Байкальские проекты не оправдывают ожиданий

Изучение и защита озера Байкал — вопрос мирового уровня. В этом деле участвуют множество стран. Только за последние десять лет природоохранные проблемы в Байкальском регионе изучались в 40 международных проектах. Освоенные денежные средства составили десятки миллионов долларов. Однако большой вопрос: достигли ли эти немалые деньги цели?
A- A+

Миллион евро потрачен впустую

Результаты международного сотрудничества неоднозначны. С одной стороны, благодаря ему удалось заметно повысить уровень фундаментальных знаний о Байкале. Однако, с другой стороны, это сотрудничество не так эффективно, как хотелось бы. По мнению Арнольда Тулохонова, одного из видных ученыхприродоохранников, ситуацию надо исправлять.

Арнольд Тулохонов, директор Байкальского института природопользования (БИП) СО РАН: "С точки зрения оценки низкой эффективности можно выделить проект ТАСИС "Реконструкция комбината "Востсибуголь". Исходя из ведомственных интересов, данный проект полностью сосредоточился на решении экономических задач Черемховского и Мугунского угольных разрезов, не имеющих никакого отношения к бассейну оз.Байкал.

Как известно, проекты ТАСИС должны в равной степени решать экологические проблемы Байкала, как на территории Иркутской области, так и в Республике Бурятия. Между тем, два крупнейших объекта угольной промышленности Бурятии остались вне проекта, хотя именно они расположены на территории бассейна озера. Потому можно утверждать, что около миллиона евро было потрачено на цели, далекие от решения байкальских проблем".

Этот проект не единственный, который, по мнению специалистов, практически ничего не дал для улучшения положения на Байкале.

Куда уходят деньги?

Арнольд Тулохонов: "Печальный опыт остался после сотрудничества с фирмой "Diloit and Tush" и "Environmental Resources Managment" (Великобритания), которые выиграли тендер на реализацию японского гранта по составлению мастерплана по развитию экотуризма на Байкале. Затратив более 600 тысяч долларов США, фирмы составили отчет, по качеству близкий к плохой курсовой работе студента, полный технических ошибок.

К таким же малоэффективным проектам я отношу и реализацию так называемого "проекта Дэвиса" по программе импорта энергосберегающего и природоохранного оборудования по линии Агентства международного развития США. Или разработку проекта создания этнического заповедника в Окинском районе, реконструкцию исторических памятников в Кяхте и т.д. Это — яркий пример ненужной траты средств общественными организациями".

Глава Байкальского института природопользования до сих пор с горечью вспоминает большой проект Глобального экологического фонда (ГЭФ), который реализовывался в России во второй половине 90-х. Тогда ГЭФ, Международный банк реконструкций и развития, Евросоюз, США, Великобритания, Канада, Швейцария и др. страны объявили о готовности предоставить России 300 млн (!) долларов. Пришли деньги и на Байкальский регион.

Арнольд Тулохонов: "За давностью времени не будем приводить имен и деталей. Однако можно отметить, что зарубежные эксперты ориентировались на "зеленое" движение. Государственные, академические, вузовские структуры игнорировались.

По неясным причинам кто-то определил, что сохранение экосистемы Байкала в равной степени касается Бурятии, Иркутской и Читинской областей. Соответственно, они получили равное финансирование, что в итоге не дало ожидаемых результатов".

И руководство Байкальским компонентом расположили в Иркутске. Хотя, по мнению наших экологов, по логике и географическому расположению лучше всего подходила Бурятия.

Арнольд Тулохонов: "Более всего пострадала читинская часть проекта и неоправданно увеличилась иркутская часть — в пересчете на площадь бассейна озера Байкал. Много времени и средств было потрачено зарубежными и московскими специалистами на семинары и совещания, посвященные разработке общих документов. В конечном итоге мы убедили руководство проекта в необходимости сокращения визитов из центра и переноса акцента на местных специалистов.

Основной объем работ по компоненту "Сохранение биоразнообразия в Байкальском регионе" выполнен местными специалистами, однако их авторство не указано в отчетных материалах".

И сегодня зачастую работа международных экологических организаций на Байкале сводится к решению частных задач, несогласованных с задачами местного сообщества. Основные расходы приходятся на оплату услуг зарубежных консалтинговых фирм, командировки экспертов и учебные семинары.

Положительные итоги международного сотрудничества, разумеется, тоже есть. Однако польза от него должна быть больше. По мнению бурятских ученых, полезность должна быть главным критерием оценки разных проектов. Проекты должны иметь практическое значение для регионов — помогать решать их экологические проблемы.

А финансовые затраты — соответствовать результату. Гора не должна рожать мышь.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.