Камень-молитва найден в Еравне
О том, что Еравнинский район Бурятии, собственно, как и многие другие, буквально напичкан загадками и тайнами, "Номер один" уже писал неоднократно. Например, в N22 мы поведали легенду о том, как Чингисхан играл когда-то живыми людьми в шахматы. Сама шахматная доска, на которой разыгрывалась партия, находится именно в Еравне. После этой публикации в редакцию "Номера один" позвонили наши читатели и сообщили о новой таинственной находке опять-таки в Еравнинском районе, неподалеку от "шахматной доски".
По словам наших собеседников, пожелавших остаться инкогнито, этот камень был обнаружен недалеко от деревни Можайка одним из местных охотников. Судя по всему, камню уже очень много лет. Однако то, что о его существовании долго не знал никто из современников, объясняется довольно просто: все дело в том, что находится он в нескольких метрах от дороги, и из-за небольших размеров (примерно, 30X40 см) летом его скрывают трава и даже самый невысокий кустарник, а зимой обычно заносит снегом. На камне, который имеет геометрически правильную форму, очень отчетливо видны линии, соединяющиеся в знаки. Фотографии находки несколько раз показывали людям, которые могли бы пролить свет на эту загадку: ученым, ламам, шаманам...
В итоге, к сегодняшнему дню появилось три наиболее правдоподобных версии происхождения необычного камня. Первая предполагает, что он находится на месте захоронения тибетского ламы. В качестве подтверждения ламы Иволгинского дацана приводят тот факт, что на камне изображена первая буква санскритского алфавита, которая звучит как начало известной молитвы: "Ом". По другой версии, камень свидетельствует тоже о древнем захоронении, но — шамана-"желтошапочника". Дело в том, что камень находится на почти сравнявшимся с землей древнем вулкане, у подножия горы Зус (или Зуз). Об этом говорят и часто встречающиеся фрагменты древнего вулканического туфа. Это значит, что здесь под землей имеются глубокие разломы и трещины, предполагающие сильные энергетические зоны. Именно в таких местах чаще всего и находят сакральные захоронения. По третьей версии, камень обозначает место для молитв, обиталище или, опять же, место захоронения какого-то древнего монаха-отшельника. По мнению буддистов, на камень может быть нанесен петроглиф молитвы, которая, будучи записанной обычным способом, заняла бы несколько книжных томов. Интересен и сам камень. Кроме того, что он явно обработан человеческими (или не человеческими) руками, одна из его сторон, которой кто-то придал плоскую форму, обработана неким таинственным коричневым составом. А уже поверх него нанесен рисунок. Технология нанесения тоже загадочна. Четкость линий дает возможность предполагать, что когда-то надпись была вытравлена очень сильной кислотой или иным растворителем.
Есть и другое, гораздо более невероятное, и оттого еще более загадочное предположение: по некоторым признакам, материал, из которого сделана надпись... инкрустирован (вживлен) в камень! Невероятные даже по нынешним меркам технологии! Короче говоря, этот, на первый взгляд, неприметный камень, спрятавшийся от посторонних глаз на склоне древнего вулкана в 25 километрах от Можайки строго на север, в сторону Мальтийского водораздела, недалеко от реки Заза, оказался крепким орешком как для почтенных лам, так и для ученых. Очень хочется верить, что после этой публикации кто-нибудь попытается найти ответ на одну из многочисленных тайн великой и прекрасной земли бурятской. Остается лишь добавить, что лама из Иволгинского дацана, увидев снимок, поинтересовался, много ли людей знают о камне? Узнав, что лишь единицы, задумчиво произнес:
- Расскажите людям, нужно чтобы о нем знали многие...
В итоге, к сегодняшнему дню появилось три наиболее правдоподобных версии происхождения необычного камня. Первая предполагает, что он находится на месте захоронения тибетского ламы. В качестве подтверждения ламы Иволгинского дацана приводят тот факт, что на камне изображена первая буква санскритского алфавита, которая звучит как начало известной молитвы: "Ом". По другой версии, камень свидетельствует тоже о древнем захоронении, но — шамана-"желтошапочника". Дело в том, что камень находится на почти сравнявшимся с землей древнем вулкане, у подножия горы Зус (или Зуз). Об этом говорят и часто встречающиеся фрагменты древнего вулканического туфа. Это значит, что здесь под землей имеются глубокие разломы и трещины, предполагающие сильные энергетические зоны. Именно в таких местах чаще всего и находят сакральные захоронения. По третьей версии, камень обозначает место для молитв, обиталище или, опять же, место захоронения какого-то древнего монаха-отшельника. По мнению буддистов, на камень может быть нанесен петроглиф молитвы, которая, будучи записанной обычным способом, заняла бы несколько книжных томов. Интересен и сам камень. Кроме того, что он явно обработан человеческими (или не человеческими) руками, одна из его сторон, которой кто-то придал плоскую форму, обработана неким таинственным коричневым составом. А уже поверх него нанесен рисунок. Технология нанесения тоже загадочна. Четкость линий дает возможность предполагать, что когда-то надпись была вытравлена очень сильной кислотой или иным растворителем.
Есть и другое, гораздо более невероятное, и оттого еще более загадочное предположение: по некоторым признакам, материал, из которого сделана надпись... инкрустирован (вживлен) в камень! Невероятные даже по нынешним меркам технологии! Короче говоря, этот, на первый взгляд, неприметный камень, спрятавшийся от посторонних глаз на склоне древнего вулкана в 25 километрах от Можайки строго на север, в сторону Мальтийского водораздела, недалеко от реки Заза, оказался крепким орешком как для почтенных лам, так и для ученых. Очень хочется верить, что после этой публикации кто-нибудь попытается найти ответ на одну из многочисленных тайн великой и прекрасной земли бурятской. Остается лишь добавить, что лама из Иволгинского дацана, увидев снимок, поинтересовался, много ли людей знают о камне? Узнав, что лишь единицы, задумчиво произнес:
- Расскажите людям, нужно чтобы о нем знали многие...