фантастично.
Лучшее средство передвижения
Передвигаться по Хорватии лучше всего на "мототабуретках" — маленьких мопедах. Водительского удостоверения практически никто не спрашивает, достаточно предъявить паспорт, чтобы удостоверить хозяина в своем совершеннолетии. Навыков в управлении "дырчиком" почти не требуется, не надо переключать скорости, просто крутишь ручку газа и не забываешь периодически нажимать на тормоза. Стоит это удовольствие 150 кун (25 долларов) за сутки, правда, на материке цена значительно ниже — около 15 долларов. Преимущества же от такого типа транспортного средства велики. Во-первых, нет проблем с парковкой, маленькие размеры позволяют ставить мопед буквально около кровати в номере, во-вторых, расход бензина просто детский, в-третьих, во многих местах проезд на автомобиле запрещен. Скорость ограничена 70 километрами в час, но по горным узким дорогам даже этого хватает с лихвой.
Лаванда и хорватское вино
Описывать свои впечатления, тем более от поездки в такую красивую страну, можно долго, но газетный формат не позволяет "растекаться мыслию по древу". Поэтому в завершение — несколько почти фотографических моментов.
Лаванда, о которой так много пела София Ротару, в Хорватии является практически национальным символом. Растет почти везде, хотя местные говорили, что без соответствующего ухода это растение погибает. А лавандовый запах, кажется, будет преследовать меня еще долго. Правда, он отгоняет комаров и лечит головную боль, так что некоторые преимущества все же есть. Кстати, лавандовое масло и маленькие мешочки с сушеной травой продаются в Хорватии на каждом углу.
Хорваты — весьма трудолюбивый народ. Очень небольшой плодородный слой заставляет их трудиться не покладая рук. Чтобы расчистить хотя бы небольшой участок земли под виноградник, им приходиться в течение многих лет собирать камни. Сначала меня очень удивили мощные каменные заборы, которые расположены практически повсюду, ничего не ограждая. А потом мне объяснили, что это камни, которые собирало не одно поколение хорватов, чтобы отвоевать хотя бы кусочек земли.
До сих пор не знаю, как — то ли радоваться, то ли печалиться — реагировать на следующий факт. Почти все, что продается в магазинах в Хорватии, сделано в Китае, начиная с пляжных тапочек и заканчивая кухонной посудой. Это понятно у нас в республике, откуда до Поднебесной рукой подать, а в европейской Хорватии смотрится немножко диковинно.
Хорватское вино имеет очень коварное свойство, на вкус алкоголь в нем практически незаметен, но после пары стаканов отчего-то хочется запеть: "Таежная, озерная, степная..." Из крепких напитков знамениты ракия и траварница. Первая по вкусу напоминает самогон, смешанный с текилой, вторая — то же самое, но с привкусом полыни... В общем, вино лучше.
Ну, и напоследок: можно прочитать сотни отзывов и отсмотреть тысячи фотографий, но так и не осознать самого главного. Потому что почувствовать запах лаванды, соленого ветра и терпкий вкус вина из дубовых бочек можно, только попробовав самому.
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.