Три «Ч» за спиной

Общественники Бурятии поднялись в горы Хамар-Дабана
A- A+
Поход медийных и общественных деятелей в горы Хамар-Дабана прошел с 4 по 9 августа. Целью экспедиции было посетить достопримечательности хребта, в том числе и тропу, по которой в старину проходил Великий чайный путь из Кяхты. Участвовали известный фотоблогер Алексей Сватов, фотокорреспондент Александр Гармаев, общественники Елена Цветкова и Василий Тараруев и ряд менее известных лиц, всего же двенадцать человек. Возглавил экспедицию лидер культурного объединения «Сварга» Артем Агафонов, опытный турист и гид.

Группа добралась на поезде из Улан-Удэ до Слюдянки, откуда в кунге ГАЗ-66 доехала по лесной дороге до кафе «Привал» посреди тайги. Это было отправной точкой маршрута, далее предстояло пройти несколько километров по узким лесным тропам, минуя ручьи, поднимаясь в гору. Двигаясь несколько часов с тяжелой поклажей, миновали метеостанцию и турбазу рядом с ней, потом предстояло преодолеть по серпантину сопку близ пика Черского, чтобы, спустившись, встать лагерем рядом с горной речкой Подкомарной. Здесь заночевали, чтобы с утра двинуться непосредственно на объекты.

Пик Черского и водопады Подкомарной

Это высшая точка Комаринского хребта Хамар-Дабана и популярный туристический объект Южного Прибайкалья. Каждый год пик посещают тысячи туристов. Гора названа в честь выдающегося исследователя Сибири Яна Черского.

Хотя восхождение на пик не требует альпинистской спецподготовки, на пути к нему есть достаточно сложный участок. Это узкий, скалистый гребень седловины, соединяющей пик Черского с примыкающей сопкой. При движении по скалам есть риск соскользнуть по крутому склону. И хотя там протянут страховочный трос, им тоже следует пользоваться грамотно. Даже на таком несложном маршруте следует быть осторожным, о чем напоминает мемориал у тропы в память туристки Раисы Кириллиной, сорвавшейся в пропасть. Тем не менее туристов на горе очень много, каждый день здесь проходят десятки человек, если не сотни.

На вершине горы – мемориальная доска в честь Яна Черского с его краткой биографией. Тут же – поклонный крест с православной молитвой и мемориальная доска в память бойцов спецназа, погибших при исполнении долга. Чуть в стороне – покосившаяся геодезическая тренога. С горы открываются обширные панорамы, у подножия пика Черского – озеро Сердце, получившее название за характерную форму.

После пика Черского – обед в лагере и следующий пункт программы: каскад водопадов Подкомарной. Чем ниже спускаешься вдоль русла, тем встречаются более величественные водопады, роняющие воды с высоты пяти-семи метров. Чтобы добраться к водопадам ближе, часто приходилось карабкаться по крутым скалам.

В лагерь поднимались уже по другому берегу реки. Отметим, Подкомарная в какой-то момент сливается с другой речкой, и если проглядеть, при подъеме наверх есть риск уйти не в ту сторону. По дороге натыкаешься то на следы жизнедеятельности каких-то животных, то на брошенные стоянки лесорубов.

Чертовы ворота и пик Чекановского

Утром нового дня – сбор лагеря и путь в сторону перевала Чертовы ворота. Нужно перебазироваться на пару километров дальше по низине. Снова лесные тропы, горные реки, пороги. Наконец, разбиваем лагерь под кедрами неподалеку от Чертова озера – болотистого водоема, расположенного перед самым перевалом.

Перевал Чертовы ворота и правда навевает ассоциации с огромным ходом в неизвестность, горы по обеим сторонам кажутся раскрытыми створками. Впереди открываются виды на лесистые сопки внизу. Когда-то давно именно здесь проходили чайные караваны. А еще впереди – земли Тункинского нацпарка. В середине на перевале высится каменный курган. Рядом с ним – снова мемориал погибшему: некий Владимир Ражин, попавший в 1988 году под снежную лавину. Напоминание, что горы не любят легкомыслия.

Полюбовавшись видами с перевала, экспедиция выдвигается на новый объект – пик Чекановского. Тропа к нему пролегает к востоку от Чертова озера. Пик – высшая точка местности Безымянный голец на водоразделе Байкала и реки Утулик. Назван он в честь другого выдающегося сибирского исследователя – Александра Чекановского.

Сначала нелегкий подъем по лощине на перевал, через горные ручьи и курумник – обширные россыпи крупных камней. Вечером, когда становится прохладнее, из нор в курумнике вылезают северные пищухи – похожий на мышь крупный грызун рыжеватого окраса, размером с морскую свинку. Эти зверьки оглашают окрестности пронзительным писком.

Потом подъем на сопку, с которой открывается путь на пик Чекановского. Дальше идти придется по относительно комфортному маршруту – пологому длинному плато, зато идти предстоит одиннадцать километров. Поэтому такой, казалось бы легкий, путь выдержали не все. 

Пик Чекановского, в отличие от пика Черского, из-за удаленности посещается мало, протоптанных троп нет. Под ногами сплошной ковер мха, упругий, как батут. Сквозь него то и дело проглядывают шляпки маслят, временами попадаются кустики голубики. Справа – сплошной длинный обрыв, с него видны уходящие вдаль вершины лесистых сопок. Где-то там – граница Бурятии.

Наконец после долгой дороги всходим на пик Чекановского. Там опять тренога-триангулятор – других рукотворных сооружений нет. Склоны пика почти отвесны. Любуемся обширными видами с высоты, фотографируемся и идем назад. Теперь надо успеть в лагерь до девяти вечера – иначе начнет темнеть, а ходить по кручам впотьмах небезопасно. Но успели засветло. Потом – суп из собранных грибов, разговоры у ночного костра, запах дыма. План выполнен – экспедиция посетила все три «Ч».

В завершение

В последний день похода предстоял многокилометровый путь до кафе «Привал», откуда снова в кунге грузовика до Слюдянки. Отметим, эта дорога проходит мимо старинного каменного карьера, где добывают белый мрамор. Именно из него сделано старинное здание вокзала на Слюдянке.

Что касается походных впечатлений, прежде всего следует отметить красоту природы – лесная чаща, горные ручьи с чистейшей водой, красивые скалы и водопады, чистый таежный воздух. Можно лакомиться лесной ягодой или собирать грибы. На привалах наслаждаешься тишиной, которую нарушает лишь журчание горной реки. 

Низины покрыты густым лесом, в основном кедр и лиственница, вершины гор «лысые», лишь кое-где тянутся заросли кедрового стланика и можжевельника. Склоны обильно покрывает кустарник. Хотя здесь водятся дикие звери, обилие людей на тропе давно отпугнуло всю фауну. Можно увидеть лишь пищуху и птицу-кедровку.

Путь к «трем Ч» требует хорошей выносливости – многокилометровый марш по подъему с тяжелым грузом снаряжения сильно выматывает. Само снаряжение стоит взять качественное – будет очень плохо, если в дороге порвется рюкзак или придет в негодность обувь. Жара может внезапно смениться ливнем, ночи в горах довольно холодные, поэтому стоит озаботиться теплым спальником. 

Отдельную благодарность стоит выразить Артему Агафонову – организатору похода, гиду, инструктору. Он находил силы помогать отстающим на тропе, готовить дрова и варить обед сразу после тяжелого перехода, помогать преодолевать опасные участки или проводить поисковую экспедицию, когда некоторые участники группы задержались подозрительно долго. Маршрут, места привалов, рацион питания – все было спланировано им до мелочей.

В заключение скажем, что горы Хамар-Дабана богаты природными красотами, которые ждут любителей походной романтики. Достаточно лишь оторваться от дивана и собрать рюкзак. У каждого, кто побывал в этих горах, Сибирская Швейцария оставит самые яркие впечатления.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.