"Мне неважно, что вас ловили на воровстве"

Большинство детей, находящихся в лагере труда и отдыха "Чайка", состоят на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних. Они не раз привлекались за правонарушения и были нередкими гостями отделений милиции. Подростки, которых равнодушные горожане привыкли видеть промышляющими воровством на рынках, здесь впервые действительно зарабатывают деньги, занимаются спортом и проявляют огромные способности к учебе и творчеству. Они живут здесь одной большой семьей, в которой нет места воровству и дракам. Здесь всех объединяет одинаковый опыт детей, повидавших достаточно в своей еще не очень большой жизни. Культовый фильм 80-ых "Пацаны" нашел здесь свое воплощение в жизни.
A- A+
Два мальчика-подростка, стоя под проливным дождем, робко заглядывали через ворота на территорию лагеря. Третья смена в "Чайке" началась уже несколько дней назад. Мальчики без всяких приглашений, документов и помощи родителей отправились в Заиграевский район пешком. Добравшись до "Чайки", они были уверены — их никто не прогонит. В маленьких, заставленных кроватями корпусах, найдется место и для непрошеных гостей. Из лагеря, где жесткая дисциплина и все отвечают за проступок одного, убегают редко, наоборот, дети, уходя от родителей, просят оставить их здесь. Директор лагеря Анатолий Григорьевич Розенко уже десятый год подряд, открывая лагерные смены, говорит своим воспитанникам:
"Мне неинтересно, чем вы занимались раньше, сколько раз вас ловили на воровстве, есть ли у вас судимость и как давно вы начали курить. Здесь мы попробуем жить поновому, и главное — верить друг другу и честно трудиться".
Воспитанники лагеря называют своего директора "батькой". Анатолий Розенко, проработав двадцать девять лет начальником цеха на улан-удэнском авиационном заводе, сегодня почти не представляет своей жизни без этих, казалось бы, неуправляемых подростков. Стремление помочь ребятам определиться в жизни появилось у нынешнего директора-батьки еще в те далекие годы работы на заводе. Тогда он проводил уроки труда прямо на производстве, подбирая для старшеклассников посильные задания. Дети ежемесячно получали зарплату, а по окончании школы — удостоверение о приобретенной специальности. Потом, Анатолий Григорьевич окончательно ушел с завода и стал работать в Центре технического творчества поселка Gагорск и затем стал директором лагеря "Чайка".
В 1999 году лагерь перенесли в село Ацагат. Теперь корпусами для детей служат домики, в которых раньше жили священнослужители расположенного неподалеку Ацагатского дацана.
Согласно распорядку дня, каждый ребенок, находящийся в "Чайке", должен честно трудиться по четыре часа в день: девушки стирают белье, занимаются уборкой, работают на огороде, мальчики помогают строить для лагеря баню, устанавливают заборы. Кроме этого, все собирают лечебные травы и сдают их в дацан. Каждый отработанный час фиксируется воспитателем или бригадиром в специальной ведомости: кто ленился, не полное время работал, а кто даже в дождь ходил картошку окучивать.
За один час работы в "Чайке" получают два рубля. Поначалу кто-то из недовольных подростков пытался сравнить эти деньги с теми, что можно "заработать" на рынке, но со временем таких не осталось. В среднем за всю смену дети получают по двести честно заработанных своими руками рублей.
"Многие дети начинают тратить свои заработки еще в лагере, — рассказывает директор. — Большинство подростков не может прожить и дня без сигареты, а чтобы не было воровства, я разрешаю покупать сигареты в кредит".
За двадцать один день лагерной смены, по мнению Анатолия Григорьевича, от табака трудно отучить, и поэтому здесь дети не прячутся по околоткам, а открыто курят в специально отведенном месте. Хотя отказ от вредных привычек в лагере только приветствуется. Тем, кто в течение месяца бросил курить, на закрытии смены вручаются грамота и подарок. Многие воспитатели "Чайки" очень хорошо ладят с детьми, потому что еще несколько лет назад сами находились в лагере в качестве "трудных".
Сегодня, кроме "трудотерапии", они организовывают для ребят и занятия, направленные на нравственное обучение. Проводятся ролевые игры, где кто-то исполняет обязанности рэкетира, а кто-то жертвы, наркомана или алкоголика. Максимально погружаясь в ситуацию, подростки как бы со стороны смотрят на свои поступки и уже осмысленнее стремятся избавиться от них.
"В прошлом году, — рассказывает Анатолий Григорьевич, — мы попытались сделать эксперимент, совместив в одной смене подростков, находящихся на учете в милиции и детей-инвалидов. На первый взгляд жестокие и очерствевшие дети на самом деле оказались добрыми и восприимчивыми. Они помогали ребятам с ограниченными возможностями буквально на каждом шагу: переносили их через бордюры, помогали забраться на лестницы, сами придумывали игры, где могли принимать участие и дети-колясочники. В конце смены многие признавались мне, что стали намного больше ценить свое здоровье и возможность жить полноценно".
Директор "Чайки" Анатолий Розенко считает, что, вернувшись из лагеря, подростки чаще всего снова принимаются за свои прежние, уголовные занятия. Он убедился, что за двадцать один день практически невозможно отучить человека от вредных привычек и помочь ему определиться в жизни. Поэтому уже почти десять лет он мечтает создать в лагере подростковую деревню, где "трудные" дети могли бы находиться круглый год:
"Дети, убегая от своей жизни, сейчас идут к нам в лагерь пешком. Если бы мы смогли найти немного средств для покупки скота, строительных материалов для утепления столовой и бани, то в дальнейшем можно было бы рассчитывать на полную самоокупаемость лагеря, где каждый ребенок получит профессиональные навыки, научится ценить свой труд и каждый честно заработанный рубль".
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.