Жительница Сосновоозерска возвела храм-красавец

Этот дом в селе Сосновоозерск Еравнинского района знает каждый. Первый встреченный мною на главной улице райцентра мальчик на вопрос, где живет Валентина Петровна Банщикова, сначала призадумался, но как только я добавила "та, что выстроила церковь", радостно закивал головой и указал на соседний дом. Зеленые ворота с орнаментом, чистые окошки и незапертая дверь. Здесь живет необычная женщина, которая сумела собственным энтузиазмом, силой своего духа поднять народ на строительство единственного пока в районе православного храма. Епископ Читинской и Забайкальской Епархии владыка Евстафий, побывав в селе, сказал, что еще ни разу не приходилось ему видеть такой красивый храм в деревянном исполнении. Односельчане уверены: церковь потому родилась такой красивой, что ее выстроила женщина.
A- A+

В здании часовни была типография газеты "Сталинец"

 Валентина Петровна встретила меня с доброжелательной улыбкой. Статная, с длинной густой косой, строительница Прихода Нерукотворного Образа Христа Спасителя на вид простая сельчанка. И только в добром спокойствии ее глаз и в смирении голоса чувствовалась миролюбивая душа истинной христианки. Все родные Валентины Петровны — простые колхозники, родители матери из далекой Пензы. Там, среди ее родственников, когда-то были священники, которых во времена революции, как врагов народа, расстреляли. По словам Валентины Петровны, она всегда была верующей, знала, что все мы живем на земле по Божьей воле, но окрестилась вместе с мужем только десять лет назад, когда поняла, что это ей просто необходимо.

Она не любит рассказывать о себе и своих заслугах. Говорит, все сделано было с божьей помощью. Только искренняя вера и желание во что бы то ни стало построить в родном селе церковь помогли ей пять лет назад возложить на свои плечи заботы о строительстве храма. Именно тогда, в 1999 году, на общем собрании верующих по предложению благочинного отца Олега Валентину Петровну избрали старостой прихода. Тогда же было решено построить в Еравнинском районе церковь. Место для нового храма выбрали неслучайно: когда-то в Сосновоозерске была часовня в честь святителя Иннокентия Иркутского, но с приходом советской власти в 1936 году ее закрыли, а здание сначала приспособили под типографию районной газеты "Сталинец", а в 60-е годы устроили в бывшей часовне детский сад. Потому возрождение храма начали практически с нуля.

— Деньги на храм собирали всем миром, — начала свой рассказ Валентина Петровна, показывая первые приходно-расходные тетрадки. — Сама ходила по дворам, просила помочь кто, чем может. Кто подавал на строительство три рубля, кто пять, больше десяти рублей поначалу никто и не жертвовал. В других селах просила знакомых подворно обойти всех жителей. Конечно, собранных денег оказалось мало. Тогда за помощью я обратилась в районную администрацию, где меня поддержали и выделили на строительство 50 тысяч рублей, а затем стала собирать с организаций, колхозов и совхозов однодневные заработки.

У церкви должны быть позолоченные кресты и колокол

В то время сама Валентина Петровна была безработной. Ее, музейного работника, сократили. У женщины, воздвигшей храм, с деньгами было не то что негусто, а совсем туго. Две дочери Банщиковых учились в Иркутске, спасало только хозяйство, а еще вера, что храм будет. Что когда-нибудь каждый желающий сможет зайти в него, помолиться о своих детях и внуках, окреститься, покаяться в грехах. Дату начала строительства Валентина Петровна помнит как день рождения своего дитя: 11 октября 2000 года с бригадой плотников был заключен договор, а 4 ноября в основание церкви был положен первый венец. Проектом для будущей церкви послужил храм в поселке Селенгинск, который во время строительства постоянно обновлялся: строили так, как подсказывали ум и сердце, ведь Еравнинский район большой — 20 сел, людей много, нужен был большой и красивый храм. В проект была добавлена колокольня — колокол, по общему мнению, должен был быть обязательно.

Кресты для церкви ковали в городе, в кузне при Троицком Храме. Поначалу из-за безденежья решено было покрасить их бронзовой краской. На сусальное золото в те годы нужны были немалые для района деньги — 30 тысяч, не считая затрат на работу. Так и сделали, но через год кресты потемнели.

— Я тогда пришла к главе администрации и сказала, что кресты обязательно надо позолотить, без них храм не строится, — говорит строительница церкви. — За год стоимость покраски возросла до 50 тысяч, но глава района согласился. Потом заказали купола, сделали иконостас. В общей сложности на строительство храма ушло 710 тысяч рублей.

Чудо в новом храме

Спасский Храм строился пять лет. И все эти годы Валентина Петровна не знала ни минуты покоя — искала деньги, доставала материалы, искала рабочих, хлопотала о внутреннем убранстве храма. Сама вставала вместе с дочерью в четыре утра, чтобы до жары успеть побелить штукатурку, расклеивала объявления, чтобы кто-нибудь пришел и помог побелить. "Низкий поклон всем тем, кто работал на славу Божию, кто помогал, чем может", — повторяет Валентина Петровна.

Были случаи, когда сельчане приносили для новой церкви старинные иконы, передаваемые в семье по наследству. И странное дело, иконы в церкви начинали обновляться. Иконы, на которых с трудом можно было разобрать написание, постепенно светлеют, проявляя святой лик новым прихожанам. Это по церковным канонам считается чудом. И очень хорошим знаком.

25 декабря прошлого года Епископ Читинской и Забайкальской Епархии владыка Евстафий совершил освящение Спасского храма, а в июле 2005 года в Приходе Нерукотворного Образа Христа Спасителя начались службы. К храму потянулись люди. В феврале этого года в церкви был совершен первый обряд венчания.

— Люди постепенно возвращаются к вере, — собираясь к вечерней службе, говорит Валентина Петровна. — Прихожан в церкви становится все больше. Люди крестятся, ходят на службы, тянутся к богу. Ведь как тяжело на свете человеку без веры жить... Только с духовной опорой, с верой в добро, с верой в бога жизнь наполняется настоящим смыслом.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.