20.09.2017
В планах также смена флота, возведение причалов и туристические круизы по Селенге

На днях состоялось третье заседание рабочей группы по вопросам развития водного туризма. Команда была сформирована по распоряжению министра транспорта России Максима Соколова. Обсудить проблемы пассажирских перевозок на Байкале прибыл руководитель Росморречфлота Виктор Олерский. Судя по всему, после его визита туризм Бурятии ждут глобальные перемены.
 
Межрегиональные круизы
 
В здании правительства собрались представители федеральной и местной власти, бизнесмены из Иркутской области и Бурятии, сотрудники надзорных ведомств. Уже с первой вступительной фразы Виктора Олерского стало понятно, что разговор предстоит долгий.
 
– К сожалению, потенциал водного туризма в Бурятии не использован до конца. Я бы даже сказал, что использование его – минимально. В то время как за границей зачастую это основная статья доходов, – начал Виктор Александрович.
 
Ремонт и строительство причалов, обновление флота и дноуглубительные работы на реках позволили бы развить водный туризм и, как результат, принести в бюджет республики миллионы налоговых отчислений. Это в своем докладе отразил министр транспорта Бурятии Сергей Козлов.
 
– Построенный в Турке причал станет частью межрегиональной сети регулярных маршрутов, соединяющей населенные пункты Бурятии и Иркутской области, – рассказал Сергей Юрьевич.
 
Чтобы реализовать туристические рейсы между двумя соседствующими регионами, необходимо углубить дно в устье реки Турка. Работы обойдутся примерно в 180 миллионов рублей. Также есть необходимость строительства гидротехнических сооружений в порту реки. Но и это, пожалуй, не все.
 
– Для осуществления пассажирских перевозок необходимо построить причалы и плавучие понтоны в Северобайкальске, на мысе Котельниковский, местности Хакусы, в Нижнеангарске, Танхое, Байкальске, Энхалуке, Сухая, Выдрино, Тунка, Усть-Баргузин и  в поселке Курбулик, – перечислил министр.
 
Ориентировочная стоимость возведения всех сооружений – 300 миллионов рублей. Сергей Козлов предложил включить работы в ФЦП «Развитие транспортной системы России» и предусмотреть финансирование до 2020 года.
 
Если федеральная власть поддержит все вышеперечисленные проекты, по Байкалу начнут курсировать теплоходы с туристами. Это позволит увеличить турпоток и пополнить бюджет республики.
 
160 тонн грязи сливают в Байкал
 
Состояние причалов оставляет желать лучшего, требуются большие затраты на ремонт существующих и строительство новых. К примеру, министр транспорта предложил реконструировать пирсы Байкальской переправы.
 
– Это значимый для истории страны объект, в годы Русско-японской войны переправа обеспечивала сквозное движение по Транссибирской железной дороге. С помощью нее на фронт попадало вооружение, провизия и обмундирование, – отметил Сергей Козлов.
 
Для восстановления Байкальской переправы требуется 630 миллионов рублей. Также нужны деньги для поддержания в надлежащем состоянии причалов в Усть-Баргузине, по реке Селенга и в Турке.
 
А вот на южном побережье Байкала строительство причалов нецелесообразно по климатическим особенностям. 
 
Пирсы – далеко не все, что требуется для развития водного туризма. Для курсирования теплоходов необходимо провести дноуглубительные работы на реках. Но для начала построить шаланду, которая будет выполнять эти функции. Она обойдется бюджету в 250 миллионов рублей. Однако есть возможность сэкономить – отремонтировав существующий земснаряд.
 
Также на заседании подняли экологически важный вопрос – загрязнения Байкала. На сегодняшний день озеро бороздят около 2500 судов. Из-за этого появились проблемы с утилизацией хозяйственно-бытовых и сточных вод, твердых коммунальных отходов и подсланевых (нефтесодержащих) вод.
 
Подавляющее число теплоходов не сдают отходы в специальные пункты, а сбрасывают прямо в озеро. По приблизительным подсчетам, ежегодно в Байкал попадает около 160 тонн нефтепродуктов.
 
Бункеровщик за полмиллиарда
 
Решением экологической проблемы может стать строительство судна-бункеровщика для утилизации отходов. Одно такое уже есть на Байкале, однако оно требует модернизации и находится на иркутской стороне. Новое хотят разместить на бурятской стороне.
 
Конкурс на изготовление экологического судна пройдет в ближайшее время. Строить планируют прямо на Байкале. Бункеровщик будет сжигать мусор и перерабатывать нефтесодержащие воды.
 
– Его строительство позволит минимизировать сбросы в воды Байкала. Оно будет принимать как жидкие, так и твердые отходы, а также  канализационные стоки и нефтепродукты с других судов,  очищать и сбрасывать в Байкал уже чистую воду. Также на этом судне предусмотрена специальная печь для сжигания твердых отходов, соответствующая экологическим требованиям, – отметил глава Бурятии Алексей Цыденов.
 
Строительство экосудна оценивается в полмиллиарда рублей, финансирование – из федерального бюджета. Ввести в эксплуатацию планируют уже в 2019 году. Базироваться оно будет в Турке, где максимально присутствует флот.
 
Круиз по Селенге
 
Представители туристического бизнеса, в свою очередь, отметили важность пассажирских перевозок по Байкалу и Селенге. Они уверены, что прогулки на теплоходах позволят увеличить интерес к Бурятии. Между тем это вплотную зависит от смены флота на озере. Если качество сплавсредств будет повышено, туристических круизов станет в разы больше и, самое главное, они будут безопасными.
 
Туроператоры внесли свои предложения по поводу развития водного туризма. На их взгляд, нужно проложить маршрут по Селенге от Улан-Удэ до села Омулевка. Он не только привлекателен, но и экономичен. Правда, чтобы это сделать, требуются дноуглубительные работы на реке, что, в принципе, уже в планах. В перспективе также круизы одного дня на Байкале.
 
Собственно, предложений на заседании прозвучало очень много. Были желающие незамедлительно взяться за строительство экосудна, были те, кто готов проложить новые турмаршруты, и те, кто хочет ужесточить законодательство. Одним словом, инициатив прозвучало много.
 
Однако торопиться власти не собираются. Высоки риски наделать ошибок. По итогу совещания было решено начать развитие водного туризма со строительства экосудна, реконструкции земснаряда – судна, предназначенного для проведения дноуглубительных работ, и попытки ужесточить законодательство в сфере нелегального туризма.
 
Все остальное будет обсуждаться на федеральном уровне после окончания всех мероприятий. К слову, их у рабочей группы намечено семнадцать. Следующий шаг – выезд на Байкал и осмотр причальных конструкций.
 
– Революции, конечно, не будет, но развитие водного туризма я вам обещаю, – такими словами закончил обсуждение байкальских проблем Виктор Олерский.
 
Служба информации «Номер один».
^